Смекни!
smekni.com

Православие как национальная идея (стр. 1 из 4)

Православие как национальная идея


Содержание

Введение

1. О национальной идее

2. Проблема формирования национальной идеи в Беларуси

3. Православная идея и ее основные ценности

4. Православие как национальная идея и его проблемы

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Содержанием национальной идеи являются не абстрактные или рациональные понятия, но живые архетипы, в которых укоренено сознание и подсознание народа, иерархия ценностей, определяющих установки и модели поведения, идеалы, на которые отзывается непосредственное нравственное чувство, которые целостно переживаются, волнуют, задевают за живое всякого человека, считающего себя представителем данного народа.

Национальная творческая идея мобилизует энергетический потенциал народа на исторические свершения. Национальная идея задает целеполагание нации, открывает смысл жизни народу, смысл, который выше будничных забот и борьбы за существование. Смысл, который соединяет с прошлым, оправдывает настоящее и открывает будущее. Национальная идея формулирует общее историческое назначение народа, мобилизуя национальные архетипы, инстинкты самосохранения нации и совершенствуя характер народа.

Тема реферата актуальна в связи с тем, что развитие современного молодого белорусского государства в суровых реалиях XXI века по своей сути невозможна без национальной идеи. В то же время, еще никто, ни один человек, будь то обычный обыватель, либо политик, не смог точно и четко сформулировать белорусскую национальную идею. В этой связи важным является определение возможностей отдельных, наиболее ценных для белорусского этноса, философий (например, православия) занять место, хотя бы временно, национальной идеи для белорусского народа.

Объектом исследования являются экономические и идейные начала философии православия, а также условия развития современного белорусского общества.

Целью работы является решение вопроса: сможет ли при определенных обстоятельствах православие занять место национальной идеи белорусов?

Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:

1) определить сущность и значение национальной идеи;

2) проанализировать проблемы формирования белорусской национальной идеи на современном этапе;

3) исследовать основные положения православной идеи, выделить ее основные ценности в контексте развития современной системы ценностей;

4) гипотетически рассмотреть возможность становления православия, как национальной идеи современного белорусского государства;

5) на основании анализа такой ситуации в заключении дать ответ на поставленный вопрос: сможет ли при определенных обстоятельствах православие занять место национальной идеи белорусов?

В работе использованы учебная и монографическая литература, касающаяся вопросов культурологии и истории политических и правовых учений, философии. Использованы теоретические исследования виднейших специалистов в области раскрытия вопроса национальной идеи – Трещенка Я.И., Антонюка Г.А., Булгакова С.Н., Левяша И.Я. и др.


1. О национальной идее

В наше время многими ощущается необходимость прочной идеологии, которая скрепляла бы наше общество. В XX веке такой идеологией был коммунизм; но он, уничтожив миллионы людей, показал свою несостоятельность. Образовался вакуум, который требует заполнения; в качестве такового предлагается национальная патриотическая идея. Но возникает вопрос: что такое истинный патриотизм, чем он отличается от ложного ура-патриотизма, и как нам не ошибиться, чтобы не положить в основу идеологии национального строительства неверное основание?

Патриотизм, вообще говоря, есть любовь к своему народу и желание ему блага. Но понимать это благо можно по-разному. Ложный патриотизм исходит из того, что наш "народ, как он есть, не только лучше всех других народов, но даже есть единственный хороший, единственный христианский народ". Эта популярная во времена Вл. Соловьёва и пропагандируемая ныне точка зрения основывается на том, что белорусская нация, народность сама по себе есть самодостаточное благо в силу, во-первых, некоей избранности и метафизической особенности её, а во-вторых, славного исторического прошлого в области государственного строительства.

На практике этот взгляд приводит к языческому культу народа и преклонению (исламскому по характеру, по меткому замечанию Вл. Соловьёва) перед государством как таковым. Подлинный же патриотизм исходит из совершенно других понятий.

"Народность", пишет Вл. Соловьёв, "не есть высшая идея, которой мы должны служить, а есть живая сила природная и историческая, которая сама должна служить высшей идее и этим служением осмысливать и оправдывать своё существование". "Когда же от нас требуют прежде всего, чтобы мы верили в свой народ, служили своему народу, то такое требование может иметь очень фальшивый смысл, совершено противный истинному патриотизму. Для того, чтобы народ был достойным предметом веры и служения, он сам должен верить и служить чему-нибудь высшему и безусловному: иначе верить в народ, служить народу, значило бы верить в толпу людей, служить толпе людей, а это противно не только религии, но и простому чувству человеческого достоинства. Достойным предметом нашей веры и служения может быть только то, что причастно бесконечному совершенству. Не унижая и не обманывая себя, мы можем верить и служить только Божеству. Божество как действительность дано нам в христианстве, и это выше народности. Получив это высшее, мы можем преклоняться перед своим народом только в том случае, если сам этот народ является служителем религиозной истины".

Ложному патриотизму свойственно утверждать, что "у нас всё хорошо и так", и, следовательно, всякое национальное строительство должно сводиться к охранению и обороне, ибо кругом враги. Настоящий же патриотизм не может остановиться только на голом факте просто существования; он ищет существования достойного.

Особенностью новых независимых государств, которые были республиками прежнего Советского Союза, является то, что практически все они сразу после независимости встали перед проблемой строительства нации. Коммунистическая власть, стремясь создать из всего многоэтнического и отчасти намеренно ею деэтнизированного населения СССР единую интернациональную национально-историческую общность – "советский народ", не ставила вопрос о формировании в рамках республик отдельных наций из всего их населения. Ради создания этой общности проводилась государственная политика ослабления этнических особенностей и интересов людей в республиках и стимулирования межэтнического перемешивания населения республик. Поэтому накануне независимости все республики были многоэтническими и во многом деэтнизированными, одни больше, другие меньше. Став независимыми, каждая столкнулась с проблемой: как быстро сформировать нацию при таком сложном и еще не сплоченном новыми государственностью и историей составе населения?

В начальный период независимости руководством всех этих государств был взят верный курс на использование самого многочисленного коренного этноса, давшего им название, в качестве ведущего фактора создания единой нации. В то же время их общей ошибкой в этом вопросе явилась абсолютизация интересов ведущих коренных этносов по отношению к интересам других этнических общностей республик и к деэтнизированным гражданам, попытка построить нацию на основе исключительно данных этносов и их преимущественных прав на государственность, что неизбежно ведет к нарушению прав человека тех граждан, которые не принадлежат к доминирующему этносу. В одних бывших республиках СССР (Латвии, Эстонии) это проявилось больше, в других (Беларуси) меньше. Особняком стоит Россия. В ней только сейчас полуосознанно приступают к созданию из огромного многоэтнического конгломерата единой нации ("российского народа", "россиян"). Однако в этом вопросе государственная власть нередко совершает ту же ошибку – абсолютизирует интересы самого многочисленного коренного этноса, в данном случае русского, а зачастую славянского (восточнославянского) суперэтноса, пытается строить Россию как русское или славянское государство, а нацию россиян - на основе усиления русификации и славянизации других этнических общностей, что неизбежно ведет к ущемлению их интересов и к нарушению прав человека.

Политика абсолютизации прав ведущих коренных этносов неизбежно затрудняет формирование единой нации из всех граждан, дестабилизирует межэтнические отношения и противоречит правам человека, мировой тенденции образования многоэтнических государств и их интеграции в многогосударственные союзы и в единое общепланетарное сообщество. Поэтому сейчас власти бывших республик СССР начинают в большей мере учитывать права не главенствующих этнических общностей, хотя до соответствующих правам человека стандартов в них еще далеко.

Что касается Беларуси, то со второй половины 90-х годов ХХ ст. крен государственной политики в сторону быстрой тесной интеграции с Россией привел к неоправданному по стандартам прав человека, по праву исторического происхождения и численности ограничению роли белорусского этноса в формировании единой нации Беларуси.

2. Проблема формирования национальной идеи в Беларуси

В связи с актуальностью проблемы формирования наций активно обсуждается вопрос о выборе "национальной идеи". И хотя нет единого взгляда на понимание сути национальной идеи, все так или иначе исходят из того, что это такой взгляд на свою нацию, который духовно мобилизует граждан государства и побуждает их активно участвовать в ее строительстве и обеспечении ее жизнеспособности. Проблема выбора национальной идеи актуальна и для Беларуси. Однако прежде чем формулировать для нее национальную идею, ее творцам целесообразно определить, какая будет придана ей общелогическая форма, то есть будет ли это идеологическая или научно обоснованная, а следовательно, рациональная концепция.