Смекни!
smekni.com

Межэтнические конфликты между курдским населением Ирака и иракскими тюрками (стр. 2 из 3)

В сентябре 1970 г. Совет революционного командования Ирака (высший орган в стране) принял специальный закон относительно общины иракских тюрок. На первый взгляд, этот документ предлагал программу мероприятий по улучшению социально-экономического состояния района расселения туркманов, а также меры по сохранению и развитию их культуры. В частности, предполагалось открытие 200 школ. На деле же было создано 120, но и они просуществовали недолго. В тот период Ирак переживал экономический и культурный подъем. Но для туркманов было издано только 150 книг.

В середине 70-х годов в стране была осуществлена административная реформа, в результате которой территории, населенные исключительно туркманами, были объединены с курдскими и арабскими в единые округа. Одновременно таким же образом притеснялись и другие национальности. Например, в Киркук было переселено много арабов с тем, чтобы в столице одной из богатых нефтью провинций арабы доминировали численно. Саддам Хусейн своеобразно проводил национальную политику. Например, араб, бравший в жены туркманку, мог рассчитывать на получение «приданного» от государства в размере 15 тысяч динаров. Естественно, что дети, родившиеся в таких семьях, регистрировались арабами. Были и другие методы: во время волнений в иракском Курдистане в конце 1987 года правительственные войска разрушили село Джеймен, в котором жили туркманы. Несколько человек были казнены, часть других пропали без вести.

Таким образом режим осуществлял политику арабизации населения страны. Впрочем, проводить аналогичную политику в отношении курдов не удавалось. В результате в последней конституции, принятой в 1990 году, сказано, что в Ираке проживают арабы и курды, никаких упоминаний о национальных меньшинствах уже нет.

В годы правления Саддама Хусейна реальная численность иракских туркманов в отличие от других этнических групп была засекречена и считалась государственной тайной. Попытаемся провести подсчет на основе данных переписей, проводившихся в Ираке в ХХ в. (их было пять).

Так, в 1947 г. население Киркука составляло 286 005 чел. (5,9% от всего населения); по переписи 1957 г. – 388 939 чел. (6% населения); по переписи 1965 г. – 473 626 чел. (5,8% населения); в переписи 1977 г. (за период 1975–1977 гг. площадь Киркука уменьшились с 19 543 кв. км до 9 426 кв. км) – 495 425 чел. (4,15% населения). В переписи населения 1987 г. было просто указано, что совокупная численность населения страны составляет 16 млн. человек.

В годы правления Саддама во всех статистических справочниках Ирака численность туркманов указывалась в пределах 2%, что, по мнению специалистов, не соответствовало действительности. Следует отметить, что уменьшение численности населения, принадлежавшего к этническим меньшинствам, было традиционной практикой иракского режима. Точно так же власти относились к религиозным конфессиям, в результате чего самая многочисленная конфессия – шииты – была признана второй после суннитов. Естественно, что подобная практика отражала потребности укрепления режима личной власти Саддама Хусейна.

По статистике 1981 г., население областей с компактным туркманским населением составляло 3 467 269 человек. Численность населения в крупнейших городах составила: Мосул – 1 227 25 чел., Салахаддин – 402 067 чел., Киркук – 567 957 чел., Диала – 637 778 чел., Эрбиль – 632 252 чел. А общая численность населения Ирака – 13 669 689 человек. Если взять за основу 2%, «отведенные» тюркскому (туркманскому) населению, то доля туркманов составляет 273 393 человек, или (по региону их проживания) – 7,88%. То есть в областях с компактным туркманским населением из каждых 100 человек 8 являются туркманами. Впрочем, некоторые специалисты утверждают, что в областях, где тюрки проживают компактно, логичнее предположить, что туркманы здесь являются доминирующим этносом.

Сопоставление прежних справочников с более поздними показывает следующее. До 1960 г. 95% населения Киркука составляли тюрки (туркманы). Однако в последующие десятилетия в результате арабизации сюда были переселены десятки тысяч арабов, многие туркманские селения были разрушены. Кроме того, с гор сюда спустилось много курдов в поисках работы. В итоге количество туркманов в процентном отношении снизилось с 95 до 75.

Есть и другой ракурс: по переписи 1957 г. (период монархии) в Ираке проживало 0,5 млн. туркманов; 1959 года – 567 тыс. Характерно, что и эти цифры считаются заниженными, так как темп прироста населения за год составляет 3,29%. Если использовать данные 1959 г. в качестве базовых, то, учитывая традиционно высокий темп прироста населения в туркманских семьях, можно предположить, что сегодня в Ираке проживает приблизительно 4 миллиона туркманов.

Район проживания туркманов пострадал в период ирано-иракской войны (1980–1988 гг.). После войны в Заливе северные районы Ирака перестали быть подконтрольны саддамовскому режиму. На территории, где курдское население доминировало, туркманы смогли выжить, только объединившись в национальное сообщество со своими выборными органами. Однако из-за вражды между противоборствующими курдскими организациями, сопровождавшейся боевыми действиями, община постоянно подвергалась опасности.

Репрессии и преследования со стороны иракских властей, а также стремление курдов вытеснить иракских тюрок из богатого нефтью района способствовали тому, что многие туркманы, опасаясь за жизнь своих детей, стали переселяться в Европу, Канаду и США, а также Турцию. Выехавшие за пределы Ирака туркманы попытались привлечь внимание мировой общественности к положению своего народа в Ираке. В частности, в 1988 г. организация «Международная амнистия» поставила вопрос о бесправии национальных меньшинств в Ираке.

Одновременно сами туркманы стали создавать свои политические структуры, которые пытались вступить в диалог с иракскими властями, чтобы достичь национального равновесия на Севере Ирака. Была создана Иракская национальная туркманская партия, Фронт иракских туркманов, Народная туркманская партия и другие организации, деятельность которых значительно способствовала подъему уровня самосознания иракских тюрков.

После свержения диктатуры Саддама Хусейна, туркманы стремятся активно включиться в процесс реформирования Ирака. Однако с самого начала они столкнулись с сопротивлением представителей как прежней власти, так и лидерами национальных и конфессиональных общин, не желающих делиться властью. Примером тому стало назначение губернатором Киркука курда, хотя известно, что 75% населения города составляют туркманы.

Следует отметить также, что, готовясь к проведению операции в Ираке, американские спецслужбы провели обработку руководителей курдских объединений, пообещав им содействие в укреплении позиций в ряде городов на Севере Ирака. Позиции более мелких национальных общин, в том числе иракских туркманов, не были учтены.

Результат подобной политики не замедлил проявиться. Не желая больше мириться с существующим положением, иракские тюрки провели перед резиденцией американского представителя в Ираке П. Бремера демонстрацию. Лидеры иракских тюрок заявили, что туркманы полны решимости претендовать на достойную роль в переустройстве Ирака и, не игнорируя соседей, занять свое место в представительных и иных органах согласно демографическому проценту.

Это была первая организованная и объединенная политическая акция туркманского народа, прошедшая под эгидой Иракско-туркманского фронта. Десять тысяч человек специально прибыли в Багдад, с лозунгами, знаменами и транспарантами они прошли маршем от отеля «Аль-Мансур» до резиденции П. Бремера. Американские военные не вмешивались в ход демонстрации, но предприняли меры безопасности. Перед американской резиденцией демонстранты огласили текст заявления, а затем передали его представителю П. Бремера.

Характерно, что ряд участников марша демонстративно надел повязки на нижнюю часть лица, что должно было символизировать отношение к ним новых властей. Как сообщалось в турецкой печати, причиной этой акции протеста являются игнорирование американскими властями проблем иракских тюрок, несправедливый подход к ним при решении некоторых вопросов, в частности, по поводу представительства в органах управления страной.

Как известно, во Временном совете управления Ираком, состоящем из 25 человек, и который американцы сформировали по своему усмотрению, туркманы имеют всего одного представителя. Им стал Сонгул Чабук, но и он включен туда без ведома Иракско-туркманского фронта, в составе которого объединены все туркманские организации. В другом совете из 9 человек нет ни одного туркмана, тогда как два места отданы курдам – лидерам двух курдских движений Джаляля ат-Талабани и Масуду Барзани.

Естественно, что американская администрация объясняет свое решение тем, что, согласно их данным, туркманы «составляют… 1 процент от 25-миллионного иракского населения», тогда как туркманы утверждают другое – их количество достигает 4 миллионов (то есть 13% всего иракского населения).

Приоритет, отданный американцами курдам, имел свои последствия: относительное затишье в отношениях между туркманами и курдами на севере Ирака, просуществовавшее с начала иракской кампании, было нарушено из-за грубой провокации курдов-полицейских из отряда Джаляа ат-Талабани.

По информации Иракско-туркманского фронта (ИТФ), столкновения начались сразу после того, как в городе Тузхурмату (72 км от г.Киркук) полицейские разрушили мавзолей Мусы Али, являющийся местом поклонения шиитов-туркман (по преданию, здесь отдыхал халиф Али), и открыли огонь по протестующим. В столкновении были убиты 7, ранены 11 человек. Среди курдских полицейских ранены 3 человека. По одной из версий, они погибли от пуль американских солдат, по другой, – от выстрелов курдских же боевиков.