Смекни!
smekni.com

Марксистская политическая теория (стр. 2 из 3)


3.Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

В творчестве Маркса выделяют два периода:

- Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблемаотчужденияи способы его преодоления в процессереволюционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называеткоммунизмом.

- Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов ("базиса") всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

Владимир Ильич Ленинуказывал натри источника марксистского учения: английскаяполитическая экономия,немецкая классическая философияи французскийутопический социализм. Маркс, исходя из этих источников, тем не менее, подверг их критическому осмыслению и переработке. Итогом чего и стал марксизм как новый этап в развитии общественной мысли.


4.Марксистская философия

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса оЛ. Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его.

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями "современный" или "новый" материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплен Лениным как официальное название философского компонента советской системымарксизма-ленинизма.

Выражение "диалектический материализм" часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о "материалистической диалектике". Выражение "диалектический материализм" ввел в научный оборот И.Дицгенв работе "Экскурсии социалиста в область теории познания".

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В "Антидюринге" Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в "Диалектике природы" подчеркивается, что "диалектические законы являются действительными законами развития природы".


5.Марксистская философия истории

Философия марксизма находит человека в состоянииотчужденияи основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как "совокупность общественных отношений", поэтому философия марксизма является, прежде всего, философиейобщества, рассматриваемого в его историческом развитии.

Движущей силой истории Маркс считает "материальное производство" ("базис"). Его сподвижникЭнгельсутверждает, что именно "труд создал человека". Важнейшим фактомантропогенезастал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг другаформацийилиспособов производства.

Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне,буржуазияипролетариат. В ходе классовой борьбынаиболее могущественный класс создаётгосударство, а также различные формыидеологии(включаярелигию, правоиискусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развитияпроизводительных сил, которые постепенно "перерастают"производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит креволюциям(социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовойкоммунистической формации.


6.Марксистская социология

Карл Маркс не использовал в своих работах термин "социология", ассоциировавшийся в то время с именемОгюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живет и развивается.

6.1 Коммунизм

Коммунизм — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может "позволить" себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

Коммунизм Маркс понималкак высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

6.2 Марксизм как официальная идеология

В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.

Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма.

Ряд современных исследователей высказывают мнение, что вСССРи некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении.


7.Марксистские и пост марксистские школы и направления

Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.

Российский марксизм XIX — нач. XX вв.

- Плеханов Г. В.

- Ленин В. И.

- Богданов А. А.

- Троцкий Л. Д.

- Мартов Ю. О.

- Дан Ф. И.

- Чхеидзе Н. С.

- Аскельрод П. Б.

Российский марксизм XX в.

- Выготский Л. С.

- Лифшиц М. А.

- Ильенков Э. В.

Российский марксизм XXI в.

- Бузгалин А. В.

- Колганов А. И.

Российскийпостмарксизмв конце XX — начале XXI в.

- Кагарлицкий Б. Ю.

- Тарасов А. Н.

Западный марксизм XIX — начале XX в.

- Карл Каутский

- Роза Люксембург

- Рюле, Отто

Западный марксизминеомарксизмXX в.

- Дьёрдь Лукач — проблемыотчуждения, товарного фетишизма.

- Луи Альтюссер —структуралистский марксизм.

- Эрнст Блох — философия надежды, марксизм какрелигия — как открытость будущему.

- Жан Бодрийяр — от политэкономии денег к политэкономии знака и символа.

- Карл Манхейм — разработкаконцепцииидеологии.

- Вильгельм Райх —фрейдо-марксизм, разработка идеи "Сексуальной революции".

- Франкфуртская школа.

- Жан Поль Сартр — марксизм-экзистенциализм, проблемы отчуждения, свободы.

- Антонио Грамши — гражданское общество, интеллигенция, культура.

- Эрнест Мандель — изучение анатомиибюрократиивСоветском Союзеи при капитализме; исследование перспектив её отмирания при переходе общества на качественно новую ступень развития.

- Бертелл Оллман — отчуждение.

- Перри Андерсон — британско-американский историк, теоретик движения "новых левых".

- Рюбель, Максимилиан — марксистский историк и теоретик либертарного коммунизма.

- Коркут Боратав — марксистский экономист, изучал проблемы распределения ресурсов и международной эксплуатации.

Западныйпостмарксизмв конце XX — начале XXI в.

- Иштван Месарош — критика капитализма, проблемы отчуждения.

- Эрнесто Лаклау

- Шанталь Муфф


8.Критика марксизма

По мнению ряда историков и экономистов попытки построить "справедливое общество" на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.

Точка зрения о несостоятельности марксизма как науки о развитии общества имеет место и в современном экономическом образовании: