Большинство же израильских политиков выступило с критикой «Женевской инициативы». Министр туризма Бенни Элон («Национальное единство») назвал Йосси Бейлина «коллаборационистом», а член Кнессета Ури Ариэль призвал юридического советника правительства Эльякима Рубинштейна привлечь участников переговоров к уголовной ответственности. Даже министр инфраструктуры Йосеф Парицкий, считающийся приверженцем лагеря мира, высказался неодобрительно по поводу инициативы. Первый вице-премьер, министр промышленности, торговли и труда Эхуд Ольмерт (Ликуд) осудил делегацию израильских политиков, которая собирается подписать «квазимирный договор», прямо противоречащий политике правительства. Он заявил, что документ предполагает очень много уступок с израильской стороны, но не предлагает ничего взамен. «Это нонсенс: общество оставило этих людей за бортом, лишив их властных полномочий, а они считают возможным предпринимать такие действия. Они сознательно готовы оказать давление на Израиль в угоду внешним силам». женевская инициатива палестина израиль освобождение
Мэр Иерусалима Ури Луполянский резко осудил «Женевскую инициативу». По его мнению, это соглашение угрожает безопасности израильских граждан и может нанести ущерб способности Израиля вести серьезные переговоры в будущем, когда сложится нормальная обстановка, а не в ситуации военных действий. Первый мэр Иерусалима, выдвинутый ультрарелигиозной средой, Ури Луполянский заявил, что «Женевская инициатива» создаст абсурдную ситуацию, когда евреи, желающие помолиться у Стены Плача, окажутся всецело зависимы от произвола Палестинской администрации, которая будет осуществлять полный контроль над Храмовой горой.
Министр юстиции Иосеф Лапид (Шинуй) заявил, что никакой официальной силы «Женевское соглашение» иметь не может. По его словам, оно включает уступки, которые еще можно было бы представить в конце переговоров как их результат, но начинать переговоры со столь серьезной сдачи позиций никак нельзя: «Палестинцы одобрили «Дорожную карту», содержащую гораздо больше уступок с их стороны, чем «Женевская инициатива», как основу для переговоров, и Израилю нет смысла отказываться от уже согласованного». И.Лапид заявил также, что должна быть использована любая возможность для возобновления диалога с палестинцами, но это должно быть сделано по инициативе «законно избранного правительства и командой специалистов, а не политиков-неудачников, коими являются Йосси Бейлин, Амрам Мицна и Авраам Бург».
В газете «Ха'арец» была напечатана статья одного из лидеров Партии Труда и участника инициативной группы Амрама Мицны, которую можно считать официальным заявлением группы Й.Бейлина в ответ на критику в ее адрес: «Если бы премьер-министр решил принять принципы «Женевской инициативы», то он вошел бы в историю как политический деятель, утвердивший государство Израиль как еврейское и демократическое, на основе мирного соглашения. Это стало бы даже более значимым событием, чем провозглашение государства в 1948 году, так как это было одностороннее действие, получившее моментальное признание лишь небольшого количества стран. «Женевская инициатива» доказывает, что у нас есть партнер среди палестинцев и есть альтернатива кровопролитию. Панические атаки премьер-министра и членов его кабинета на Партию Труда, оппозиционные силы и тех, кто инициировал этот документ, могут быть объяснены только страхом. Они боятся, что теперь многие люди поймут, что последние три года их обманывали. Последние три года премьер-министр убеждал израильское общество, что только сила принесет победу. Он и его коллеги заставили израильское общество поверить, что нам действительно «не с кем говорить», что только армия может победить, и что если мы будет использовать силу, то палестинцы сломаются. Они говорили израильским гражданам, что если мы будем стоять на позиции силы, то террор прекратится. Но ситуация только ухудшилась. Очень легко критиковать наши достижения, очень легко настраивать общество против выдвинутой нами инициативы, но все эти действия – проявления паники. У нас есть партнер для переговоров, и реальность может измениться уже на следующее утро, если только правительство захочет этого. Проблема заключается в том, что Ариэль Шарон не хочет достичь соглашения и не обладает необходимой для лидера смелостью смотреть в будущее. «Женевская инициатива» – это исторический, переломный момент, потому что она позволяет правительствам точно понять, чем каждая из сторон готова поступиться, чтобы достичь урегулирования конфликта».
Первое время палестинская пресса фактически игнорировала факт появления нового плана мирного урегулирования, выработанного палестино-израильской инициативной группой. Парадоксальным образом именно резкая критика плана Бейлина – Абед Раббо со стороны израильских официальных лиц и особенно премьер-министра Ариэля Шарона изменила отношение палестинских общественных и политических деятелей к «Женевской инициативе». По мнению одного из палестинских участников инициативной группы, первоначально большинство палестинцев считало контакты с израильскими представителями бессмысленными, но гневные заявления А.Шарона и Э.Барака косвенным образом доказали серьезность, значимость и политический потенциал «Женевской инициативы». В прессе среди обычных для таких случаев обвинений в неоправданных уступках Израилю, промелькнуло даже одобрение группы Я. Абед Раббо, которая своими действиями вывела израильскую оппозицию и лагерь мира из комы и больно ударила по А.Шарону и Э.Бараку. Логика такой реакции палестинцев довольно проста: «Если инициатива так раздражает А.Шарона, то, возможно, она выгодна для нас». Другой причиной, которая привела к росту интереса к новому плану урегулирования, стала встреча в Каире Й.Бейлина и Я.Абед Раббо с министром иностранных дел Египта Ахмедом Махиром и советником президента Хосни Мубарака Усамой эль-Базом. Фотографии участников этой встречи были напечатаны во всех палестинских газетах, и тот факт, что Египет с вниманием отнесся к инициативе, оказал серьезное влияние на палестинское общественное мнение. В этой связи показательны попытки арабской прессы объяснить своим читателям, как и зачем был подготовлен очередной план урегулирования с Израилем. Одним из наиболее распространенных объяснений стало заявление о том, что «Женевская инициатива» является ответом на израильское утверждение об отсутствии партнера для переговоров. Хусейн Хеджази – пресс-атташе палестинского министра иностранных дел – писал: «С точки зрения практической политики, это соглашение доказывает лживость заявлений Э.Барака, которые подхватил А.Шарон и его последователи, о том, что нет палестинского партнера для переговоров о мире. Соглашение доказывает также лживость заявлений о том, что якобы израильтяне были «щедры» в своих уступках в Кэмп-Дэвиде, а палестинцы ответили «неблагодарностью». В действительности же, Э.Барак не достиг даже середины дороги компромиссов. У него не хватило смелости довести переговоры в Кэмп-Дэвиде и в Табе до соглашения об окончательном урегулировании. Если бы не это, мы бы уже тогда достигли исторического соглашения».
Другое мнение, которое прозвучало в палестинской и арабской прессе, гласит, что целью «Женевской инициативы» является свержение правительства А.Шарона и возвращение к власти левого лагеря и Партии Труда. По словам Ашрафа Аль-Аджрами – директора отдела по делам Израиля в палестинском министерстве информации, «соглашение восстановит надежду израильтян на то, что есть выход из их кризисного положения, и сделает возможными перемены на политической арене Израиля, которые приведут к смещению правых и возвращению Партии Труда, левого лагеря и левоцентристских сил к власти. Эта возможность представляется вполне реальной в свете падения популярности А.Шарона и его всесторонней беспомощности, которая становится очевидной для израильского общества. Для израильских левых важно в этой ситуации широко пропагандировать Женевское соглашение в обществе, а также сконцентрировать агитационную кампанию на том, что только смена правительства приведет к настоящему, постоянному, справедливому миру». Однако в арабской прессе появилась и критика такого подхода. Биляль Аль-Хасан в своей статье «Отказ от права на возвращение ради спасения израильской Партии Труда» писал: «День израильских выборов приближается, и Партия Труда снова пытается использовать старую тактику – провести крайне успешные, отвечающие израильским интересам переговоры с группой палестинских представителей, в надежде, что эти переговоры позволят Партии Труда вернуться к власти. Израильтяне могут думать, что им угодно, но почему палестинские участники инициативной группы идут у них на поводу? Они считают, что проблема в том, что А.Шарон возглавляет правительство, а если бы на этом посту был Ш.Перес, А. Мицна или А. Бург, то это привело бы к политическому решению, приемлемому для палестинского народа. Они пускаются в авантюру и при этом демонстрируют свое недоверие палестинскому восстанию, борьбе палестинского народа, его жертвам и стойкости».