Смекни!
smekni.com

Феномен харизматического лидера (стр. 2 из 4)

Президентство дало Эйзенхауэру власть, притягательность и уважение, но не сделало его харизматическим лидером. Важно помнить основное значение харизмы – мощная поддержка личности, которую воспринимают как ведомую чувством особой миссии или предназначения.

Харизматическому лидеру не нужен показ каких-либо больших успехов. Например, Гитлер десять лет после вступления в нацистскую партию мало что значил. Тем не менее харизматический лидер может ссылаться на свои прошлые успехи. Таков Ющенко на украинской политической сцене. Решающим здесь выступает природа поддержки. Кучму поддерживают по рациональным соображениям, таким как согласие с его политикой. Сторонники Ющенко знают немного о его политике, но идентифицируют себя с ним как лидером, способным провести радикальную трансформацию.

Харизматический лидер может усилить, даже устроить ощущение кризиса. Кризис ли породил во времена Французской революции Робеспьера? А может быть наоборот? Вера Гитлера в собственное предназначение заставила его отказаться от поста вице-канцлера в 1932 г., тем самым углубилось кризисное состояние Германии. Убежденность Ленина в правильности своего почтения Маркса привела его к вере в наличие революционной ситуации в 1917 г.

Харизматики временами могут делать выбор между своими обещаниями и компромиссами, но они руководствуются определенной формой мессианского предназначения. Они спасители, а не «ремонтники». Гитлер должен был предложить, как сделать парламентское правление более стабильным или обеспечить расширение общественных работ, чтобы помочь безработным. Он же обещал возродить Германию – удобная метафора, способная вместить как радикальное изменение, так и реставрацию прошлого. Фактом остается одно: идея радикального изменения не должна выдвигаться в ясном, законченном виде. В противном случаи появляется опасность излишних политических деталей. Харизматическое проведение нового будущего выше этого, оно должно вызывать широкий резонанс.

Часто слепое доверие и поклонение многих своему политическому лидеру подкрепляется господствующей идеологией, религией. Люди неохотно расстаются с верой, позволяющее им надеяться на лучшее будущее. Харизма способна выдержать даже крутые повороты и разрушается только неопровержимым банкротством. Часто она сохраняется и после жизни лидера, преемники которого ее эксплуатируют. Харизматическими лидерами были В. Ленин, И. Сталин, Б. Муссолини, Р. Хомейни, С. Хусейн (Ирак) и остаются М. Кадаффи (Ливия), Ф. Кастро (Куба) и некоторые другие в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В конформистских политических культурах такие лидеры провозглашаются вождями, чем подчеркивается их особая, подобная родоплеменной, связь с последователями.

Иногда харизматический лидер дает начало ряду традиционных – своих преемников, как было в СССР после В. Ленина и в Китае после Мао Цзэдуна. Случается, что традиционный лидер превращается в харизматического, что произошло ненадолго с Н. Хрущевым. Лидер, начавший как харизматический, может, растеряв харизму, в определенных условиях стать рациональным, как произошло к 1996 году с Б. Ельциным.

политический харизматический лидер сталин

2. Харизматическое лидерство в России

В России во все времена у власти стояли лидеры, но кто-то из них стремился к деньгам и безграничной власти, а кто-то выводил Россию на новый уровень развития, ставя ее наравне с развитыми странами мира того времени.

Исходя из классификации Вебера, можно утверждать, что Россия знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. «Так, статья I Свода основных государственных законов гласила: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает»»[3].

Но и во времена правления Рюриковичей и Романовых были князья и императоры, у которых можно отметить проявление харизматических черт.

2.1 Дореволюционный период

Ярко выраженная персонализация политической жизни и государственной власти характерна для России. Это способствует тому, что установки, симпатии и антипатии россиян ориентированы скорее на личности конкретных политиков, нежели на политико-идеологические программы. В этом контексте облик и судьбы российской истории в дореволюционный период на различных ее этапах определяли Иван IV Васильевич Грозный и Петр I Алексеевич. По сравнению с Европой в России разделение власти над людьми и власти над вещами, государственной власти и собственности, государственной, или политической, сферы и экономической, социальной и иных сфер произошло значительно позже.

Власть монарха опирается на божественное право и священность принципа престолонаследия. Источником традиционной власти служила привычка населения повиноваться ей и издревле существующим порядкам. В России власть опиралась на идеологию, которая обосновывала претензии власти на господство, оправдывала ее действия. Достаточно вспомнить «официальную доктрину правления Николая I, выражавшуюся формулой: «Самодержавие, православие, народность»»[4].

2.1.1 Иван IV Васильевич Грозный

Родился 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой. Умер 18 марта 1584, Москва; князь Московский и всея Руси с 1533 года, первый русский царь с 1547 года.

Формирование личности первого русского государя, официально принявшего титул царя, проходило в очень сложных условиях. Будущий царь рос в атмосфере жестокости, притворства, ненависти и лютой зависти. Естественно, это не могло не сказаться на его характере, общечеловеческих представлениях, самосознании.

Он рано понял, что власть возносит человека на небывалую высоту и позволяет распоряжаться людскими судьбами по его собственному усмотрению. Но в одиночку добиться многого нельзя — надо окружать себя единомышленниками и защитниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что для понимания эпохи Ивана Грозного, полной драматизма и неясностей, следует заглянуть в детство царя. В нем — все ответы на трудные вопросы и сложные загадки.

Несмотря на его значительный вклад в развитие русской экономики и культуры, он остался в памяти народа, как жестокий, деспотичный правитель.

2.1.2 Петр I Алексеевич

Будущий император родился 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. 28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I умирает в Санкт-Петербурге.

Многие историки описывают Петра как великого человека. Но существуют факты, которые говорят о другом. Например: «Он страшно вспыхивал, — пишет Платонов, — иногда от пустяков, и давал волю гневу, причем иногда бывал жесток. Его современники оставили нам свидетельства, что Петр многих пугал одним своим видом, огнем своих глаз»[5].

На самом деле Петр I, как верно отметил историк Костомаров: «Сам Петр, своею личностью мог бы быть образцом для управляемого и преобразуемого народа только по своему безмерному, неутомимому трудолюбию, но никак не по нравственным качествам своего характера»[6].

Петр I можно охарактеризовать как умного и любознательного, жестокого и подозрительного, властолюбивого; относился к человеку как к средству достижения целей, во имя государственной мощи считал, что можно пренебречь государственными ценностями.

Петр I отличался высоким ростом. Большую часть жизни проведший в путешествиях и в военных походах, Петр был врагом дворцовых церемоний и любых условностей. Он приветствовал откровенность своих поданных и обожал непринужденную атмосферу пирушек. В нем сочетались веселый нрав и болезненные приступы гнева. Ему нравилось вино, женщины и грубоватые шутки. Деятельный, активный и деспотичный властитель не пытался понять окружающих. При жизни Петра мало кто осмеливался активно критиковать его политику. Властный император и прирожденный воин поразил мир безграничными имперскими амбициями. Петр Великий походил на необъятную Россию, которой правил.

В. Ключевский описал деятельность Петра I так: «Петр I готов был для предупреждения беспорядка расстроить всякий порядок» и «Чтобы опустошить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага».

Но все же можно сказать, что Петр I был харизматическим лидером. Он вывел страну из упадка; он все делал на благо России. Его подданные боялись и боготворили его. Его провозглашали национальным гением, просветителем, спасителем России, революционером, «Наполеоном и Робеспьером», называли антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем и святотатцем. Легендарный царь-реформатор кардинально изменил ход русской истории.

2.2 Советский период и наше время

Советский период породил особую разновидность лидерства – вождизм. Харизматический вождь, к числу которых можно отнести В. И. Ленина и И. В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина «лидер». Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением и развитием в России революционного движения. Самым существенным элементом власти таких вождей была харизма, которую М. Вебер определял «как необычно высоко ценимое качество некой личности, благодаря которому она превозносится как наделенная сверхъестественной, или сверхчеловеческой, или по меньшей мере необычной, специфической, не достижимой ни для кого другого силой или особенностью, или же как посланная Богом, или как достойная подражания и в силу этого как «Вождь»»[7].

Вожди советской страны были лидерами тоталитарного общества – общества, все сферы жизни которого жестко контролировались партией и государством.

2.2.1 Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

Владимир Ильич Ульянов родился 10 (22) апреля 1870 года в Симбирске. 21 января 1924 года – умирает в поселке Горки (Подмосковье). Его тело было забальзамировано и помещено в Мавзолей на Красной площади в Москве.

После Октябрьской революции Ленин обрел преимущество благодаря ореолу главы государства, вступившего на путь радикального социального изменения. Этот феномен обозначается многими исследователями как «институциональная харизма».