Смекни!
smekni.com

Реформаторская деятельность в Исламской республике Иран (стр. 1 из 2)

РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН

24 мая 2003 года иранские СМИ опубликовали Обращение к народу президента страны С.М. Хатами в связи с годовщиной Второго хордада. Шесть лет назад в этот день С.М. Хатами неожиданно для своих соперников, в том числе главного из них в то время спикера меджлиса Н. Нури, иранских и зарубежных наблюдателей стал главой исполнительной власти. Абсолютное большинство избирателей, отдав свои голоса не очень заметному тогда в государственных делах религиозному и политическому деятелю, выразили поддержку провозглашенной им программе демократического переустройства иранского общества. Таким образом, Второе хордада в Иране считают точкой отсчета в летописи президентских преобразований.

В обращении С.М. Хатами подвел итоги своей деятельности, заявив, что преобразовательный процесс развивался, несмотря на стоящие на его пути препятствия. Вместе с тем президент указал на свои просчеты, недоработки возглавляемого им правительства, многие неиспользованные возможности и даже попросил прощения у народа за неисполненные обещания и обманутые надежды.

С оценками С.М. Хатами, видимо, можно согласиться. Главное, чего удалось добиться и на что указывают с удовлетворением сторонники президента и с раздражением его противники, – это значительной раскрепощенности иранцев. В стране сложилась новая психологическая обстановка. Люди стали проявлять больше самостоятельности в своих поступках и суждениях, почувствовали социальную силу, ощутили способность отстаивать свои права, влиять на политические и общественные дела. Развитию этих процессов, несомненно, способствовала сформировавшаяся в последние годы независимая пресса, деятельность реформаторского парламента и в целом настойчиво проводимая президентом линия на утверждение принципов гласности, плюрализма мнений и политических взглядов, правда, в рамках шариата и действующего в стране законодательства, прежде всего исламской конституции. Появились самодеятельные неправительственные общественные объединения, защищающие гражданские права. Самыми активными из них являются Комиссия по правам мусульман, Общество защиты свободы прессы, Общество защиты пострадавших от жестокого обращения (выступает, в частности, за отмену некоторых наиболее одиозных уголовных наказаний, предусмотренных шариатом, например, избивание камнями и палками). В мае 2003 г. Комиссия привлекла к себе внимание в Иране и за рубежом резким заявлением о продолжающихся нарушениях прав человека, указав на то, что оценки международных организаций правозащитной ситуации в стране остаются чрезвычайно тревожными. Примерно в это же время Общество защиты свободы прессы опубликовало доклад, в котором подвергло критике незаконные действия судебных властей в отношении независимых изданий.

Неустойчивый, охваченный противоречиями фронт последователей преобразовательной политики С.М. Хатами включил тем не менее представителей различных весьма влиятельных социальных групп: интеллигенции, студенческой молодежи, некоторых предпринимательских и военных кругов, чиновничества и, что особенно примечательно, духовенства. Важно, что на стороне С.М. Хатами активно выступают главы местных администраций (генерал-губернаторы). В ряде провинций под их покровительством работает независимая либеральная пресса, поощряется общественная активность населения, в первую очередь молодежи. В Заявлении, принятом на совещании генерал-губернаторов в поддержку Обращения С.М. Хатами к народу, отмечается, что политика президента нацелена на то, чтобы изыскать новые действенные пути и средства для удовлетворения потребностей молодого иранского общества. В документе подчеркивается, что, несмотря на упорное противодействие, осуществляемые правительством С.М. Хатами меры по укреплению принципа верховенства закона приносят определенные позитивные результаты. Генерал-губернаторы призвали все руководство страны, государственные и политические организации способствовать продвижению реформ.

Важным шагом в деятельности президента стало создание местных органов самоуправления. В 1999 г. были проведены выборы в городские и деревенские советы первого созыва. В крупных городах большинство депутатских мест заняли сторонники демократизации исламского строя.

Преобразовательная стратегия С.М. Хатами, его нацеленность в рамках избранного курса на укрепление гражданского общества, расширение прав иранцев, широкая социальная база реформаторского движения, естественно, вызвали позитивный отклик международного сообщества. В Западной Европе заговорили о необходимости поддержать иранского президента, поощрять его усилия. Знаковым в этом контексте событием было восстановление в полном объеме ирано-британских дипломатических отношений, уровень которых сразу после исламской революции был снижен до поверенных в делах. В мусульманском мире, прежде всего в арабских странах, С.М. Хатами был воспринят как политический деятель компромиссного характера, расположенный к поиску путей взаимоприемлемого внешнеполитического взаимодействия. Признанию С.М. Хатами в качестве конструктивного и дееспособного партнера в международных делах способствовали, разумеется, и провозглашенные им принципы позитивного равноправного сотрудничества со всеми государствами, его идея о диалоге цивилизаций, поддержанная ООН. Впервые президент ИРИ был принят на должном уровне в ряде ведущих европейских стран, достаточно продуктивно прошел его визит в Россию. Полномасштабные переговоры Евросоюза с Тегераном по торгово-экономическому и политическому сотрудничеству, проводившиеся на регулярной основе, оценивались обеими сторонами как плодотворные и перспективные. Правда, сейчас европейцы в значительной степени под давлением США сосредоточились на претензиях к Ирану, касающихся его ядерных программ. Тегеран убеждают в необходимости выполнения принятой в сентябре 2003 года резолюции МАГАТЭ, требующей от иранцев предоставить до 31 октября того же года всю информацию по ядерным разработкам. Кроме того, иранская сторона должна подписать дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, позволяющий осуществлять международные инспекции ядерных объектов ИРИ без предварительных согласований.

Россия, хотя в принципиальном плане и разделяет позицию МАГАТЭ, однако считает справедливыми запросы Ирана о предоставлении ему права на свободное использование ядерных технологий в мирных целях.

Американцы, не отказываясь от традиционно жесткой линии в отношении Тегерана, выразили тем не менее готовность продолжить прерванные в июне 2003 г. консультации с иранцами по «чувствительным темам», ключевой из которых является иракская проблема.

Укрепилось взаимопонимание и доверие в отношениях Ирана с арабами (разумеется, до известных пределов, определенных ирано-арабской историей), в том числе с египтянами, которым всегда было сложно общаться с религиозно-политическим руководством ИРИ. Состоявшееся в конце мая 2003 г. в Тегеране 30-е заседание министров иностранных дел государств ОИК в условиях массированного военного присутствия в регионе США, усилившегося со стороны Вашингтона давления на Иран, Сирию, другие мусульманские страны, несомненно, свидетельствовало, о возросшем авторитете ИРИ в исламском мире. Явно меньше подвижек наблюдается во внутриэкономической области, однако они все-таки есть. Причем некоторые новые элементы введены в законодательную сферу. В частности, удалось провести чрезвычайно важные для Ирана законы об иностранных инвестициях и налогообложении, обеспечивающие либерализацию условий для привлечения зарубежных капиталовложений, упорядочивание бюджетно-финансовой системы Ирана.

Консервативное антиреформистское крыло руководства ИРИ, в руках которого по-прежнему сосредоточены главные рычаги власти, не может, тем не менее, не считаться с переменами во внутриполитическом климате страны, изменениями, происходящими в сознании людей, позицией других государств и международных организаций. Речь идет о вынужденно менее жестком, чем прежде, отношении к свободе слова, собраний, СМИ, однако, до тех, естественно, пределов, пока эта свобода не угрожает устоям исламского строя. Определенные, но весьма важные послабления просматриваются в отношении соблюдения некоторых правил исламского режима. В течение последних лет стала, например, возрождаться легкая национальная и симфоническая музыка, запрещенная основоположником ИРИ аятоллой Хомейни. В стране после более чем двадцатилетнего перерыва вновь создан Национальный симфонический оркестр. Развивается и современное изобразительное искусство: живопись, скульптура. Исламские правоведы ортодоксального толка ограничиваются лишь тем, что сетуют в своих проповедях на заблуждения людей, забывающих об истинных ценностях мусульманской веры и иранской культуры, и призывают усилить религиозное воспитание, особенно молодежи, шире используя для этого литературу, кино и, конечно же, СМИ. Наметилось и более глубинное движение в либерализации мусульманских норм. Один из великих аятолл Саней издал фетву, в которой разрешил иранским женщинам полностью не покрывать головы. Другой великий аятолла Ширази предоставил своим последовательницам право расторгать брак при несогласии супругов на развод, заменил избивание камнями другими наказаниями. Позже судебные власти объявили о приостановке исполнения этого наказания. В отношении частичного несоблюдения иранскими женщинами мусульманских правил ношения одежды Ширази и ряд других видных религиозных деятелей пришли к единому мнению о том, что «данный дефект религиозного воспитания и культуры» необходимо преодолевать не путем силового воздействия, а методами убеждения. Примечательно, что с проституцией решено бороться прежде всего как с социальной проблемой9, а «уличное общение» юношей и девушек, хотя и не одобряется, однако, признается допустимым, если оно не выходит за рамки дозволенного религией и национальными традициями.