Смекни!
smekni.com

Внешнеполитическая стратегия Пакистана на Ближнем Востоке (стр. 2 из 3)

Саудовская Аравия – один из основных торгово-экономических партнеров Пакистана из числа арабских стран. Правда, доля королевства в пакистанском экспорте невелика; она составила 2,9% в 2000/01 г. и 3,6% в 2001/02 г. Вместе с тем, как отмечено выше, Саудовская Аравия – ведущий поставщик нефти и продуктов ее переработки в Пакистан. За счет поставок углеводородного сырья доля Саудовской Аравии устойчиво превышает 1/10 объема пакистанского импорта (11,7% в 2000/01 и 11,6% в 2001/02 г.)11. Вклад Саудовской Аравии в предпринятые государствами Залива усилия по оказанию поддержки пакистанской экономике в связи с санкциями, введенными США и рядом других государств в ответ на проведенные Пакистаном ядерные испытания в мае 1998 г., был весомым; Эр-Рияд принял на себя обязательство поставлять Пакистану нефть и нефтепродукты по сниженным ценам и на основе «отложенных платежей» на сумму 1 млрд. долл. в год в течение 1998/99 – 2000/01 гг.12

Практика снабжения Пакистана жидким топливом на льготных условиях сохранилась и впоследствии. Так, в итоге переговоров, которые премьер-министр Пакистана З. Джамали провел в Саудовской Аравии в конце декабря 2002 – начале января 2003 гг., Эр-Рияд согласился поставить Пакистану нефть и продукты ее переработки на вышеуказанных льготных условиях на сумму 600 млн. долл. в 2003/04 г. Кроме того, З. Джамали заручился обещанием о том, что саудовская сторона примет меры для обеспечения бесперебойного снабжения Пакистана жидким топливом в случае, если США начнут военные действия против Ирака13.

Саудовская Аравия не входит в группу основных кредиторов Пакистана – по данным на март 2003 г., задолженность последнего перед королевством составила около 19 млн. долл.14 В то же время, власти Саудовской Аравии приняли на себя обязательство оказать финансовую безвозмездную помощь Пакистану в 2001/02 г. и 2002/03 гг. в объеме 50 млн. долл. и 100 млн. долл.15

Активны контакты Пакистана с Объединенными Арабскими Эмиратами. Правители ОАЭ поддерживают позицию Пакистана по кашмирской проблеме, фактически связывая обострение отношений между двумя южноазиатскими государствами с жесткой позицией Индии. Эти вопросы находились в центре внимания в ходе переговоров президентов Пакистана и ОАЭ в Абу Даби в июне 2002 г. Положительно оценив позицию пакистанской стороны, шейх Зайид бин Султан аль-Нахайян заявил о том, что вступление Индии в диалог с Пакистаном обеспечит урегулирование ситуации в Южной Азии. Президент ОАЭ подчеркнул также, что осложнение политической обстановки в Джамму и Кашмире непосредственно связано с борьбой кашмирского народа за независимость, пакистанская же сторона непричастна к происходящим там событиям16.

ОАЭ опережает Саудовскую Аравию и другие государства Залива по сумме денежных переводов пакистанских мигрантов на родину. Так, в 2002–2003 гг. из эмиратов поступило более 20% средств, переведенных пакистанскими мигрантами по легальным каналам (около 700 млн. долл. в год)17. Правительство эмирата Абу Даби, входящего в ОАЭ, владеет крупным пакетом акций самого мощного в Пакистане нефтеперегонного завода «ПАРКО» в г. Мултане, сданного в эксплуатацию в августе 2000 г.18 Несколько финансовых учреждений ОАЭ (в том числе Фонд развития Абу Даби) участвуют в кредитовании ряда крупных проектов в Пакистане.

Место Кувейта в региональной политике Пакистана определяется в первую очередь экономическими интересами. После введения санкций в отношении Пакистана в 1998 г. Кувейт был первой страной,предоставившей пакистанской стороне заем в размере 250 млн. долл. Кувейт поставляет нефть и нефтепродукты на льготных условиях. Государственная компания «Кувейт Форин Ойл эксплорейшн Ко» («КУФЕК») имеет концессии на разведку нефти и газа на территории Пакистана19.

Власти Омана продолжают давнюю традицию широкого (по масштабам султаната) сотрудничества с Пакистаном в военной сфере. В его вооруженных силах служат по контракту несколько тысяч пакистанцев. Исламабад и Маскат поддерживают регулярные контакты по линии военных ведомств.

Оман не входит в число крупных торговых партнеров Пакистана. Вместе с тем для Исламабада важны стабильность товарооборота между двумя государствами (в пределах 60–65 млн. долл. в год в течение последних 5 лет) и положительный – пользу Пакистана – баланс торговли с султанатом. Власти Омана предоставили Пакистану безвозмездную ссуду в объеме 100 млн. долл., предназначенную главным образом для осуществления экономических проектов, в том числе 50 млн. долл. в качестве долгосрочной помощи развитию Белуджистана (территориально наиболее близкой к султанату провинции Пакистана). Среди проектов, в которых участвует Оман, – реконструкция комплекса сооружений в Гвадаре, в том числе модернизация аэропорта. Предоставляемые Оманом средства также предназначены для развития автодорожной сети Белуджистана, улучшения водоснабжения этой провинции и т.д.20 В Омане находится около 70 тыс. пакистанцев, занятых преимущественно низкооплачиваемым, не требующим квалификации трудом.

Пакистан избегает вовлечения в конфликты между мусульманскими странами, выступая за политическое урегулирование возникших споров. Этого курса Исламабад придерживался во время ирано-иракской войны 1980–1988 гг. В позиции руководства Пакистана в связи с оккупацией Кувейта Ираком в августе 1990 г. и последовавшими за этой акцией военными действиями многонациональных сил во главе с США (1991 г.) также четко обозначилось твердое намерение избежать участия в вооруженном конфликте. Правительство Пакистана выступило за немедленный, без каких-либо предварительных условий вывод иракских войск из Кувейта и восстановление его государственного суверенитета и территориальной целостности. Оно заявило о полной поддержке усилий ООН по мирному урегулированию кризиса. В Саудовскую Аравию по просьбе ее руководства и в соответствии с двусторонним соглашением 1982 г. о сотрудничестве в сфере обороны был послан пакистанский воинский контингент численностью в 10 тыс. чел., который, однако, не участвовал в военной операции по освобождению Кувейта (несмотря на давление на Исламабад со стороны Вашингтона).

Пакистан активно взаимодействует с арабскими странами в вопросе о ближневосточном урегулировании, выступая за освобождение оккупированных арабских территорий и в первую очередь восточной части Иерусалима, где находятся мусульманские святыни, за создание независимого палестинского государства под руководством Организации освобождения Палестины в качестве единственного законного его представителя; согласно этой позиции, столицей государства должен быть Иерусалим.

Поддержка арабского народа Палестины – один из основополагающих принципов внешней политики Пакистана на протяжении более чем полувекового его существования. Она продиктована внешнеполитическими интересами Пакистана: проводя курс на развитие отношений тесного сотрудничества с арабскими государствами, Исламабад не может игнорировать эту актуальную для них проблему. Традиционно Исламабад не выдвигает каких-либо собственных предложений по решению ближневосточной проблемы, как правило, согласовывая свои действия в этом вопросе с позицией Эр-Рияда.

Активная поддержка правящей элитой Пакистана позиции арабских стран в вопросе о ближневосточном урегулировании имеет и внутриполитический аспект: она учитывает единое, по существу, мнение различных слоев политически активной части населения страны, симпатии которых находятся на стороне палестинцев. В прошлом возникали ситуации, когда робкие попытки Исламабада несколько смягчить свою позицию в вопросе о ближневосточном урегулировании вызывали резко негативную реакцию деятелей, стоящих на позициях исламского радикализма (и не только с их стороны).

Проблема ближневосточного урегулирования неизменно входит в перечень вопросов, обсуждаемых во время пакистано-арабских контактов на разных уровнях; государственные деятели Пакистана в выступлениях на форумах ОИК, ООН и других международных организаций подтверждают неизменность своей позиции по этому вопросу. В частности, заявления об общей позиции Пакистана и арабских стран в отношении «справедливого и окончательного решения палестинской проблемы» были сделаны президентом Пакистана П. Мушаррафом в выступлениях на саммите «восьмерки» развивающихся стран в Каире в 2001 г., во время его визита в государства Персидского залива в октябре 2002 г. и т.д.21

С осени 2002 г. Пакистан активно взаимодействовал с арабскими государствами с целью предотвратить перерастание напряженности вокруг Ирака в военный конфликт. Вторая (после кувейтского кризиса 1990–1991 гг.) война в Заливе была чревата серьезными негативными последствиями для экономических и политических интересов Пакистана. Возникла угроза нарушения отлаженного механизма поставок углеводородного сырья из района Персидского залива в Пакистан. Неясна была судьба сотен тысяч находящихся в арабских государствах пакистанских мигрантов, чьи денежные переводы являются одним из основных источников пополнения валютных запасов Пакистана. Опасения в Исламабаде вызывала перспектива осложнения внутриполитической обстановки в стране в случае начала Соединенными Штатами и их ближайшими союзниками военных действий против Ирака. (Обеспокоенность официальных кругов Пакистана была особенно сильна ввиду того, что военная операция государств-участников антитеррористической коалиции во главе с США в Афганистане вызвала рост антиамериканских настроений в Пакистане, умело использованных исламистами для укрепления своего влияния в Северо-Западной пограничной провинции и других районах страны).