Третий элемент идеологической сферы образует фактическое состояние сознания и чувств людей -идеологическое состояние. Оно складывается в результате воздействия на них всей совокупности факторов их жизни, а не только идеологии.
Различают, далее, уровни общих контекстов, в которых идеология разрабатывается, сохраняется и распределяется.
Первый уровень - элитарный. Его образуют сочинения, претендующие на научность, внеидеологичность, творчество. Идеология тут облекается в форму высокого профессионализма, в виде различного рода концепций и доктрин.
Второй уровень - пропагандистско-просветительский - образует множество книг, статей, лекций и докладов широкого круга специалистов, занятых обучением и воспитанием людей, выступлениями на конференциях, популяризацией и пропагандой идей, журналистикой. В этом же кругу рождаются и вращаются партийные идеологии и программы. Их основной посыл и пыл - выдавать свой частный интерес за всеобщий, за интерес всего общества.
Третий уровень - житейский - образуют средства человеческой деятельности, которые так или иначе могут быть носителями идеологии – фильмы, романы, теле- и радиопередачи, школьные уроки, повседневная пропаганда и реклама. В своей совокупности они образуют массовую идеологию.
Внешне эти уровни различны, но, в сущности, они делают общее дело. Тут имеет место разделение труда в интересах выполнения разнообразных функций идеологической сферы.
Во-первых, вырабатывать сознание общества как целого, сохранять его, разрабатывать и приспосабливать к меняющимся условиям жизни людей.
Во-вторых, навязывать это сознание членам общества, стандартизировать их сознание, сделать их индивидуальное сознание воплощением сознания общества как целого.
И третья основная функция - управлять поведением людей путём формирования в них стандартного сознания и воздействия на него.
В целом, задача политической идеологии - сделать людей способными жить в их обществе и сохранять его своей жизнедеятельностью как единое целое, а также сделать людей лучше управляемыми и манипулируемыми, особенно в деле идейной легитимации власти.
Сама же стратегия и тактика этих функций обусловлена тем, чтоидеи сами по себе в головы людей не поселяются и не уживаются там долго. Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Но не любые, а отвечающие следующим требованиям: 1. Соответствие умонастроениям и желаниям масс. 2. Предельная простота и словесная понятность массам. 3. Создание иллюзии быстрой выполнимости желаний масс.
Иными словами, идеи должны быть максимально адекватны массам и ситуации, и внедряться в эти массы методично, по определённым правилам, специальными людьми. Для этого создаются организации, специально занимающиеся этим делом и располагающие средствами идейной обработки масс. Как следствие такого положения, ложные и поверхностные идеи имеют успех и эффективность, а верные и глубокие их не имеют. Дело в том, что верные и глубокие идеи индивидуальны, а ложные и поверхностные - массовы. Отсюда - уровень понимания обратно пропорционален числу понимающих. Степень же эффективности политических идей обратно пропорциональна степени их научности.
Идеосфера создаёт и навязывает людям определённые стереотипы (алгоритмы) сознания, проявляющиеся в стереотипах поведения. Как именно она это делает, и с какой политической целью, и составляет политическую сущность идеологии. Её результаты оцениваются с точки зрения эффективности в деле воздействия на сознание людей, т.е. критериями политического поведения.
Главное заключается в том, что идеология лежит в основе политических ориентаций участников политических процессов. В политике, где любой процесс - это схватка или сражение, это имеет жизненное значение. Отсутствие политических ориентаций проявляется как конъюнктурщина, конформизм, голый практицизм лидеров и партий. На уровне социальных политических процессов оно проявляется в виде метаний политических сил, постоянной смены курсов, принятия взаимоисключающих решений, отсутствия какой-либо устойчивости и предсказуемости поведения.
В ориентациях нуждаются и далекие от политики люди. Так или иначе затронутые политикой, они вынуждены осмысливать происходящие события и выстраивать свое отношение к ним. А без возможных ориентаций сделать это практически невозможно. Можно только быть объектом всяческих манипуляций со стороны власть предержащих. Смысл политического события выясняется только тогда, когда оно сопоставляется с ценностями и жизненно важными для людей принципами. А именно они составляют основу идеологии и политических ориентаций.
Все перечисленные аспекты идеологии, как стержневой составляющей политического сознания, можно видеть на примере нынешней Украины. В ментальном аспекте постсоветской Украины наступило состояние, которое можно охарактеризовать как идеологический хаос, часто восходящий к беспределу.
Это состояние характеризуется тремя основными линиями, формирующими суть постсоветской социально-политической организации – «советизм», «западнизм» и «национальный феодализм» («фундаментализм»). Рассмотрим их хотя бы кратко.
Как известно, разрушение Советского Союза и построение новой Украины осуществлялось и осуществляется под руководством людей, прошедших школу советской идеологии и бывших её активными проводниками. Массу участников переворота от старого к новому составляли советские люди. Все они - вдохновители и исполнители антисоюзного переворота, перестройщики и реформаторы, строители постсоветизма и поддерживавшие их рядовые украинцы были так или иначе воспитаны на советской идеологии. И хотя последняя официально отвергнута, способ мышления у людей остался прежним.
По линии «западнизации» в постсоветской Украине поселилась западная идеология. Её система ценностей нашла в Украине благоприятную почву, стала очередным культом. Западная массовая культура беспрепятственно покоряет души новых поколений украинцев, без церемоний вторгается во все клеточки общества. Об этом свидетельствуют программы бесчисленных партий и выступления партийных лидеров, подлаживание отечественного образа и стиля жизни к западному.
По третьей из упомянутых линий идёт реанимация религии и тотальная идеализация гетманского прошлого Украины. Православие заручилось поддержкой высших властей и фактически претендует на роль государственной религии, монополизирующей функции идеологии для большинства украинцев.
Показательным фактом здесь служит безудержное церквостроительство и возрождение национальной идеи, которая выведет Украину если и не на лидирующие, то на передовые европейские позиции. Конечно, идеология национального возрождения (патриотизма), опирающаяся на единственный сохранившийся в качестве общего интерес – национальный, могла бы иметь свою историческую определённость.
Но эта конструкция до сих пор не развёрнута в полноценную идеологию в единстве всех её структурных компонентов. Иные же идеологии (например, либерализм, классический консерватизм) существуют в виде систем ценностей, доктрин, отдельных идей преимущественно на почве интеллектуальных движений и немногочисленных по своему составу партий.
В итоге мы имеем взаимоисключающий идеологический гибрид. Последний не может исполнять идеологические функции, он имитирует их. При этом сложилась парадоксальная ситуация. Для становления нового общества ему действительно нужна новая идеология, адекватная современным условиям, и опирающаяся на достижения современной науки. Но силы, заинтересованные в ней, пока не просматриваются. Их просто нет. Как нет и современной политической идеологии.
Подведём промежуточные итоги. Политическое сознание, оплодотворённое соответствующей идеологией, определяет политическое поведение и откладывается в политическом опыте. Вместе они создают структуру политической культуры.
2. Политическая культура и ее функции
Она рассматривается как совокупный образ мысли и действия людей, образы и образцы их организации.Они выражают специфику данной политической организации, придают ей свой стиль, и тем самым выделяют её среди других.
Политическая культура аккумулирует, диверсифицирует и транслирует в себе тот исторический опыт народа, который отфильтрован временем. То есть политическая культура содержит в себе наиболее типичные, привычные для нас и воспроизводимые в различных ситуациях черты и свойства политической жизни. Культура - её матрица.
Общим знаменателем культуры является традиция. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры. Именно поэтому политическая культура придаёт устойчивость неустойчивой, хаотической политической жизни.
Содержание культуры многообразно и неисчерпаемо. Выделим из него ряд универсальных элементов, из которых складывается любая культура.
Понятия, или концепты, в которых отражены представления людей о себе и окружающем мире. В них фиксируется политический опыт людей. Так, один и тот же термин «свобода» мы и европейцы толкуем по - разному. Для нас свобода означает, прежде всего, своеволие, фактически совпадающее с бесконтрольной и неограниченной властью, а для европейца свобода - мера прав и ответственности.
Ценности - принципиально важные для жизни людей ориентиры. Каждая культура имеет свои ценности. Ценности лежат в основе мировоззрений, характерных для представителей данной культуры; сопоставляя ценности с социальной реальностью, люди осмысливают её; ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека. Так, в частности, современные украинские граждане более всего ценят здоровье, семью, возможность получать заработанное своим трудом, благосостояние и мир в стране. Все остальное заботит нас меньше, и менее всего - политика.