Перечисленные выше принципы – своеобразные первоэлементы демократии, объединяются и воплощаются с соответствующей полнотой в выборах, которые являются важным признаком этого порядка. Без настоящих выборов о демократии невозможно вести разговор, но демократия совсем не сводится к выборам и не исчерпывается ими. Для демократии выборы – “момент истины”. Это – волеизъявление свободных граждан, это создание власти, олицетворение самоуправления.
Элементарным требованием для осуществления истинного выбора является осведомленность граждан в тех делах, по которым принимается решение. Поэтому для демократии и выборов такое большое значение приобретает свобода собраний и свобода высказывать собственную мысль. Демократия ничего не стоит без возможности обратиться к массе, без убеждающей риторики и критики, когда вниманию “уважаемой общины” предлагаются точки зрения, аргументы, информация – все то, без чего очень тяжело принять правильное решение.
Демократия невозможна без свободного слова, - именно с его помощью и под его влиянием формируется и живет общественная мысль – действующая сила демократии. Демократия – социальное самоуправление, которое осуществляют равноправные граждане через непосредственное участие в обсуждении и решении общественных дел путем свободного выбора (голосования).
Относительно последнего (необходимости свободного выбора) заметим, что в условиях демократии гражданин не должен уклоняться от возможности и необходимости такой выбор совершать. Функции выбора и самоопределения составляют основу личности, человек свободен в выборе, но не может уклониться от необходимости выбора.
В свое время, размышляя над сущностью демократии, С.Соловейчик в одном из новаторских учебников по основам демократии писал: “Сущность и соль демократической власти в том, что она не является властью в обычном понимании слова. В условиях демократии наибольшая власть принадлежит не государству, не органам и организациям, а человеку. Но это власть не над человеком, а над самим собою. Управление собою”.
Демократия – прежде всего социальное самоуправление, само-стоятельность (здесь мы стремимся подчеркнуть метафоричность слова – стоять крепко, держась на своей силе, держась своей правды и своего выбора).
Это система, о которой так говорил Авраам Линкольн: “government of the people, by the people, for the people”, то есть устройство, где существует “правление народа, через посредничество самого народа, для народа”(иногда перевод еще более простой : правительство “народа, из народа и для народа”)
1.3 Демократия прямая и представительная
Такую первичную, истинную форму демократии (мы употребляем слово “истинную”, так как именно в этом случае демократия наиболее полно реализует и проявляет свою своеобразность и сущность) определяют как прямую и непосредственную демократию. Она получила такое название из-за того, что гражданин имеет возможность прямо и без любых посредников влиять на состояние дел, проявлять свою волю, высказывать свою мысль. Современная демократия проявляется большей частью представительными своими формами, предусматривающими делегирование народом власти и полномочий своим избранникам, которые получают соответствующие властные рычаги вследствие выборов. В античных Афинах на народное собрание приходило до 5-6 тысяч граждан, и это, вероятно, определенная естественная граница количества людей, которые могут собраться вместе и относительно конструктивно работать. Сегодня существуют сотни мегаполисов, где живут миллионы людей, которые никогда не соберутся уже на какие-то собрания и способны только проголосовать за что-то один раз за несколько лет. Демократия нередко оказывалась нестойкой, шаткой, пораженной разными недостатками. Известный американский публицист и государственный деятель Александр Гамильтон по этому поводу заметил еще двести лет назад: “Старинные демократии не отличались чертами умного правления. Народ, который собирался для решения проблем, представлял собой неуправляемую толпу, не только не способную к дискуссии, но готовую к любым крайностям”.
Это все так, но все ж таки надо признать и другое: каждый из нас является представителем таких сообществ и группировок, полноценное существование которых может быть обеспечено только через непосредственную демократию, через заинтересованное и повседневное участие граждан. Это касается хотя бы местного самоуправления, принадлежности нас к соседскому сообществу, которое определяется общим проживанием на одной улице, в одном подъезде, в границах одного квартала, одного села, поселка или города. Можем сформулировать еще один важный принцип демократии: это такая форма власти в обществе, которая требует заботы и сознательной сосредоточенности граждан на ее защите.
В отличие от многих других форм и разновидностей организации власти, которые действуют едва не “автоматически”, демократия предусматривает втягивание граждан в дела, хлопоты и заботы, опасности, стрессы и нелады.
Следует признать, что слово “демократия” - это один из случаев, когда буквальный перевод слова не способствует пониманию сути, а иногда этому пониманию даже мешает. Скажем, если это власть именно народа, то кого можно (надо) считать этим народом? Какой объем власти может в принципе взять на себя народ? Над кем народ эту власть осуществляет? Может ли вообще принадлежать власть народу фактически? Итак, надо признать, что слово “демократия” обозначает не только и не столько явление власти в его живой конкретике, а сложную проблему (а еще точнее – ряд проблем), что никогда нельзя решить раз и навсегда.
Если рассмотреть истоки демократии в свете современных знаний, то надо констатировать, что демократия как социальное явление возникала целиком естественным путем, как следствие постепенного развития общества, движения его к более развитым и совершенным формам. Это – не “изобретение” какой-то нации или какого-либо гения – это необходимая и органическая форма социального бытия, естественной самоорганизации.
Укажем на важное обстоятельство, о котором часто склонны забывать исследователи и преподаватели. Демократию тяжело (можно сказать, что невозможно) найти где-то в образцово идеальном виде. Как и каждое учреждение, изобретенное и сохраненное людьми, демократия несет на себе отражение человеческой ограниченности и несовершенства, непоследовательности и недальновидности. Но надо обратить особое внимание и признать, что явление (феномен) демократии имеет всепроникающий, планетарный характер. Элементы ее сохранялись и тлели в условиях любых тираний и деспотий. Каждая власть – какой бы она не была жестокой и антидемократической – требовала питания и “оправдания” демократическими формами. И хотя это нередко находило проявление в откровенных пародиях на настоящую демократию, мы можем констатировать, что не может быть жизнеспособной и упроченной политической власти, которая откровенно пренебрегала бы народом, его возможностями и потребностью в самоуправлении.
Что именно мы имеем в виду, когда говорим про “естественность” демократии, про ее соответствие человеческому и человечному?
Прежде всего демократия дает возможность человеку реализовать интерес к общественной жизни, воплотить глубоко присущую каждому нормальному человеку потребность (у кое-кого - жажду) общественного признания. В своей глубинной основе живая демократия содержит здоровую потребность человека в общей “игре” с проблемами и вариантами их решения, с речами и громким одобрением (или негодованием), риторическим искусством и неожиданными проявлениями чьей-то (а иногда – твоей!) мудрости, взвешенности и остроумия.
В основе первичных демократических форм прежде всего лежит разнообразный опыт жизни народа. Это касается прошлого всех народов, все народы имеют глубоко укорененные демократические традиции. Другое дело, что у разных народов эти традиции постигла разная судьба. Демократия возникала из повседневной социальной практики, она питалась умом и опытом наиболее авторитетных и уважаемых лиц – со временем возникала потребность сделать найденные демократические формы и процедуры более упроченными и крепкими. Демократия становилась спасательным средством – общий поиск решения лишал каждого в отдельности чрезмерной ответственности, и в то же время в затруднительные моменты общая воля помогала интеграции сообщества, становилась помехой разрушению коллектива, семей. Каждая власть и каждый властитель, как уже отмечалось выше, стараются получить вотум доверия людей, опираться на громкую и неотразимую поддержку многотысячных толп. Вследствие массового участия и огромных возможностей манипуляции людьми со стороны власти демократию очень легко имитировать, искусственно “клонировать” – нет проблем в инсценировке “всенародных выборов”, “массового негодования” или такой же массовой “поддержки”.
Но люди требуют реальной демократии и всегда ощущают неправду, даже если везде слышат о том, что демократия уже “укоренилась”.