Смекни!
smekni.com

Ближневосточные проблемы в политике Западноевропейских стран, США и РФ (стр. 2 из 3)

Безусловно, арабские государства весьма позитивно относятся к подобным заявлениям, особенно если они озвучены лидерами крупных европейских государств. В «европейском квартете» арабское сообщество видит партнеров возможного ведения диалога с западным сообществом.

Для достижения своих стратегических целей «европейский квартет» прилагает усилия по решению старых ближневосточных проблем, основной из которых является арабо-израильский конфликт.

И хотя разрешение европейских проблем (например, ситуация с Калининградом, политические, территориальные и материальные претензии Прибалтийских государств, продвижение демократии на пространстве СНГ, поддержка вступления России в ВТО и т.д.) является важным полем взаимодействия нового европейского союза, но ближневосточная тематика заняла одну из ключевых позиций в координации внешнеполитических действий нового «европейского квартета».

В этом плане следует обратить внимание на состоявшийся в конце марта 2005 г. саммит «четверки» в Париже. Лидеры Франции, Испании, Германии и России обсудили целый ряд политических вопросов, по которым были выработаны единые подходы. Рассмотренные там проблемы включали: ситуацию на Украине, положение в Косове, события в Ираке и Ливане, так называемое «иранское досье», а также ход развития процесса ближневосточного урегулирования. Обсуждавшиеся на встрече темы указывают на то, что хотя лейтмотивом встречи заявлялось «придание нового импульса отношениям Россия – ЕС в целях укоренения мира, демократии и гражданского общества на европейском континенте», целью саммита было выяснение позиций ведущих европейских государств и выработка совместных подходов по решению ближневосточных проблем5. Отсутствие на саммите Великобритании, страны, традиционно имеющей собственные интересы на Ближнем Востоке, также показательно. Великобритания не была приглашена для участия во встрече «четверки», так как на континенте Британию продолжают воспринимать в качестве «проводника» американских интересов. А решения и позиция «европейского квартета» по многим политическим вопросам отличаются от политики, проводимой США в ближневосточном регионе.ближний восток западный геостратегия политика

Кроме того, следует отметить, что на саммите не присутствовал внешнеполитический представитель ЕС Хавьер Солана. Это означает, что по рассматриваемым вопросам «четверка» не нуждается в координации действий с остальными членами ЕС и имеет по ним собственное видение.

Одним из важных событий саммита стала озвученная позиция «четверки» европейских лидеров в отношении ситуации в Ливане.

На саммите в Париже было принято совместное коммюнике по вопросу сирийского военного присутствия в Ливане, где участники саммита потребовали «полного и немедленного вывода сирийских войск» и спецслужб из Ливанской Республики, а также проведения выборов в Ливане согласно намеченным срокам для избрания руководства, «способного действовать в интересах ливанского народа»6. Россия традиционно имеет весьма значительное влияние на Сирию, и Франция постаралась использовать его, чтобы, наконец, заставить сирийское руководство вывести воинский контингент из Ливана, который, в свою очередь, является зоной повышенного интереса Французской Республики. Политический кризис в Ливане и упорство Сирии, игнорирующей резолюцию ООН о выводе воинского контингента с ливанской территории, могли спровоцировать не только дальнейшую нестабильность в регионе, но и немедленную реакцию Вашингтона на складывающуюся ситуацию. И какими бы напряженными ни были франко-сирийские отношения, смена режима в Сирии и установление в этой стране проамериканского правительства определенно не отвечает интересам ни одной из стран «четверки». Поэтому, используя влияние Москвы на Дамаск, Сирию попытались «уговорить» признать необходимость скорейшего вывода войск из Ливана.

Следует отметить, что сирийские войска слишком быстро покинули территорию ливанского государства, и это, скорее всего, спровоцирует Белый дом на оказание дальнейшего давления на сирийский режим. Быстрый уход из Ливана, а самое главное, согласие других арабских стран на подобное развитие событий – свидетельство отсутствия подлинного арабского единства и желания противостоять любому внешнему вмешательству в «арабские дела». Таким образом, угроза проведения операции против Сирии не устранена, а отложена на некоторое время.

Что касается Ирака, то «европейский квартет» занял выжидательную позицию. «Четверка» приветствовала формирование нового иракского правительства, но, несмотря на призывы США и Великобритании, полномасштабное сотрудничество четырех стран с Ираком не будет восстановлено до тех пор, пока оккупационные войска находятся на иракской территории. Позиция эта вполне объяснима тем, что «четверка» не желает способствовать укреплению американского влияния в Ираке за счет собственных ресурсов и авторитета. Между тем полностью самоустраниться от участия в урегулировании в Ираке ни Франция, ни Германия, ни Испания, ни тем более Россия не могут, потому что с этой страной «четверку» объединяют не только исторические связи, но значительные экономические интересы. Поэтому эти государства оказывают помощь Ираку, но «точечную» и совсем не в тех объемах, на которые рассчитывает Вашингтон.

Помимо ситуации вокруг Сирии, обеспокоенность европейских лидеров вызывает повышенное внимание США к ядерной программе Ирана. Россия оказывает помощь Ирану в строительстве там атомной электростанции, товарооборот между странами в 2003 г. достиг 1,39 млрд. долларов США7. Более того, Москва, выступая союзником Тегерана и Пекина, укрепляет свое геополитическое положение. С одной стороны, Москва входит в состав «европейского квартета», а с другой, – имеется геополитический блок России, Китая и Ирана. Это позволяет и европейским партнерам через Россию усиливать свои позиции в мире.

Германия также принимала участие в разработке иранской ядерной программы. Что касается Франции, то для нее Иран с начала 90-х является стратегическим партнером в регионе Среднего Востока.

Многомиллионные по стоимости проекты в области авиации и спутниковой связи, взаимовыгодные торгово-экономические отношения и сотрудничество в области безопасности, а также значительный вес иранской диаспоры во Франции заставляют французское руководство проявлять повышенное внимание к возможной операции США против Ирана или смене правящего режима. Страны «четверки», несомненно, учли последствия иракских событий, и будут всеми силами стремиться не допустить силового решения иранского вопроса.

Установив контроль над Ираном, США приобретут колоссальное влияние в регионе: приостановят доступ Китая к иранским нефтяным месторождениям, устранят угрозу монархическим арабским режимам со стороны «исламских революционеров» и ликвидируют угрозу для Израиля, которую представляет возможность получения Тегераном оружейного плутония. Одной из целей американской политики на Ближнем Востоке является урегулирование арабо-израильского конфликта, а Иран, оказывающий поддержку исламским группировкам, воюющим с Израилем, и приобретающий ядерные технологии, является помехой в осуществлении американских планов в регионе. Возможно, именно поэтому в отношении «иранского вопроса» на саммите в Париже лидерами Франции, России и Германии было заявлено, что «какое-либо противоречие между позицией Парижа, Берлина, Лондона и помощью России Ирану отсутствует»8. Франция, Германия и Великобритания добились серьезного успеха в развязывании тугого узла проблем, связанных с иранским «ядерным досье». Это привело, как показало дальнейшее развитие событий, к снижению уровня воинственности американской политики по отношению к Ирану.

На саммите в Париже было подчеркнуто, что Россия взяла обязательства по поставке ядерного топлива иранцам и возвращению его продуктов из Ирана. Это должно стать гарантией того, что Иран не сможет использовать отработанное ядерное топливо для его последующего военного применения. Это обязательство со стороны России должно успокоить мировое сообщество относительно иранской ядерной программы и позволить иранскому руководству сохранить лицо в условиях жесткого прессинга со стороны США.

Если позиция по иракскому вопросу способствовала сближению европейской четверки, обсуждение ситуации вокруг Сирии еще более объединило союзников, то совместные усилия четырех стран по урегулированию иранского вопроса продемонстрировали не только единодушие в выборе путей решения данного вопроса, но и политический потенциал нового «европейского квартета».

Что касается путей разрешения арабо-израильского конфликта, то в Париже не было сделано никаких официальных заявлений по этому поводу, однако последовавшая за этим поездка В. Путина на Ближний Восток позволяет говорить о том, что ЕС и Россия договорились активизировать свои усилия на этом направлении. И Москва, и Брюссель являются коспонсорами ближневосточного мирного урегулирования, но в последние годы инициативы по разрешению арабо-израильского конфликта по большей части принадлежат Вашингтону. Между тем и ЕС, и Россия за счет своего авторитета в арабских странах имеют большой потенциал для активного участия в ближневосточном урегулировании. Для решения его сложнейших вопросов следует найти компромисс между интересами арабов и израильтян, а для этого необходимо использовать влияние на стороны, участвующие в конфликте. Не случайно, США решили подключить авторитет и усилия президента Египта Х. Мубарака, сторонника мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, для достижения соглашения с арабскими государствами. Белый Дом стремится наладить диалог с арабским сообществом. Вполне закономерно, что Египет объявлен надежным союзником США в регионе9.