Смекни!
smekni.com

Структура проведения избирательной кампании на выборах в Государственную Думу (стр. 6 из 7)

3. Злоупотребление административным ресурсом: доминирующий фактор избирательной кампании

Несмотря на то, что трудно определить истинную структуру проведения кампании всеми партиями, большинство имеющихся фактов указывает на то, что административный ресурс являлся решающим элементом предвыборной кампании. Результаты данного проекта дополняют сведения полученные другими организациями, особенно ОБСЕ и Ассоциацией «Голос», занимающихся мониторингом, о злоупотреблении административным ресурсом в пользу партии «Единая Россия» на всех уровнях. Результаты данного проекта, подробно представленные в Главе Vи результаты других организаций, занимающихся мониторингом, вкратце дают следующую картину предвыборной кампании.

Вовлечение Президента В.В.Путина в поддержку «Единой России» накануне и в ходе избирательной кампании, в нарушение существующих норм избирательного законодательства.

Освещая предвыборную кампанию, подконтрольные государству общефедеральные СМИ систематически отдавали предпочтение партии «Единая Россия» и ее кандидатам.

Освещение предвыборной кампании региональными подконтрольными государству телевизионными каналами и печатными СМИ было также искажено в пользу кандидатов-одномандатников от партии «Единая Россия».

Должностные лица субъектов Федерации проводили кампанию от имени партии «Единая Россия», в нарушение существующих норм избирательного законодательства.

Региональные и местные администрации предоставляли помещения партии «Единая Россия» на преференционных условиях. Окружные избирательные комиссии препятствовали проведению кампаний кандидатов, выдвинутых не от партии «Единая Россия», в частности отказывая им в регистрации на неясных основаниях и отклоняя жалобы об использовании административного ресурса.

а) Участие президента

Ставка агитационной кампании «Единой России» на связь с именем В.В.Путина была, по мнению многих наблюдателей, определяющей для результатов голосования за «Единую Россию». И сторонние наблюдатели, и эксперты проекта, отмечают, что одним из самых важных факторов, определивших результаты голосования, стала открытая поддержка президентом В.В.Путиным партии «Единая Россия». На Третьем Съезде партии «Единая Россия» 20 сентября 2003 года Путин заявил буквально следующее:

«Не буду скрывать, 4 года назад я голосовал за вашу партию. Я считаю, что сделал правильно. ...Вам удалось создать в Думе центристскую фракцию, вы заняли государственную позицию по важнейшим направлениям нашего государства. За прошедшее время партия сумела доказать, что для долгосрочного и результативного развития страны именно «Единая Россия» создала мощный блок центристских фракций. Именно вы наиболее последовательно боролись за принятие важнейших для страны законов. Вы не боялись этого делать, не боялись делать это ваши депутаты. Это очень хороший пример для других».

Согласно избирательному законодательству, это выступление носит агитационную направленность, в то время как участие высших должностных лиц, включая Президента, в агитационной деятельности в интересах любой из партий напрямую запрещено по Закону о выборах. В связи с вышеприведенным выступлением Президента, КПРФ, СПС и «Яблоко» направили жалобу в Центральную избирательную комиссию РФ. Однако протест был отклонен. Глава ЦИКа Александр Вешняков назвал выступление Путина:

«Разрушением некоторых стереотипов, которые у нас существовали, когда президент от всех дистанцировался... в данном случае поступок президента показывает, что он ушел из подковерной борьбы в свою открытую, четкую и ясную позицию».

КПРФ подала жалобу на действия ЦИК в Верховный Суд, которая, впрочем, была отклонена. 27 ноября В.В.Путин дал тележурналистам интервью, содержащее заявление, также имеющие признаки агитации:

«Что касается партии «Единая Россия», могу сказать, что я не являюсь членом этой партии. Однако это - как раз та политическая сила, на которую я в течение всех четырех лет опирался, и которая меня последовательно поддерживала. Я абсолютно убежден в том, что когда мы говорим о балансе политических сил в Государственной Думе в действующей Государственной Думе который позволил добиться определенных результатов в работе парламента то этот положительный баланс был найден как раз благодаря позиции центристских партий и прежде всего «Единая России».

Партия официально объявила о своем отказе принимать в них участие 3-го ноября, в самом начале официально разрешенного периода проведения агитации в СМИ. Таким образом, предвыборные теледебаты становились бессмысленными в связи с отсутствием в них партии, лидирующей в опросах общественного мнения. Решение «Единой России» отказаться от одной из возможностей появляться на ТВ соответствует логике ситуации, поскольку партия и так уже имела там самое обширное присутствие.

Удивительно, но по данным одного из опросов, проведенных ВЦИОМом, согласно мнению россиян, «Единая Россия» умудрилась победить в теледебатах, не участвуя в них: 12% опрошенных телезрителей сочли в дебатах «наиболее интересными и убедительными» выступления представителей «Единой России», 10% -выступления КПРФ и 9%-СПС.[1] Политологи нашли объяснение этого казуса в подавляющем информационном присутствии «Единой России» в общефедеральном эфире.

Предвзятость освещения в СМИ не кажется случайной. Сообщения прессы и экспертные интервью, проведенные в рамках этого проекта, указывают на существование на протяжении всей избирательной кампании системы закулисных кремлевских «кураторов», каждый из которых был «приписан» к одной из участвующих в выборах политической партии. Чтобы получить освещение на федеральном государственном телевидении каждая партия должна была получить одобрение своего «куратора». Таким образом, Кремль эффективно контролировал доступ к федеральным электронным СМИ и, таким образом, управлял, возможно, самым важным инструментом кампании в целом.

в) Предвзятость региональных государственных телеканалов

Региональные телеканалы, в большей части являющиеся подразделениями государственной телевизионной компании (ВГТРК, см. Главу II) так же служили элементом избирательной машины по продвижению интересов партии «Единая Россия». Исследования в рамках данного проекта установили пять случаев, когда региональные государственные каналы были вынуждены передавать предвзятую информацию о кандидатах. Восемь из девяти региональных государственных вещательных компаний, за которыми наблюдала ОБСЕ, были замечены в фаворитизме в пользу «Единой России» (см. Глава V, «Псковский отдельный типичный случай»)

г) Участие должностных лиц в избирательной кампании в интересах партии «Единой России»

Мониторинг СМИ, проведенный в рамках данного проекта (см. Главу V) выявил множество случаев использования официальными должностными лицами своих функций для проведения кампании от лица «Единой России». ОБСЕ установила множество случаев, когда главы субъектов Федерации, поддержанные «Единой Россией» и ее кандидатами, не ушли в отпуск, как того требует закон, после регистрации в качестве кандидатов на выборы в Думу.

д) Неравный доступ к возможностям проведения кампании

Другой отличительной чертой кампании было то, что муниципальные власти не предоставляли кандидатам и партиям помещения для проведения предвыборных мероприятий на равных основаниях, как предусмотрено нормами закона. Детальное исследование Московского и Самарского «отдельных типичных случаев» (см. Главу V) описывает, в дополнение к другим нарушениям, прецеденты льготного предоставления помещений для кандидатов «Единой России». ОБСЕ зафиксировала жалобы из нескольких округов на отказ в обеспечении партий соответствующими помещениями для проведения встреч и собраний, на отказ предоставления равных возможностей для проведения предвыборных встреч в общественных учреждениях78.

е) Запугивание и давление

Экспертные опросы, проведенные в ходе данного проекта, предоставили данные о существовании практики запугивания сотрудников избирательных штабов и волонтеров, в частности, на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге. ОБСЕ зарегистрировала в четырех регионах несколько случаев давления и запугивания, включая временное заключение под стражу активистов, работавших на избирательных кампаниях некоторых кандидатов и партий. Однако нет данных о том, насколько широко была распространена подобная практика.

ж) Предвзятое отношение избирательных комиссий

Роль, которую играли избирательные комиссии, заслуживает особого внимания. В Главе IIIобъясняется, почему сложившийся порядок формирования и работы избирательных комиссий не мог гарантировать их независимость, и почему в результате на практике избирательные комиссии имели такой состав что, насколько возможно, они были наиболее благожелательно настроены именно к партии «Единая Россия» и её кандидатам. По-видимому, такие отношения были естественными на всех уровнях избирательных комиссий80. Как показывают экспертные интервью и прочие мониторинговые материалы, избирательные комиссии препятствовали регистрации кандидатов, не имевшим поддержки власти или представлявшим оппозиционные силы, вплоть до отказа в регистрации таким кандидатам. Неспособность Центральной избирательной комиссии адекватно реагировать на жалобы о предвзятом освещении на телевидении - довольно яркий пример такого неравного отношения к участникам выборов на высшем уровне.

Наблюдатели от ОБСЕ и эксперты данного проекта отметили несколько случаев вычеркивания из списков кандидатов (все не от партии «Единая Россия») по одномандатным округам, на незначительных или, прямо скажем, сомнительных основаниях. Например, менее чем за неделю до дня выборов, Верховный Суд поддержал решение избирательных комиссий исключить пять кандидатов из федеральных списков партий и двух из списков по одномандатным округам. Исключение бывшего главного прокурора из списка по одномандатному округу и из списка кандидатов от КПРФ, а так же исключение Анатолия Быкова от Ачинского избирательного округа после жалобы от кандидата «Единой России», также имели четкие признаки предвзятого отношения избирательных комиссий.