Смекни!
smekni.com

Структура проведения избирательной кампании на выборах в Государственную Думу (стр. 5 из 7)

В любом случае появление даже сильного лидера на третьем месте в партийном списке СПС не позволит этой партии решить всех стоящих перед ней проблем. Многие сторонники либеральной идеологии воспримут такой поворот событий позитивно, считая, что Анатолий Чубайс не пойдёт в неуспешный проект. Но идеологическую проблему СПС таким образом полностью не решить. Дело в том, что в последний период партия СПС пыталась привлечь в свою поддержку сразу два противоположно ориентированных электората: избирателей вполне успешных, довольных реформами, ориентированных на рыночную экономику и предпринимательство с одной стороны, и избирателей, ориентированных на ценности правозащитного движения, всё больше становящихся в оппозицию практике государственного управления современной России.

Включение Анатолия Чубайса в первую тройку в федеральном списке партии СПС показывает выбор руководства партии на отход от идеологии правозащитников. Это формирует более ясный образ партии СПС у потенциальных избирателей, но сокращает их численность, потому что правозащитное движение в России является весьма влиятельной силой для многих граждан либеральной ориентации.

Проблема СПС и в том, что за три года эта партия лишилась своей естественной политической ниши поддержки Президента РФ с одновременной критикой правительства РФ. Сейчас эта политическая ниша занята партией “Яблоко”, а СПС из неё вытеснен. Таким образом, СПС должен в ходе предвыборной кампании найти себе новую политическую нишу. Насколько это удастся руководству СПС – покажет время, которого до выборов остаётся всё меньше. Можно утверждать, что для успеха на выборах партии СПС необходимо очень согласованно работать во всех регионах и в Москве, направив все ресурсы на достижение одной главной цели. Противоречия в руководстве партии в этой ситуации недопустимы, а они пока имеются между всеми лидерами СПС, хотя и не выносятся на публичное обсуждение.

Партия СПС борется с партией “Яблоко” за антикоммунистический, интеллигентный, образованный и городской электорат, являющийся сторонником западной системы ценностей. Объединение партий СПС и “Яблоко”, которое устроило бы таких либеральных избирателей и набрало бы примерно 15 процентов голосов на выборах депутатов Государственной Думы РФ невозможно в силу амбиций лидеров этих партий, а также в силу различий позиций постепенно расходящихся избирателей: за СПС голосуют более успешные, выигравшие в ходе реформ, а за “Яблоко” – менее успешные, скорее проигравшие в ходе реформ избиратели.

Партия “Яблоко” уже давно перестала быть правой и склоняется к социал-демократической платформе. Это теперь партия леволиберальной ориентации, университетского, интеллигентного типа, её поддерживают те, кому неприятны признаки тоталитаризма, кому хотелось бы видеть в стране свободу слова, рыночную экономику, частную инициативу. Но сторонники партии “Яблоко” оказались обделены рыночной экономикой. Они были против коммунистов и поэтому движение “Яблоко” ещё недавно относили к правым силам. Но сейчас уже партия “Яблоко” начинает конкурировать со сторонниками Сергея Глазьева. Различие в том, что сторонники Сергея Глазьева настроены на традиционалистские ценности, а сторонники Григория Явлинского, лидера партии “Яблоко”, – на либеральные и отчасти соцал-либеральные ценности. Но по экономическим приоритетам и программам предпочтения сторонников и того, и другого лидера очень близки.

Есть и некоторые чисто функциональные ограничения, которые возможную войну между партиями СПС и “Яблоко” сдерживают. Обе партии зависят от крупного капитала, а ведение открытой информационной войны между наиболее крупными партиями, получающими голоса либерального электората, противоречит политическим интересам их главных спонсоров. Но и уровень политической конкуренции между партиями СПС и “Яблоко” этим спонсорам снизить не удаётся. Выход из определённого кризиса во взаимоотношениях крупнейших российских либеральных партий может быть найден в определении и партией СПС и партией “Яблоко” своих систем ценностей и разделения электоратов на этой основе. Можно прогнозировать, что до выборов в Государственную Думу РФ этот процесс вряд ли будет завершён, поскольку он ещё фактически не начинался.

Предвыборная стратегия “Единой России”

Политический режим в России периода президентства Владимира Владимировича Путина начал формироваться после создания крупной фракции блока “Единство” на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 1999 году и формирования в ней большинства, поддерживающего нынешнего Президента РФ. Впервые за посткоммунистический период развития России исполнительная и законодательная ветви власти смогли прекратить политическое противостояние, начали сотрудничать и принимать согласованные политические и законодательные решения. Неудача на предстоящих в 2003 году выборах депутатов Государственной Думы РФ коалиции политических сил, поддерживающих Президента РФ может разрушить политический режим, построенный на постоянном сотрудничестве исполнительной и законодательной ветвей власти России.

Это сотрудничество во многом обеспечивается высоким уровнем поддержки и высоким уровнем доверия Президенту РФ в обществе. Поэтому политические силы, стремящиеся быть представленными в парламенте России, вынуждены также поддерживать Президента РФ, поскольку иначе снизится их поддержка в обществе. Особенно активно использует ресурс поддержки Президента РФ в обществе так называемая “партия власти”, т.е. политические силы полностью лояльные нынешнему режиму правления в России и стремящиеся занять все ключевые должности в руководстве страны.

Феномен такой “партии власти” появился еще в ельцинский период правления, когда в неё включались автономные от руководства страны элиты, предоставлявшие ему свои ресурсы на определённых условиях, часто не выражаемых публично. Но Президент РФ хотел бы, по-видимому, иметь в парламенте не представителей такой коалиции элит, а собственных представителей, крупную фракцию или несколько фракций, которые, обладая большинством в Государственной Думе РФ, выражали бы интересы его самого, а не интересы других политических субъектов. Но в таком случае проблемой становится обеспечение широкой поддержки избирателей политическим партиям, которые ориентируются не на их приоритеты и интересы, а на интересы Президента РФ, даже, если эти избиратели и выражают Президенту РФ доверие.

В качестве “партии власти” в течение длительного срока после прошлых парламентских выборов избирателям представлялась “Единая Россия”. Но противоречивость задач, стоящих перед этой партией не позволил ей обеспечить поддержку большинства российского общества. Несмотря на то, что большинство в течение этого периода выражало и выражает готовность голосовать за Владимира Владимировича Путина, определённая его часть не готова голосовать за “Единую Россию”. Эту главную проблему и пытается решить политическая партия “Единая Россия” и администрация Президента РФ перед началом предвыборной кампании в российский парламент 2003 года. Эта проблема для “Единой России” усугубляется тем, что её электорат имеет низкий уровень лояльности этой партии, его электоральные предпочтения сильно зависят от общественного мнения.

Опросы ВЦИОМ и ФОМ давали разные результаты готовности избирателей голосовать за политические партии, но основное соперничество перед выборами разворачивается между “Единой Россией” и КПРФ. Однако, например, по электоральному рейтингу ВЦИОМ первую половину 2003 года “Единая Россия” отставала от КПРФ, и лишь к лету ситуация выровнялась, рейтинги этих партий различаются незначительно.

Выявившаяся неспособность “Единой России” мобилизовать в свою поддержку всех избирателей, готовых поддержать Владимира Путина, заставила администрацию Президента РФ отказаться от предвыборной стратегии приведения в Государственную Думу РФ только партию “Единая Россия”. Для руководства партии “Единая Россия” эо решение было весьма неприятным, и они продолжают в меру имеющихся у них ресурсов бороться с конкурентами, также претендующими на роль “партии власти”. Но эта борьба со стороны руководства “Единой России” ограничена необходимостью в любом случае сохранить поддержку Президента РФ, потому что без этой поддержки партия может просто не пройти в Государственную Думу РФ.

Среди таких конкурентов на роль “партии власти” также происходит борьба за обеспечение поддержки Президента РФ. К таким конкурентам “Единой России” можно отнести “Народную партию”, “Партию Жизни”, “Партию возрождения России” и, возможно, некоторые другие, как, например, активно рекламируемую сейчас на телевидении и на рекламных щитах в городах и вдоль автодорог партию “Русь”. Какой в итоге сформируется коалиция “партий власти” перед парламентскими выборами пока описывать преждевременно.

Стратегия “Единой России” и администрации Президента РФ в отношении главного конкурента всех “партий власти” – КПРФ вполне понятна и довольно стандартна. Эта стратегия заключается в создании и определённой поддержке небольших новых партий, способных отобрать у КПРФ часть электората. Вполне возможно, что такую роль должна сыграть на предстоящих парламентских выборах народно-патриотическая коалиция Сергея Глазьева. Одним из признаков того, что именно такая роль отводится этой коалиции в предвыборной стратегии администрации Президента РФ, является то, что вторым её руководителем стал Дмитрий Рогозин – политик полностью лояльный Президенту РФ и никогда не принимавший участие в прокоммунистических коалициях. Конечно, Сергей Глазьев, как амбициозный политик, попытается на выборах реализовать свои цели и привести в Государственную Думу РФ фракцию, хотя бы частично реализующую его интересы. Каким в этих условиях будет результат на выборах народно-патриотической коалиции пока не ясно.