Смекни!
smekni.com

Системный анализ мотивационных и идеологических аспектов терроризма (стр. 9 из 11)

В конце 1980-х годов эта организация отказалась от террористических методов борьбы. После заключения палестино-израильских соглашений в Осло в 1993 году на апрельской сессии Палестинского национального совета в Газе было принято решение изъять из Палестинской хартии положения, отказывающие Израилю в праве на существование, однако формально в текст хартии изменений внесено не было. 4 декабря 1998 на сессии Палестинского национального совета в Газе было подтверждено аннулирование положений Палестинской хартии, отрицающих право Израиля на существование. Решение было принято в присутствии президента США Билла Клинтона.

В память о разгроме палестинцев в Иордании в 1971 году появилась организация Черный сентябрь. Отличительной характеристикой ее является крайний фанатизм, более высокий профессионализм.

В 1980-е начале 1990-х годов наиболее активной группировкой, ратующей за освобождение Палестины, была ФАТХ. Она выступала за уничтожение и запугивание представителей стран, движений, партий, признающих право Израиля на существование, или препятствующих террористам делать свое дело.

После смерти Ясира Арафата в 2004 году пост руководителя ФАТХ унаследовал Фарук КаддумиБольшинство членов руководящих органов ФАТХ в Центральном комитете и Революционном совете поддержало нового председателя исполкома ООП — Махмуда Аббаса.

25 ноября 2004 года Революционный совет движения ФАТХ утвердил решение ЦК ФАТХ о выдвижении кандидатом в президенты ПНА Махмуда Аббаса.

В феврале 2006 года лидеры ФАТХ вели переговоры с представителями движения Хамас о возможном вхождении в новый состав правительства автономии. Тем не менее, по итогам переговоров ФАТХ отказалось войти в правительство, поскольку Хамас не согласилось с требованием включить в программу действий правительства тезис о том, что ООП является единственным законным представителем палестинского народа (Хамас настаивает на реорганизации ООП, в частности, на включении своих представителей в исполком ООП).

13 августа 2009 года завершился 6-й съезд ФАТХ, на котором была принята политическая платформа движения. В устав ФАТХ, призывающего к уничтожению Израиля, не были внесены поправки. На этом съезде в революционный совет ФАТХ впервые был избран израильтянин еврейского происхождения Ури Дэвис.

КАХ – израильская группировка, действующая на территориях, оккупированных арабами. Эта группа полностью террористическая и фашистская по своим целям и методам.

Курдских террористов насчитывается свыше 20 миллионов человек, но своего государства они не имеют. Как следствие образовалось в 1978 году Курдская рабочая партия на территории Турции во главе с Абдуллой Оджаланом. Главная цель – независимое курдское государство на землях, где они проживают уже ни один век.

Армянские террористы представлены организациями Дашнакцутюн и АСАЛА. Дашнакцутюн создана в 1890 году для борьбы за независимость Армении. Дашнаки считали террор против турецких политических, военных, государственных деятелей основной формой борьбы. В последний период своей деятельности в 1972-1991 годах они добивались:

· официального признания геноцида армян турецким правительством;

· создание независимого государства Армения;

· воссоединение отторгнутой от Армении в пользу Азербайджана территории Арцаха (Нагорного Карабаха).

Сикхи – население штата Пенджаб Индии, составляющее более 50 млн. человек, являющееся последователями религиозного учения гуру Нанака, жившего в XVIII веке. Радикальная часть сикхов выступает за:

· отделение от Индии;

· восстановление на территории Пенджаба независимого сикхского государства "Халистан" ("Земля чистых"), существовавшего там в 1801-1842 годах;

· массовый отток индусов из Пенджаба для превращения его в однонациональный штат.

"Тигры освобождения Тамил Элама" (ТОТЭ) – террористическая организация, действующая в Шри-Ланке (остров Цейлон), на севере которого проживают тамилы, на юго-востоке Индии, штат Тамилнад. Возникла она в 1976 году, а с 1983 года они начали вооруженную борьбу за создание независимого государства. Они ведут боевые действия против правительственной армии, чиновников, политических и военных лидеров страны.

17 мая 2009 года Тигры освобождения Тамил Элама официально признали своё поражение в гражданской войне и объявили о прекращении огня. Об этом их представители сообщили после того, как правительственные войска взяли их в плотное кольцо окружения на севере страны. По словам главы внешнеполитического крыла группировки ТОТЭ Селвараса Патхаманатхана, единственное, о чём они сожалели, это о том, что они не могут больше выстоять.

18 мая 2009 года лидер ТОТЭ Велупиллаи Прабхакаран был убит при попытке вырваться из окружения. Отряд Прабхакарана, насчитывавший около 200 бойцов, был окружён в джунглях на северо-востоке страны. Тело Прабхакарана было обнаружено в санитарной машине, обстрелянной передовым отрядом армии. В этот день, согласно тамильским источникам, в регионе конфликта погибло более 3 тыс. мирных жителей, а 25 тыс. человек тяжело ранены. Ранее был убит старший сын Прабхакарана. Кроме этого спецназ убил лидера политического крыла "Тамильских тигров" Баласингама Надесана и ещё двух членов руководства организации.

Подразделения ТОТЭ продолжают оказывать сопротивление войскам даже после официального завершения боевых действий. Так, например, 24 июня 2009 года ланкийские солдаты вступили в бой с подпольной группой "Тигров" на севере страны.

В националистическом терроризме можно выделить два направления:

· борьба национальных меньшинств за создание собственного государства, за предоставление автономии или хотя бы за равные права с господствующей нацией;

· деятельность национальных групп, подавляющих выступления меньшинств или для создания этнически однородного государства.

Данный вид терроризма существует уже более 100 лет, что относит его к числу наиболее долговечных. Поскольку национализм является одной из главных сил изменений в мировом сообществе, еще рано говорить об исчезновении националистического терроризма.

2.3 Религиозный терроризм

XXI век отмечен мощным всплеском активности групп с определенной религиозной ориентацией, использующих террор для достижения своих целей. Этот процесс начался в конце прошлого века. К 1996 г. 64 из 96 наиболее известных террористических организаций были созданы на религиозной основе.

Терроризм религиозных групп относится к наиболее разрушительным разновидностям террористической деятельности. Когда терроризм освящается религиозными нормами, его деяния становятся наиболее кровавыми. Уничтожение врагов для религиозных фанатиков превращается в священный долг, в осуществление божественной воли. Религия, таким образом, легитимизирует террор. И чем больше жертв приносится во имя бога, тем лучше, по мнению идеологов терроризма, выполняется миссия "борцов за веру". Терроризм, использующий религиозные лозунги, тесно связан с этнополитическим терроризмом. Так, в Северной Ирландии межэтническое противостояние переплелось с межконфессиональным (между католиками и протестантами). Это придало конфликту особую остроту и разрушительность.

Одной из существенных проблем, создающих трудности в изучении религиозного терроризма, является терминологическая разноголосица. Ряд исследователей использует в своих работах термин "религиозный терроризм", не сомневаясь в его правильности. Соответственно, в литературе можно встретить такие формулировки, как "исламский терроризм", "христианский терроризм" и т. п.

Другие авторы выражают сомнение в обоснованности такой позиции.

Исходя из представления о том, что любая религия является гуманной по своей сущности, они не считают возможным объединять понятия "религиозный" и "терроризм".

Например, М.П.Требин предпочитает говорить о квазирелигиозной составляющей терроризма. Он объясняет свою позицию следующим образом: "В основе любой религии лежит вера в Бога, который един для всего сущего, но имен у него много, так как человек всегда стремится узурпировать право на истину, в том числе и в вопросах духовной жизни. Но в любом случае дух всякой религии основан на уважении, любви и терпимости ко всему живому".

Следуя этой логике, некоторые авторы берут слово "религиозный" применительно к терроризму в кавычки. Другие считают более правильным говорить о "радикальном исламе", "исламистах", использующих террор и т. п. Действительно, соединение религии и терроризма выглядит кощунственно, вызывает сопротивление. С одной стороны, любовь, всепрощение, с другой – циничная жестокость, убийства невинных, беззащитных людей. Но объективность требует признать, что гуманизм не является атрибутом любой религии. При этом не обязательно, что высшие силы (бог) являются добрыми.

Далеко не каждая религия призывает к насилию и терроризму. Идейным обоснованием терроризма служат те разновидности религиозных учений, которые носят экстремистский, тоталитарный характер. Многие из них отпочковываются от традиционных религий, подвергая их определенной ревизии. Они тенденциозно трактуют их основные положения, вырывая из контекста, делают акценты на одних догматах в ущерб другим. Например, содержащееся в "Коране" положение о джихаде трактуется исламскими экстремистами исключительно как использование силы против "неверных". Вместе с тем слово "джихад" в переводе с арабского означает "усилие", отдача всех сил ради распространения и торжества ислама. Первоначально под джихадом действительно подразумевались главным образом военные действия мусульманского государства. Но, начиная с IX – X вв. понятие "джихад" наполняется новым содержанием: появилось представление о высшей форме джихада – духовном джихаде, внутреннем самоусовершенствовании на пути к Аллаху, а также представление о четырех типах джихада – джихад меча, джихад сердца, джихад языка и джихад руки.