В отношении исламистов власти используют комплексный подход, применяя как репрессивные меры, так и контроль за ним, а также пытаются посеять раскол между умеренными и радикалами. Они также искусственно сталкивают исламистов с левыми партиями и группировками, стоящими на антиисламистских позициях. Это выражается в постоянных стычках между леваками и «каидинами», как называют исламистов в марокканских университетах, переходящих иногда в настоящие побоища. Руками исламистов убирались некоторые политические деятели: например, в 1975 г. в результате теракта был убит один из руководителей ССНС О. Бенджеллун.
Умеренные исламисты достаточно слабо интегрированы в политическую систему. В связи с этим их решили «сверху» включить в политическую жизнь как легальную альтернативу радикальному течению исламистов. Правительство начало диалог с умеренными, предоставив им право на легализацию партии. В соответствии с референдумом 1992 г. в конституцию была внесена поправка, разрешавшая создание партий по религиозному принципу. В марте 1992 г. была оформлена исламистская партия под руководством А. Бенкирнана, председателя благотворительной ассоциации Исламское общество. Бенкирнан, поддерживаемый городской беднотой и студентами, – очень противоречивый лидер, симпатизирующий и марокканским социалистам, и алжирским исламистам.
Король ищет также возможности установить контроль над исламистами с помощью влиятельных политических сил. Исламисты являются объектом пристального внимания Министерства внутренних дел и администрации провинций. В декабре 1979 г. началась волна широких репрессий против исламистских группировок. Новая волна крупномасштабных репрессий прошла в конце 1983 г.
Дозированная демократия Хасана II в какой-то степени оказывает сдерживающее влияние на быстрое распространение исламизма в Марокко. Однако религиозное движение оказалось очень живучим, умело приспосабливалось к непростой обстановке. В отличие от политических партий, которые можно поставить вне закона, религиозное движение имеет одно практическое преимущество: власти не в состоянии запретить публичные молитвы и только в определенных пределах могут контролировать содержание проповедей. Таким образом, у религиозных деятелей есть реальные возможности для распространения своего влияния (в том числе и аудиовизуальная пропаганда). Кроме того ислам является обязательным предметом в светских университетах.
В 80-е годы среди традиционных вождей Братьев-мусульман, влияние которых сильно в стране, все чаще стали появляться представители средних слоев – государственные служащие, политики, порой даже получившие образование на Западе, которые являются членами политических партий. Они используют свое влияние, вовлекая братьев в политику и межпартийную борьбу в интересах лидера своей партии.
Сравнительно быстрому распространению исламизма способствовало активное проникновение его сторонников в общественные организации, за счет которых они, в значительной мере, смогли легализовать свою деятельность. В частности, марокканская организация по правам человека обеспечивает юридическую защиту на многих процессах по делу исламистов. Эта организация тесно связана с партией Истикляль. Руководство Истикляль и ССНС увидело в исламистах возможности для расширения своего влияния.
Партии Истикляль и Народное движение, основанные на синтезе религии и национализма, всегда демонстрировали свою приверженность исламу, призывая к его возрождению, используя концепцию «исламского социализма». Для взглядов лидера Истикляль А. Аль-Фаси была характерна компромиссно-религиозная концепция, ориентирующая внимание на рационалистических аспектах ислама и приспосабливающая его положения к требованиям современности. С помощью теологических рассуждений, трактовки положений шариата, идеологизированной интерпретации арабо-мусульманской теории делается попытка обосновать различные мероприятия, направленные на смягчение последствий капиталистического развития. Тем более, что сама идеология ислама дает богатую почву для использования ее разнообразными общественными течениями. Попытки политизировать ислам предпринимали в 60–70-е годы и коммунисты, усиленно интерпретируя освободительное содержание принципов ислама.
В 1991 г. газета Истикляль «Аль-Алам» опубликовала программу алжирских исламистов, нашедших убежище в Марокко. Следует при этом напомнить, что для марокканского правительства покровительство алжирским группировкам – элемент длительного спора с Алжиром за Западную Сахару.
В преддверии парламентских выборов 1994 г. оппозиционные партии Истикляль, ССНС, ППС и ОНДД создали Демократический блок (Кутля). Блок заявил, что он открыт для диалога с исламистами. Истикляль и ССНС выставили единый список из 107 кандидатов. Демократический блок поставил себе целью получить большинство мест в парламенте, с тем чтобы сформировать левое правительство. Одним из популярных лозунгов блока стал призыв к Совету безопасности ООН снять экономическое эмбарго с Ирака.
Поддержка исламистов обеспечила успех Кутле в первом туре парламентских выборов (прямое голосование). Во втором туре при голосовании выборщиков победу одержал блок Национальное согласие (Вифак) из трех правоцентристских партий – КС, НД и НДП (154 депутатских места, Кутля – только 115).Непрямые выборы в парламент (по мнению оппозиции сфальсифицированные) определили парламентское большинство, от которого зависел состав правительства. Всего в выборах участвовало 11 партий. Таким образом королю удалось создать сбалансированный парламент. Председатель правительства А. Филали устраивает и правых, и левых. Правительство было сформировано из «технократов» и представителей КС.
Однако в Демократическом блоке сразу же возникли разногласия по поводу участия в правительстве. Если ППС выразила желание принять участие в правительстве, то три другие партии решили остаться в оппозиции. При этом серьезные разногласия потрясают ССНС. Истикляль заявила, что готова участвовать в коалиционном правительстве при условии, что оно возьмет за основу предлагаемую ею программу мероприятий по оздоровлению экономики и демократизации общества.
13 сентября 1996 г. в стране прошел референдум по поправкам к конституции, ставшей, по определению журнала «Жен Африк», «успешной политической операцией марокканского монарха». Референдум стал надеждой марокканцев на диалог в целях достижения сменяемости исполнительной власти. В соответствии с поправкой к конституции 1972 г., вслед за референдумом, в 1997 г. должны состояться выборы в двухпалатный парламент. Ныне действующий однопалатный парламент вызывал недовольство оппозиции, считавшей, что тем самым законодательная власть была сильно ограничена, действующая система выборов давала возможность для манипуляций, а также возможность пройти в депутаты людям с сомнительной репутацией.
У оппозиции появилась реальная возможность оказать влияние на экономическое развитие страны. Намечается возникновение двухпартийной системы западного образца. Однако эта тенденция несопоставима с уровнем политизации масс.
Все это говорит о том, что в Марокко возникла своеобразная политическая система с широким спектром политических партий, получившая название «хасановской демократии». Объективной реальностью, как и для всего Востока, стала органическая связь модернизации и «вестернизации». Западный принцип плюрализма сочетается с восточным принципом структурирования их как кланов.
Формирование многопартийной системы проходит продолжительный этап политической раздробленности, когда возникает множество партий, не имеющих устойчивой социальной поддержки и укорененного массового влияния. Постоянное дробление оппозиционных сил позволило Хасану II заявить, что «в стране 15 миллионов оппозиционеров, но нет оппозиции» [8, с. 145]. Однако под руководством партии Истикляль идет процесс формирования действенной политической оппозиции, которая сможет найти мирные и верные решения насущных вопросов. Наметился процесс постепенного превращения бунтарских организаций в партии парламентского типа, в задачу которых входит борьба за право исполнения власти.
Некоторое расширение демократии стало реакцией и на исламизм. Усиливается апелляция к религии как важному средству мобилизации масс. Исламизм постепенно вытесняет социалистические мировоззрения в умах людей. Исламские силы все настойчивее добиваются официального признания своих партий, стремясь влиять на формирование политического курса страны.
Однако монархии пока удается сохранить баланс политических сил при очень заметной тяге к монополизации политической жизни. Вместе с тем проводится курс на демократизацию конституции путем постоянных референдумов. Следствием прочности устоев монархии стал относительно высокий уровень стабильности внутренней жизни.
Список источников и литературы
марокко гражданский общество исламский
1) Ментешашвили З.А. Берберы в общественно-политической жизни Марокко (50–70-е годы XX века). М., 1985.
2) Diouri M. Realites marocaines. Lausanne, 1987.
3) Рабочий класс и современный мир. М., 1988, №3.