Растущий спрос на энергию и базовые материалы со стороны азиатских стран наряду с низкими трудовыми издержками в этих странах означает, что Азиатский регион превратится в основного производителя алюминия, химикатов, бумаги и стали. Например, в Китае прирост сталелитейных мощностей осуществляется так быстро, что доля этой страны в мировом производстве металла может увеличиться с 5% в 2008 г. до 30% к 2015 г., и он станет ведущим экспортером стали в мире.
В следующем десятилетии добыча и производство основных видов ресурсов будут сосредоточены в регионах, существенно отдаленных как друг от друга, так и от мест их потребления. Бразильское древесное волокно, скажем, будет перерабатываться в бумажные продукты в Китае. Объемы природного газа, добываемые и потребляемые внутри страны, будут снижаться, уступая место международным потокам, поставкам на дальние расстояния по трубопроводам или с помощью специальных судов (для перевозки сжиженного природного газа). То же самое уже происходит с добычей нефти, и эта тенденция со временем будет только усиливаться.
Серьезные макроэкономические сдвиги происходят внутри регионов. Так, богатые нефтью и газом страны Среднего Востока осуществляют экспансию в новые для себя отрасли, такие как химическая промышленность или металлургия. Дубай, например, неожиданно превратился в ведущего производителя алюминия – вследствие использования дешевых источников энергии (особенно природного газа) и близости к европейским и азиатским рынкам. Катар, который надеется стать в 2010 г. мировым лидером в производстве сжиженного газа, добавил к этому производство на основе газа высококачественного дизельного топлива. Все это создает новые рабочие места для быстрорастущего населения региона, прежде всего для молодежи.
Рост глобальной взаимозависимости, связанный с необходимостью удовлетворения растущего спроса на сырье и материалы, будет иметь положительный экономический эффект в виде более ликвидных рынков и гибкого ценообразования. В то же время более сложные и длинные цепочки поставок этих товаров в сочетании с геополитическими проблемами способны затруднять снабжение и приводить к ценовой волатильности.
По мере ускорения экономического развития стремительными темпами увеличивается потребление природных и иных ресурсов в развивающихся странах. Например, в Китае потребление нефти за период с 1995 по 2004 г. практически удвоилось, а спрос на алюминий, никель и сталь вырос в три раза. Китай, Индия и страны Среднего Востока стараются ускоренными темпами строить генерирующие мощности и энергетические сети, чтобы удовлетворить растущий спрос на энергию. Китай, например, собирается до 2020 г. построить 500 ГВт новых мощностей в дополнение к 400 ГВт, введенным за прошедшие два десятилетия. Растущий спрос на энергию и материалы вызывает необходимость массированных капиталовложений, которые, по данным Международного энергетического агентства, за 2005–2030 гг. только в нефтяной отрасли должны составить 4, 3 трлн долл. (в ценах 2005 г.).
Многие богатые природными ресурсами страны стараются все шире распространить над этими ресурсами государственный суверенитет и контроль, чтобы присваивать природную ренту. Безопасность энергоснабжения становится предметом все большей озабоченности стран – импортеров энергоресурсов (Китай, Европа, США). Этому способствовали и газовые конфликты между Россией и Украиной 2006 и 2008 г.
Тем временем проблемы защиты окружающей среды становятся все более актуальными и для бизнеса. Растущая озабоченность по поводу сокращения вредных выбросов в атмосферу (особенно диоксида углерода) может охватить не только Европу, но другие рынки. В электроэнергетике это стимулировало масштабные инвестиции в новые генерирующие мощности. С другой стороны, резко возрос интерес к возобновляемым источникам энергии, таким как солнечная или энергия ветра. Этот сектор превратился в сферу серьезного бизнеса, достигая 30% всех инвестиций в производство энергии в мире. К 2030 г. возобновляемые источники могут составить до 10% всей производимой в мире электроэнергии, а соответствующие технологии станут эффективными и без государственных субсидий.
Новые предложения вызывают существенные изменения спроса: в предпринимательском и потребительском секторах, в государственной сфере. По данным The McKinsey Global Institute, глобальное потребление энергии может быть сокращено к 2030 г. на 25%, если домашние хозяйства и бизнес получат стимулы для энергосбережения. Экономический рост в развивающихся странах неизбежно приведет к появлению миллиарда новых потребителей на глобальном рынке, по мере того как доход домохозяйств в следующем десятилетии приблизится к уровню около 5 тыс. долл.. Хотя эти потребители будут обладать меньшей покупательной способностью по сравнению с жителями развитых стран, они, тем не менее, смогут генерировать спрос на известные глобальные бренды. Вследствие этого во многих отраслях возникнут поляризованные рынки, на которых товары класса «премиум» и элитного класса существенно потеснят средний товарный сегмент.
Такая поляризация неизбежно затронет и ресурсный сектор. Например, в автомобильной промышленности, сконцентрированной вокруг производства двух типов машин – роскошных и низкозатратных, поставщики высококачественной стали и алюминия постараются усовершенствовать свои технологии в целях создания эффективного рынка материалов для автомобилей класса «люкс». Аналогичным образом производители бумажных продуктов получат возможность занять прибыльную нишу производства инновационных упаковок для производителей потребительских товаров, начиная от мороженого и заканчивая картофельными чипсами. «Люксовые» ниши дадут возможность производителям алюминия, бумаги и стали в условиях излишних мощностей и острой конкуренции сократить свои издержки.
Глобальная стратегия по привлечению талантов для многих компаний будет столь же важна, как и нынешние глобальные стратегии в области добычи ресурсов и производства. Здесь можно выделить две стороны. Во-первых, рост наукоемких отраслей приведет к нехватке высококвалифицированных специалистов. Во-вторых, интеграция глобальных рынков труда создаст новые источники таких талантов. Уже в настоящее время в развивающихся странах сосредоточено 33 млн специалистов с университетским образованием, что в два раза больше, чем в развитых странах.
Анализируя вышеизложенный материал можно сделать вывод, что во всех тенденциях развития мирового хозяйства основным и решающим фактором является деятельность международных корпораций. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей. Их деятельность охватывает все области народного хозяйства, а в сферу их интересов входит все большее число стран во всех регионах мира.
Многие международные корпорации по своей экономической мощи вполне сопоставимы с традиционными участниками международных экономических отношений - государствами. Поэтому в процессе своей деятельности, направленной в основном на получение максимальной прибыли, МК оказывают значительное влияние на экономическое развитие как материнских, так и принимающих стран, играют важнейшую роль в формировании международной конкурентоспособности стран.
Вследствие усиления мощи международных корпораций наблюдается снижение роли национальных государств в регулировании мирохозяйственных связей, уменьшаются их возможности защищать себя от деструктивных сил рыночной стихии, экспансионистских поползновений более могущественных конкурентов, массированных отливов иностранного капитала, разрушительных финансовых и экономических кризисов.
МК, способствуя углублению международного разделения труда и растягивая воспроизводственные цепочки по планете, приводят к рассредоточению воспроизводственных проблем и диспропорций по широкой территории, перенося их из центра мирового хозяйства на периферию. МК могут обеспечить национально-государственным экономическим системам значительные и даже решающие преимущества в межстрановой экономической конъюнктуре.
Список литературы
Актуальные проблемы социально-экономического развития стран мира. Сборник научных трудов. Выпуск 1. Антология. - М.: Дашков и Ко, 2009.
Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала// www.cfin.ru/press/management/2010-3/13.shtml.
Беркутов А. Актуальные проблемы Европы. Европейские транснациональные корпорации в современном мире. - М.: ИНИОН РАН, 2010.
Ведущие компании из развивающихся стран опережают по росту бизнеса крупнейшие международные корпорации: http://minfin.com.ua/2011/01/19/310952/
Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. А.Г. Медведева. – СПб.: Питер, 2010.
Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес//Вопросы экономики. – 2009. - №12. – С. 63 – 64.
Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.П. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Международные экономические отношения: учеб. / Ливенцев Н.Н. и др.; под ред. Ливенцева Н.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2007.
Мировая экономика: учебное пособие для вузов / под. ред. Николаевой Н.П. - М.: ЮНИТИ, 2008.
Сапунцов А.Л. Развитие транснациональных форм бизнеса//Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. - №8. – С. 4.
Список 2009 г. 500 глобальных компаний по версии журнала Fortune http://money.cnn.com/magazines/fortune/global500/2009/full_list/.