Смекни!
smekni.com

Политика как социальное явление (стр. 3 из 4)

Участие в делах полиса было не просто привилегией эллина, которой он мог воспользоваться или пренебречь, а его святой обязанностью (разумеется, если в городе был демократический строй с его народными собраниями, выборами и другими признаками демократии – а не единоличное правление какого-то узурпатора - тирана). Великий греческий законоучредитель и мудрец Солон, согласно преданию, установил, что каждый афинянин – в случае, если по какому-то важному вопросу мнения граждан разделились – обязан был примкнуть к одной из сторон, ни в коем случае не оставаясь в стороне. Вам бы понравилось такое установление?

Слово "политика" в своем исконном, первозданном смысле употреблялось для обозначения участия в делах полиса, общих делах, касающихся всех обитателей полиса. Тем самым политика, как дело общее (соответствующее латинское слово respublica очерчивает примерно такое же понимание политики), как бы противопоставлялась делам частным, касающимся отдельного эллина (грека), или его семьи; всех вопросов, которые человек мог решать на свой страх и риск, руководствуясь своим опытом и рассудком.

Мы видим, что этимология слова "политика" весьма неплохо проясняет сферу политики – даже в современном ее понимании.

Многомерность политики. Сложности начинаются, когда мы пытаемся соотнести политику с областями (сферами) человеческого существования. Политика оказывается вездесущей и всепроникающей (о чем мы уже говорили в самом начале этой главы).

Обозначим сначала, чем политика точно, определенно является.

Институциональное определение. Политика – так же, как экономика, искусство, религия, семья и др. – социальный институт. То есть она – некая система устойчивых общественных связей, реализующих какие-то важные функции. Для политики эти функции – реализация отношений власти/подчинения, поддержание порядка, управление общественными процессами, упорядочение общественных взаимодействий. Определение политики как социального института делает акцент на устойчивости политики, это определение позволяет нам понять, почему политика возникла, и почему необходимость в ней носит постоянный, постоянно возобновляющийся характер. Однако институт – это не нечто абстрактное или застывшее, раз и навсегда данное. Социальный институт – это упорядоченная и определенным образом регламентируемая система деятельности. Это дает нам следующее критериально важное определение политики.

Праксеологическое (деятельностное) определение. Политика – область, сфера, способ человеческой деятельности. Специфику этой деятельности составляет особая целевая направленность политической деятельности (мы об этом уже говорили выше – такой целью является овладение властью, удержание власти и ее расширение, или максимизация) и сосредоточение ее преимущественно в области властно-волевых, принуждающе-силовых воздействий (хотя они не исчерпывают арсенала средств политики). Определение политики как деятельности акцентирует внимание на практической, прагматической, деятельностной стороне ее, показывает ее сущность именно как практического способа освоения и преобразования действительности.

К данному определению примыкает также довольно распространенное и понятное определение (понимание) политики как особого умения править, управлять государством, принимать удачные решения, снимающие остроту проблем и пр. Это определение заведомо более узкое, чем большинство других, которые нами рассмотрены выше или будут рассмотрены далее – оно касается только узкого круга лиц, обладающих верховной властью. Хотя крупные политики могут возомнить себя чуть ли не монархами (даже в демократическом государстве, например, в России, чиновник, желая польстить начальнику, говорит иногда, что находится "на службе государевой", "получает государево жалованье" – тем самым "нечаянно" величая своего патрона государем, монархом, – с чем, конечно, никак нельзя согласиться).

Для оценки политической деятельности крайне важно понимание того, какую направленность имеет деятельность, каким знаком ("плюс" или "минус") следует эту деятельность оценить.

Аксиологическое (ценностное) определение. Политика – идеальная (идеологическая, эмоционально-психологическая, ценностная) сфера, в которой идеи и идеалы проверяются на стойкость и жизнеспособность, в которой если не формируются (хотя и формируются в определенной степени тоже) общественные ценности и идеалы, то уж точно – утверждаются, противоборствуют, сменяют (вытесняют) друг друга. Понимание (определение) политики как идеального, ценностного позволяет понять, почему политика обладает такой притягательностью и очаровывающей силой – она позволяет ставить высокие и, на первый взгляд, совершенно "нереальные" цели – и достигать их наперекор всему. Политика позволяет формулировать направление развития, обосновывает повороты общественной стратегии, так или иначе замедляет или ускоряет темп развития, поступь истории. Означает ли это, что политика – дело весьма субъективное (ведь идеалы у людей разные, как и представления о том, что обществу полезно и необходимо именно в данный момент)? Есть ли у политики какая-то основа, которую можно было бы анализировать, не обращая внимания на "привходящие обстоятельства" типа мотивов, самооценки тех или иных деятелей, идеальных устремлений и заблуждений и т.п.?

Теоретическое определение. Политика представляет собой, в том числе (хотя и не в первую очередь), науку – область знания и человеческой деятельности, имеющей целью изучение определенных объектов (феноменов, явлений) реальности (а политика, как мы уже установили - определенная многомерная и многоуровневая реальность, институт, деятельность, и т.д.), выявление закономерностей, присущих этим объектам, позволяющих выявить и объяснить структуру этих объектов, их функционирование и развитие. Политика (политология, politics, политические науки и т.п.) – наука о закономерностях структуры, функционирования и развития политической сферы жизни общества, о политической деятельности, власти и пр. (об определении политики как науки пойдет речь в других главах пособия).

Это теоретическое измерение политики показывает потенциал политики как средства познания общества, как сферы, которая предполагает возможность научного, объективного подхода, построенного на применении научных методов, дающих возможность получать сравнимые, подвергаемые проверке и относительно достоверные результаты. Научность политики не носит абсолютного характера – политика (политические науки) не принадлежит к т.н. "точным наукам", где достоверно точно можно просчитать значение каких-то уравнений, предсказать поведение какого-то объекта, зная траекторию его движения, величины действующих на него сил и пр. В политике действуют люди, с трудом предсказывающие точное направление своих действий – и чем с меньшим масштабом охвата (небольшая группа лиц, отдельный политик) мы имеем дело, тем труднее строить прогноз. Об особенностях науки политики, о специфике ее подходов – следующая глава.

Культурологическое определение. Наконец, завершая цикл предварительного соотнесения политики с наиболее значимыми сферами проявления, невозможно не обратиться к пониманию политики как культурного явления. Политика формирует особое культурное явление – политическую культуру (о ней пойдет разговор в соответствующей главе) как культуру политического действия, как уровень понимания политики и вовлеченности в нее. Но и сама политика – неотъемлемая часть культуры человечества, часть общего наследия, которое оставили нам предшествующие поколения – с надеждой, что мы распорядимся этим наследием заботливо и с пользой для дела.

Здесь мы понимаем политику не как искусство конфликта, не как искусство побеждать (да еще и по принципу "победитель получает все") – едва ли не высшее предназначение политики состоит в том, что с ее помощью люди могут и должны уживаться вместе, уклоняться от гибельных столкновений, ожесточения, – находить точки соприкосновения, поле для компромиссов, уважать человеческое достоинство и свободу друг друга.

Итак – политика как определяемое соотносится с такими понятиями, как "социальный институт", "деятельность", "идеал", "ценность", "наука", "культура".

Возможность других измерений – не менее существенных. Разумеется, мы далеко не исчерпали всех даже основных "проекций" и "измерений" политики. Так, есть все основания связывать политику с таким универсальным и всепроникающим явлением, как коммуникация – система связей и способов общения между людьми. Политика – это живое воплощение коммуникации, это особый канал, особая сфера и особое качество коммуникации.

Можно подойти к политике как к игре – если признать, что игровое начало пронизывает всю человеческую культуру, все человеческое поведение, то и политику (несмотря на всю серьезность и важность проблем, которые она призвана решать) во многом можно признать игровым явлением. Ведь те, кто ею занимаются, иногда полностью поглощены процессом – они играют друг с другом, не задумываясь о победе, о результате – и политика предоставляет им эту возможность.