Несомненно, возникшие анклавы иракских и турецких курдов, а также афганцев в Иране смогут выжить лишь при наличии собственной стратегии и тактики взаимоотношений с государственными институтами Ирана, при налаживании и осуществлении диалога с органами власти. Посредниками в этом процессе могут стать представители местной администрации.
Отметим, что такие переселения в Иране случались и в историческом прошлом. Иран имеет на этот счет весьма обширный опыт. Так, например, армяне, переселенные из Джульфы еще в 17 в. в район Исфахана, создали там Новую Джульфу и смогли сохранить не только свое этническое и культурное своеобразие, но и стать серьезным фактором экономической и политической жизни общества. В настоящее время армяне пользуются теми же возможностями экономической деятельности, что и мусульмане, активно участвуют в различных сферах хозяйственной деятельности6.
Как видно из изложенного, Исламская Республика Иран осуществляет определенные меры по обеспечению прав и обязанностей диаспор и курдских анклавов. Вместе с тем, чтобы избежать акцентирования межэтнических, социальных и политических противоречий, Иран стремился нацелить полиэтничное население страны на решение экономических и социальных задач путем некоторого перенесения внимания на культурную общность населяющих Иран народов. Иранские мусульманские идеологи обратились к осмыслению богатого исторического и культурного наследия своей страны с целью найти пути влияния его духовного и материального капитала на общественное развитие современного иранского общества.
Проблема диаспор существует и в современной Российской Федерации. После распада Советского Союза курды из республик Закавказья (главным образом Грузии и Армении) эмигрировали в Россию. Веками живших на Кавказе курдов заставили сняться с места военные действия в Грузии, а несколько ранее – конфликт между Арменией и Азербайджаном. Курды оказались там «третьей национальностью», которая не хотела участвовать в межнациональных трениях, но их ставили «под ружье». Уезжали в основном молодые люди, подлежащие мобилизации. Однако у них возникли проблемы с получением гражданства.
Отметим, что это потомки выходцев из Северного и Восточного Курдистана, эмигрировавших в Россию из Турции и Ирана по причине преследований на национальной и религиозной основе. И в царской России, и при советской власти, и в настоящее время они считали себя гражданами России. И когда после распада СССР возникли новые суверенные государства, курды стали испытывать в Закавказье экономические трудности. Они не желали быть втянутыми в межэтнические конфликты, и начался непрерывный поток курдских беженцев и вынужденных переселенцев в Российскую Федерацию. В различных регионах России возникла курдская диаспора. Так, например, в Иркутске расселились курды из Армении, езиды по своей религиозной принадлежности, которые занимаются торговлей. Многочисленная курдская диаспора возникла в Новосибирске. А еще в 1989 г. курдов там насчитывалось лишь 75 человек. В последние годы в Новосибирске курды создали свой общественно-культурный центр «Ронаи» (Рассвет). По подсчетам его руководителя Магмаде Асо, сегодня в городе живет 6 тысяч курдов, вынужденные переселенцы и беженцы с Кавказа. Эта курдская организация ставит перед собой цель регулировать хаотический процесс эмиграции, помогает курдам устроиться на работу, получить прописку и гражданство. Многие курды в пригородах занимаются сельским хозяйством. Новосибирские курды прилагали усилия для создания национально-культурной автономии, нацеленной на сохранение национальных обычаев, традиций, языка, сплочения курдской диаспоры и т.д. Такие организации были созданы и в других регионах России, где расселились курды, в том числе и в Москве. Здесь была образована Федеральная национально-культурная автономия курдов России (ФНКАК) как форма национально-культурного самоуправления граждан России, относящих себя к курдской этнической общности на основе их добровольной самоорганизации для самостоятельного решения вопросов сохранения национальной самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Основной целью автономии, следовательно, является обеспечение реального равноправия российских курдов в реализации прав и свобод, связанных с национальной принадлежностью, установление гарантий сохранения и развития национальной культуры. Именно Москва стала координирующим центром работы среди курдской диаспоры РФ и стран СНГ. Здесь издаются курдские газеты и журналы на русском и курдском языках.
Вместе с тем курды имеют проблемы с получением гражданства. Так, например, в Краснодаре, где курды жили и ранее, возникли сложности из-за получения паспортов, поскольку их выдавали лишь тем курдам, которые прежде имели российскую прописку. Очевидно, что процесс усовершенствования российского законодательства позволит снять возникающие трения и неувязки. Стремясь получить российское гражданство, некоторые курды иногда прибегают к спекуляциям, заявляя перед объективами телекамер об отсутствии курдского государства, способного защитить их права. Однако до переселения они являлись жителями бывших республик Закавказья, преобразованных в государственные образования, которые должны защищать права своих соотечественников. Но курдам не выгодно признавать себя их подданными, поэтому они стремятся попасть под юрисдикцию России.
Как правило, большинство курдов, переехавших в Россию, принадлежит к числу неимущих, многие не имеют специальности. Нередко они попадают в мафиозные структуры. Процесс их адаптации требует значительных средств. Нередко им предлагают вернуться в Закавказье. Как правило, взаимоотношения России со странами нового зарубежья по данному вопросу фиксируются в двухсторонних договорах зарубежных государств, а также в доктринах внешнеполитической деятельности этих государств, а также Ирана и России.
Таким образом, общая для Ирана и России проблема диаспор и анклавов находит различное разрешение в соответствии с возможностями и традициями этих стран. Их наличие оказывает влияние на демографические, социологические и этнокультурные показатели стран в целом.
Если Иран в основном не заботится о своих зарубежных соотечественниках, поскольку они составляют оппозицию правящему режиму, то в России существует Фонд взаимодействия с диаспорами, осуществляющий широкие контакты с организациями зарубежных соотечественников.
Если в Иране адаптация вынужденных переселенцев не осложняется религиозными различиями, то в России возникают езидские общины, не характерные для традиционного социального и этнорелигиозного порядка России.
Если в Иране вынужденным переселенцам запрещается любая политическая и тем более оппозиционная деятельность, то в России курдские диаспоры находятся под идеологическим и политическим воздействием курдских политических организаций Турции и Ирака, распространяющих свою идеологию среди новоприбывших курдов. И это не является случайностью, поскольку среди некоторой части курдов бытует мнение о том, что вопрос о создании в этнографическом Курдистане курдского государства можно решить при посредничестве России, некогда выступавшей покровительницей курдского народа.
Следует также отметить, что кризис в Ираке, оккупация этой страны США снова обостряют проблему вынужденных переселенцев. Еще до начала вооруженной операции США в Ираке из страны выехало около 6 млн. человек. Эта проблема касается и Ирана, куда также хлынут беженцы, не сумевшие перебраться в другие страны. Расходы по их обустройству на территории Ирана, вероятно, должно взять американское правительство.
Таким образом, проблема вынужденных переселенцев для Ирана остается весьма острой и по сей день.
Список литературы
1. Полоскова Т. Диаспоры в системе международных связей. – М., 1998, с. 16.
2. Дятлов В.И. Торгаши, чужаки или посланные богов? – М., 1996; Курбанов А.В. Ставропольские туркмены. – СПб., 1995; Брусина О.И. Славяне в Средней Азии. – М., 2001.
3. Арабаджян А.З. Армяне Ирана и «персидский имперский комплекс Хосрова Чакери». – М., 2002, с. 100.