Аль-Госаиби возложил ответственность за распространение экстремизма на «идеологическую обработку, которой подвергают молодых людей, оправдывая возможное убийство, совершенное ими»28. Министр сравнил эту обработку с той, которая была принята в лагерях террористических организаций на территории Афганистана. «Я не думаю, что террористические группировки имеют какое-либо отношение к проблеме безработицы», – заявил аль-Госаиби в интервью журналистам29.
Государственный чиновник также отметил, что большинство известных руководителей террористических организаций в мире являются очень состоятельными людьми, и вряд ли именно безработица вынудила их обратиться к террористической деятельности. В качестве примера он привел Усаму бен Ладена30. Подобный довод представляется справедливым, но только отчасти. Поскольку министр говорит в основном о руководителях террористических организаций, упуская из внимания среднее и низшее звенья в их составе. Именно в этих звеньях могут находиться люди, которых «вынудили» экономические трудности присоединиться к террористическому движению.
Министр заявил, что официальный уровень безработицы в королевстве – 5%, что составляет 150 тыс. чел. По другим данным, от 20 до 30% саудовцев, находящихся в трудоспособном возрасте, являются безработными31. Правительство уже предприняло ряд мер по борьбе с безработицей. В частности, осуществляются попытки уменьшить число иностранных рабочих, которые были заняты преимущественно в частном секторе и работали в качестве разнорабочих, менеджеров среднего звена, нефтяников. Причинами столь активного привлечения иностранной рабочей силы многие исследователи называют «неблагоприятные социально-экономические факторы, а именно: малочисленность местного населения, усугубляемую отстраненностью женщины от участия в экономическом процессе; дефицит квалифицированных специалистов различных профилей и уровней, сохранение в обществе патриархальных взглядов, не вписывающихся в сознание, которое должно быть определяющим на этапе модернизации»32.
В адрес властей Саудовской Аравии ранее звучали обвинения в ущемлении прав иностранных рабочих. В июле 2004 г. организация «Хьюман Райтс Уотч» опубликовала отчет, в котором крайне негативно оценивалось положение рабочих из стран Юго-Восточной Азии в Саудовской Аравии. Отношение со стороны властей к данной категории рабочих иначе как «систематическим превышением полномочий и дискриминацией» не называлось33. В начале лета 2004 г. представители госструктур Саудовской Аравии категорически отвергли обвинения, содержавшиеся в данном отчете, однако позже министр труда королевства аль-Госаиби признал, что ущемления прав имели место. Он отметил: «Имели место некоторые злоупотребления в отношении иностранных рабочих. К сожалению, многие из тех, кто привлекает в страну иностранную рабочую силу, не в состоянии обеспечить достойные условия работы и проживания. Более 1 тыс. физическим и юридическим лицам было запрещено принимать на работу иностранцев в связи с ущемлением прав последних»34. По словам министра, его ведомством уже осуществлены меры по противодействию дискриминации прав иностранных граждан. Был создан отдел по защите прав иностранных рабочих в составе министерства труда. В настоящее время законодательной властью Саудовской Аравии рассматривается закон, регулирующий отношения между работодателем и иностранным работником.
Доминирование иностранной рабочей силы в экономике Саудовской Аравии, по мнению арабских аналитиков, в обозримом времени неизбежно обострит и без того многие серьезные социальные проблемы, к числу которых следует отнести и проблему молодежи.
В течение долгого времени безработица рассматривалась многими в качестве главной причины, подталкивающей молодежь (при том, что доля молодежи в составе населения страны очень велика) к вступлению в террористические организации. В настоящее время молодежь в Саудовской Аравии представляет в большинстве своем агрессивную и люмпенизированную часть общества. Неудивительно, что именно на нее рассчитана агитация исламистов, находящих в молодежной среде поддержку и понимание. «Рост числа радикальной молодежи может способствовать формированию революционного ядра. Пример Бен Ладена демонстрирует, что они способны влиять на весь мир. Если они могут делать это, то они могут влиять и на положение дел в самой Саудовской Аравии», – отметил американский аналитик Саймон Хендерсон35.
Говоря о проблемах молодежи, некоторые арабские интеллектуалы указывают на серьезные проблемы в системе образования Саудовской Аравии. Уже упомянутый Абдул Рахман ар-Рашид опубликовал статью, в которой основной причиной развития радикальных настроений в молодежной среде называется не экономическая проблема, а то, что «культура насилия пропитала религиозное образование, в котором ранее доминировали традиции консервативного и миролюбивого саудовского общества»36. Саудовский комментатор Абдулла Абу Сеймх в своей статье в ежедневном издании «Указ» утверждает, что саудовское общество должно «перевоспитать свою молодежь для того, чтобы восстановить свои мирные отношения и согласие с внешним миром»37. В последнее время в СМИ проходят оживленные дебаты по реформе образования. Например, недавно при непосредственном содействии и покровительстве министерства образования предприняты попытки объединить школы для девочек и мальчиков. Хотя эксперимент еще не завершен, его можно считать уникальным, поскольку это первая попытка реформировать образование в рамках патриархального саудовского общества. Вместе с тем существуют и иные прецеденты, говорящие о том, что шансы успешной реализации подобной реформы образования в настоящее время крайне невелики. Это было наглядно продемонстрировано в одном драматическом случае, произошедшем в Мекке в 2004 г. В одной из женских школ вспыхнул пожар. Несколько учащихся погибли в огне, потому что представители движения «За присоединение к правильному и предотвращение зла» запретили пожарным приближаться к зданию школы, т.к. те могли увидеть лица девушек. Несмотря на большой резонанс, который этот случай имел в арабском мире, никто не понес ответственность за гибель учениц. Единственным шагом со стороны саудовских властей стало перепоручение функций наблюдения за делами образовательных учреждений для женщин в ведение особого министерства.
В настоящее время работа с молодежью ставится правящими властями королевства в ранг приоритетных мер по борьбе с терроризмом. В рамках кампании по борьбе с терроризмом различные представители монархической фамилии и руководящих структур государства покровительствуют антитеррористическим организациям, образованным в последнее время в Саудовской Аравии. В качестве примера можно привести деятельность принца Мухаммеда ибн Фахда ибн Абдель Азиза, взявшего под свое покровительство Национальную Антитеррористическую Кампанию Солидарности. Можно было бы очень долго перечислять названия подобных организаций, заявляющих в качестве главной из задач своей деятельности борьбу с терроризмом. Насколько деятельно ведется подобная борьба, остается только догадываться, поскольку доступными являются только программные заявления этих общественных организаций и движений. Иная информация об их деятельности пока не опубликована.
Тем не менее, в ходе общегосударственной кампании руководство Саудовской Аравии приняло решение о созыве международной конференции по противодействию терроризму. Приглашение принять участие в работе конференции получили представители многих стран мира, в том числе и США. Это произошло вскоре после того, как власти порта Нью-Йорка и Нью-Джерси, в чьем ведении находилась территория Центра международной торговли, объявили 10 сентября 2004 года о том, что предъявляют иск в 7 млн. долл. Королевству Саудовская Аравия. В этом иске его власти обвиняются в оказании финансовой помощи террористической организации «Аль-Каида». Иск был подан в американский окружной суд Манхэттена инвестиционной фирмой «C. Фицджеральд», 650 сотрудников которой погибли в результате терактов 11 сентября38.