Аль-Джабри обращает внимание на то, что в арабском мире, как и во всех регионах, которые стремятся к экономическому и культурному развитию в пределах национальной родины, глобализация рассматривается как феномен, продвижение которого достигается за счет государства и нации. Власть и полномочия государства не только в экономике и информации, но также и в политическом и культурном отношении узурпируются глобальными учреждениями. Аль-Джабри пишет: «Результаты подобного явления подобны результатам приватизации, которые передают собственность государства частному сектору». Аль-Джабри приходит к выводу: «Если глобализация – система, которая преодолевает границы страны, государства и нации, то это раскольническая и подрывная сила. Ослабление власти государств и уменьшение их роли в пользу глобализации неизбежно приведет к возникновению «зависимости» от групп (к примеру, племен, кланов, религиозных движений или сект), которые находятся в конфликте с государством. Результат – разделение общества и нарушение его единства, которое часто причиняет вред государству или тому, что остается от него, вызывает озабоченность по поводу соблюдения «закона и порядка»15.
Вопросы, которые возникают в отношении не только государств арабского мира, но и развивающихся стран в целом, следующие: «Как можно развиваться и достигнуть прогресса, если государство выступает не более как полицейский, чья работа заключается в сохранении общественного порядка для «новых победителей», то есть многонациональных корпораций и учреждений, чьим девизом, как уже не раз упоминалось ранее, является «больше прибыли, меньше рабочих»? Каково будет значение государств и демократии в этом мире глобализации? Что осталось государствам после того, как глобализация «съела» все функции, которые имели обыкновение быть составной частью государства? Не противоречит ли глобализация лозунгу уважения прав человека и выбору демократического пути развития?»
«Если политика состоит в управлении делами государства», продолжает автор, «то эта роль захвачена глобализацией, целью которой является удаление экономических и других препятствий, стоящих перед международными корпорациями, учреждениями и сетями, позволяя им осуществить их власть и принять роль правительств в областях экономики, информации и т.д. Роль государства, таким образом, уменьшена до роли полицейского в пределах той же самой системы глобализации»16.
По мнению аль-Джабри, «имеется только один доступный выход из этой ситуации, под которым некоторые подразумевают «интеграцию» в мировой рынок, в то время как другие предпочитают для этого пути использовать термин «приспособление». В любом случае мудрость заключается в высказывании: «Если Вы не можете бить их, присоединяйтесь к ним»17.
В заключении своей центральной работы, посвященной теме «глобализации», – «Contemporary Arab Views on Globalization» M.A.аль-Джабри пишет: «Мы стали свидетелями увеличивающейся тенденции осознания необходимости создать и присоединиться к совместным организациям с целью защиты общих интересов, не только против репрессивного доминирования, но также с целью гарантированного создания необходимых условий для длительного развития и способности выжить в мире, где конкуренция будет, вероятно, играть постоянно увеличивающуюся роль.
Ясно, что для того, чтобы устоять перед опасностями, свойственными этой «зверской» глобализации, в экономических, национальных и культурных интересах арабского мира мы должны четко осознать эти опасности. Пока не будет создана такая совместная арабская организация, которая будет способна эффективно координировать экономические и политические планы развития, арабский мир останется неспособным отстоять свои собственные интересы в жестокой конкуренции и развитии империалистических тенденций, преобладающих в мире сегодня, будь то в контексте глобализации или любой другой международной системы»18.
Если марокканский философ аль-Джабри обратил особое внимание на отрицательные стороны и последствия глобализации в экономических и социальных сферах, то ливанский мыслитель Али Харб (Ali Harb) заинтересован исследованием социокультурного аспекта этого процесса.
В своей статье «La mondialisation, l'evenement du siecle» Али Харб (Ali Harb) называет глобализацию «универсальным завоеванием» и «универсальным потрясением»19. Он говорит о том, что на смену эре натурального хозяйства и промышленной революции пришла эра компьютерной техники, с помощью которой завоевывается мир и создается новый. В условиях выхода на передний план информационных технологий и кибернетического пространства очень важно определить роль личности в новых исторических условиях. По мнению ливанского философа, человек находится сегодня в «трех мирах»: 1) старом мире, характеризующемся религиозными истоками и теологическими представлениями; 2) современном мире, отличающемся светскими философиями, рационалистическими учениями, а также универсалистскими идеологиями и гуманистическими фантасмагориями; 3) мире, который находится в стадии образования, – мире глобализации с его кибернетическим пространством, информационными технологиями20. Харб говорит о том, что эти «три мира» составляют своеобразную триаду «традиция – модернизм – постмодернизм» или, в соответствии с арабской концепцией, триаду «исламизация – гуманизация – глобализация». Очень важно осознать, по мнению автора, что старый мир исчерпал свои ресурсы, современный мир идет к самоликвидации, а образующийся мир глобализации, находясь на начальном этапе своего развития, представляет не только угрозы, но и возможности для совершенствования, в том числе и для стран арабского мира21.
Несмотря на некоторые различия во мнениях относительно явления глобализации, большинство арабских мыслителей и представителей интеллигенции выражает обеспокоенность по поводу общей неготовности большинства стран арабского мира войти на равноправных началах в новую систему отношений, которую представляет собой глобализация. Особенное беспокойство вызывает возможность потери национальной самобытности, традиций как светского, так и религиозного толка. Вместе с тем практически все исследователи явления глобализации в арабском мире подчеркивают необходимость реформирования экономических и политических сфер при сохранении тех национально-этнических и религиозных особенностей, которые существуют в настоящее время в арабском мире. Арабские мыслители обращают особое внимание на необходимость консолидации усилий всех государств этого региона для вхождения в новую систему международных отношений на равноправных началах. Однако постоянная конфликтная ситуация, царящая на Ближнем Востоке, и крайне сложные межгосударственные отношения, сложившиеся на данный момент, не способствуют возникновению устойчивых отношений и интеграции между странами региона. Таким образом, можно предположить, что для того, чтобы достигнуть желаемого «органичного» вхождения Ближнего Востока в систему международных отношений в эпоху глобализации в качестве одного из наиболее влиятельных регионов мира, государствам этой части мира придется пройти много этапов в своем развитии и преодолеть немало препятствий на этом пути.
Список литература
1. Азроянц Э.А. Глобализация как процесс: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». – М.: Издательский дом «Новый век», 2001, с. 4–33.
2. Иванов И.П. Парадоксы глобализации – вызовы и поиски ответа: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». – М.: Издательский дом «Новый век», 2001, с. 6.