В последнее время руководство Конференции пытается отмежеваться от поддержки со стороны Пакистана, вызывая тем самым его недовольство. Особенно болезненно в Исламабаде воспринимаются заявления представителей Конференции о том, что кашмирский вопрос – политический, а не религиозный. В связи с этим Исламабад все больше делает ставку на альтернативные сепаратистские организации, такие как «Исламская студенческая лига».
Однако эти процессы сопровождаются серьезными размежеваниями внутри самой Конференции. Основные разногласия происходят между умеренным крылом (председатель Всепартийной конференции А.Г. Бхат) и радикальным во главе с членом исполнительного комитета А.Ш. Гилани (лидер ДИ).
То, что Кашмир стал ареной действия террористических группировок, тесно связанных с Усамой бен Ладеном и организацией «Аль-Каида», не может не вызывать серьезную озабоченность мирового сообщества.
Вскоре после трагических событий сентября 2001 г. в ходе своего визита в Пакистан и Индию госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что антитеррористическая кампания, возглавляемая США, призвана уничтожить не только У. бен Ладена и «Аль-Каиду», но и всю террористическую сеть, одно из звеньев которой находится в Кашмире. Он также выразил поддержку Дели в борьбе с исламскими террористами.
Следует отметить, что ещё в мае 2001 г. Государственный департамент США представил президенту и конгрессу страны очередной доклад, посвященный международному терроризму, где были изложены взгляды американской администрации на проблему борьбы с международным терроризмом и проанализированы угрозы терроризма в разных регионах мира. По мнению американских экспертов, наиболее проблемными регионами являлись Ближний Восток (Палестинская автономия, Иран, Ирак, Сирия) и Афганистан и Южная Азия. При этом подчеркивалось то, что центр международного терроризма переместился с Ближнего Востока в Южную Азию, где исламские экстремисты со всего мира продолжают использовать территорию Афганистана для подготовки террористов, планирования и осуществления террористических актов в различных странах. Одновременно с этим была выражена серьезная обеспокоенность в отношении Пакистана, который хотя и не был включен в список государств, поддерживающих терроризм, обвинялся в предоставлении значительной военной помощи талибам в Афганистане, а также оказании различного рода поддержки террористическим организациям, действующим в Кашмире. В этом же докладе приводится список иностранных террористических организаций, в который были включены «Джайш-е-Мухаммад» и «Лашкар-е-Тойяба».
В аналогичном докладе за 2002 год к числу террористических организаций были добавлены «Хезб-уль-муджахидин», «Аль-Бадр» и «Джамаат-уль-муджахидин». Причем эти группировки вошли в этот список не столько из-за террористической деятельности в Кашмире, сколько из-за их связей с «Аль-Каидой» и пакистанской «Джамаат-и-ислами».
В заключение хотелось бы отметить, что исламский терроризм и экстремизм в Кашмире представляют серьезную угрозу не только для отношений между Индией и Пакистаном, но и для безопасности всего южноазиатского региона. Нельзя не учитывать, что кашмирский сепаратизм в его крайнем проявлении – исламорадикализме – будет и в дальнейшем определяющим фактором, влияющим на развитие ситуации в Кашмире. Решение кашмирской проблемы невозможно без ликвидации очагов исламского терроризма в этом штате.
исламизм независимость кашмир индия пакистан
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Белокреницкий В.Я. Исламский радикализм, кашмирский кризис и геополитическая ситуация в центре Азии // Ближний Восток и современность. Вып. 17. – М., 2003.
2) Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. Кашмирский очаг исламского экстремизма // Азия и Африка сегодня, М., 2002, № 1.
3) Москаленко В.Н. Конфликт в горах // Солдат удачи, М., 1999, № 11.
4) www.terrorismanswers.com/groups/harakat.html
5) Государственный департамент США о международном терроризме // www.commi.narod.ru/txt/2001/1002.htm