Проблема политической социализации личности ставит вопросы: как и почему личность включается в политическую жизнь, каковы факторы, а главное - результаты этого процесса? Но вопрос решается достаточно просто: приобщение личности к политике реализуется путем ее участия в политической деятельности. Это участие зависит от нескольких факторов.
Во-первых, сильнейшее воздействие оказывается на человека со стороны институтов политической системы, властных структур, национальных и социальных общностей, слоев, групп (начиная с класса и кончая семьей). Во-вторых, сам человек содержит внутренние механизмы сознательного и бессознательного реагирования на социально-политические импульсы. Социальная обусловленность вовлечения личности в политику предполагает разграничение политических и неполитических факторов процесса политической социализации личности. Характер и тип государственного устройства, политический режим, политические институты, политические партии и политические движения, объединения - вот основные политические факторы процесса. Семья, школа и другие учебные заведения, работа, служба, культура, искусство, литература, средства массовой информации, национальные обычаи и традиции и т.п. - все это неполитическиефакторы. Но разграничение факторов социализации личности на политические и неполитические носит относительный характер. Оно происходит в каждом конкретном случае. При тоталитаризме многие из, казалось бы, неполитических факторов функционируют именно как политические.
Политическая социализация предполагает формирование определенной политической позиции индивида. В понятие политической позиции включаются: эмоциональное отношение к политическим явлениям и процессам, убеждения относительно политических явлений и системы политических ценностей, склонность к политической деятельности и т.п. Политическая позиция - явление индивидуальное, дающее возможность понять мотивы, интересы, потребности человека.
Американский политолог Гарольд Лассуэллвыдвинул теорию мотивов участия личности в политике. Прагматическая мотивация связывает участие личности в политической жизни с достижением сугубо практических результатов, с целью обращения политических событий в собственную пользу, в пользу группы, общества, человечества. Этот вид мотивации является наиболее рациональным и поэтому наиболее распространенным. Второй вид - мотивация, обусловленная желанием приобщиться к историческомупроцессу,быть участником событий и преобразований в обществе, стремлением, если можно так сказать, оставить свой след в истории. Встречается бескорыстная мотивация,объясняющая политическое участие желанием человека служить людям, проявлением сострадания к бедствующим, беспокойством за судьбы своего народа, страны, человеческого рода. Групповая мотивация связана с нахождением человека в обществе, той или иной социальной группе, коллективе, которые вовлекают его в политику в соответствии с интересами и целями, преследуемыми ими. Корыстная мотивациясвязана со стремлением личности использовать свое участие в политической деятельности в целях достижения соответствующего признания в обществе, получения властных полномочий, обеспечения своего собственного материального и иного благополучия.
Политическая активность личности зависит от социально-экономического развития общества. Высокий экономический потенциал общества обусловливает соответствующий уровень активности. Первостепенную роль в политическом воспитании личности играет образование. Неграмотный или малограмотный человек не способен правильно ориентироваться в политических событиях, легко поддается всякого рода демагогии, втягивается в экстремистские движения, составляет основу охлократии. Наоборот, достаточная образованность личности предохраняет ее от политического шарлатанства, воздействия различных антинаучных, реакционных, а то и просто бредовых идей. В том же плане можно говорить о роли общей и политической культуры в становлении личности как субъекта политики. Чем выше уровень ее культуры, тем большими возможностями располагает личность для усвоения основополагающих норм политического поведения, тем быстрее она способна анализировать и систематизировать политическую обстановку, выделять главное из всей совокупности политических событий и акцентировать на нем внимание.
Наконец, следует отметить большое значение для политической социализации личности демократических традиций. Политическая жизнь западных стран стала усваивать эти традиции сотни лет назад. С течением времени они укреплялись и ныне стали настолько привычными, что воспринимаются общественностью как нечто должное. Свобода слова, мысли, обеспечение политических прав личности, разделение властей и строгое выполнение каждой из них своих функций, рассчитанных на взаимный контроль, создают благоприятные условия для формирования политически свободной личности.
Политическая социализация своим результатом имеет разный уровень усвоения человеком политических ценностей общества, социальной группы, политической организации. В одном случае происходит лишь самое поверхностное приобщение к политике, в другом - формируется человек активный, политически инициативный, убежденный сторонник определенных политических взглядов. Политическая социализация не заканчивается с достижением определенного возраста, а сопровождает человека всю его жизнь. Конечно, в процессе социального взросления человек приобретает относительно устойчивую совокупность политических ориентаций. Если социальные условия и идеологическое воздействие не изменяются, то трансформации подвергаются периферийные элементы политической культуры человека. Если же происходят глубокие социально-политические перемены, то для большинства населения они связаны с процессом ресоциализации и формирования новой политической культуры. Ресоциализация - процесс перемены отношения к ранее усвоенным политическим ценностям и приобщения к их новой системе. Процесс ресоциализации может быть длительным, но может приобретать драматические и взрывные формы. Примером ресоциализации широких масс населения может служить процесс смены политических режимов в странах Восточной Европы.
Политическая социализация, осуществляемая объективно, в силу включенности человека в общество и государство, называется процессом формирования политических качеств человека. Тот аспект политической социализации, который связан с целесообразной деятельностью государства, партий, средств массовой информации по развитию определенной политической культуры, носит название политического воспитаниячеловека. Человек может сам активно участвовать в политической социализации, и тогда этот процесс называется политическим самовоспитанием.Соотношение формирования, воспитания и самовоспитания в политической социализации в каждом конкретном случае подвижно и неоднозначно.
На основе формирования политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентацияличности. Она выражает не только отношение к политике, но и отношение к действующим в ней силам, в первую очередь к руководящим партиям и правительству. Политическая ориентация в значительной степени определяет политическое поведение, т.к. является исходным материалом для определения путей реализации потребностей человека.
Существуют определенные типы социализации, раскрывающие степень и характер вхождения человека в политику. К ним относятся:
1.Гармонический тип - власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям. Уважительный характер отношений индивида и власти.
2.Конфликтный тип - жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени. Жесткая борьба с носителями иных политических субкультур.
3.Плюралистический тип - наличие разнородных субкультур предполагает первоначальную социализацию в своей группе или партии. Потом - обогащение идеалами либерализма (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, плюрализм, демократия и т.п.).
4.Гегемонистский тип - вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (буржуазии, пролетариата), религии (например, ислама), идеологии (коммунизм, либерализм, фашизм).
По отношению людей к политической деятельности возможно выделение следующих типов:
1. Активист.Он положительно относится к личному участию в политике, стремится к более полной политической информированности, объединяет вокруг себя единомышленников.
2. Компетентный наблюдатель.К личному участию в политике относится нейтрально, зато проявляет к ней большой интерес, хорошо информирован.
3. Компетентный критик.Отрицательно относится к личному участию в политике, но критически настроен к представителям власти.
4. Пассивный гражданин.Нейтрально или отрицательно относится к участию в политике, проявляет к ней слабый интерес, слабо информирован.
5. Аполитичный человек.Отрицательно относится к личному участию, не проявляет к политике интереса, располагает отрывочной политической информацией.
Не участвовать в политической деятельности человек может как из-за черт своей личности, так и реально оценивая свои шансы в осуществлении власти. Долгие годы командно-административная система формировала в человеке качества управляемого, т.е. пассивно-исполнительские качества. Однако сама современная жизнь стремительно политизирует поведение человека, порой стихийно включает его в политическую жизнь, что само по себе стимулирует и развитие политического сознания.