Как было сказано выше, по итогам досрочных выборов президента А.Т. Ибрагими занял второе место. За него проголосовали 12,53% принявших участие в выборах, или 1264 тыс. избирателей. Как и в случае с А. Джабаллой, этот результат вряд ли соответствует реальной популярности А.Т. Ибрагими среди некоторых категорий алжирцев.
Ахмед Талеб Ибрагими, врач по образованию, вышел из семьи известного в Алжире мусульманского богослова. Ранее он занимал ряд высоких государственных постов. В частности, при президенте Хуари Бумедьене А.Т. Ибрагими был министром национального образования и в этот период сделал немало для исламизации страны, при президенте ШадлиБенджедиде – министром иностранных дел. В этот же период лидер ИФС Аббас Мадани предлагал Ш. Бенджедиду, чтобы А.Т. Ибрагими возглавил правительство Алжира.
Учредительный съезд Партии «Вафа» состоялся в декабре 1999 г. Он проходил под лозунгом «За национальное единство, социальную справедливость, реабилитацию компетентности». В работе съезда приняли участие около 800 депутатов, представлявших 48 вилай (провинций) страны и зарубежную диаспору. Около 30% делегатов учредительного съезда в свое время были депутатами местных органов власти от ИФС. В качестве гостей на форуме присутствовали такие видные представители руководства ИФС, как Али Джедди, Абделькадер Бухамхам, Абделькадер Омар. И это несмотря на то, что всем им после сравнительно недавнего досрочного освобождения из тюрьмы было запрещено заниматься политикой.
Выступивший на церемонии открытия форума основатель партии А.Т. Ибрагими выразил мнение, что переживаемый Алжиром кризис носит политический характер и, следовательно, его решение также должно быть политическим, через реабилитацию исламизма как такового. Тем самым он фактически солидаризировался с точкой зрения многочисленных представителей руководства ИФС.
По оценке А.Т. Ибрагими, партия «Вафа» основывается на «двух основных политических течениях» страны – националистическом и исламистском. Главным ее приоритетом было названо прекращение насилия. В долговременном плане А.Т. Ибрагими неоднократно заявлял, что видит задачей своей партии консолидацию исламистского движения в Алжире и исполнение в нем лидирующей роли после запрета ИФС. Сразу было заявлено, что Партия «Вафа» видит себя в роли радикальной оппозиции по отношению к режиму А. Бутефлики. Она считает себя «реальной политической силой, способной влиять на ход событий в Алжире при уважении конституционной законности и демократических правил».
Съезд избрал руководящие структуры партии. На пост председателя организации был избран ее учредитель Ахмед ТалебИбрагими. Делегаты съезда избрали также Центральный комитет партии в составе 60 человек, ее Национальный совет (согласно внутреннему уставу, он руководит деятельностью партии в периоды между съездами) и Национальное бюро. Выступая на церемонии закрытия съезда, лидер партии «Вафа» выразил надежду, что в 2000 г. эта организация соберет под свои знамена «самое большое число граждан Алжира».
Сразу после учредительного съезда партия «Вафа» подала в МВД страны официальную заявку на регистрацию. По закону власти должны были ответить на нее в течение 60 дней.
По мнению А.Т. Ибрагими, партия «Вафа» – «синтез алжирского национализма и исламизма, ценностей идентичности и модернизма, индивидуальных свобод и социальной справедливости». Он считает, что «решение алжирского кризиса может быть только политическим, основанным на диалоге со всеми реальными силами страны и прежде всего – с Исламским фронтом спасения (ИФС)». При этом все стороны конфликта должны принять три принципа: уважения конституции, сменяемости власти и отказа от насилия. С точки зрения А.Т.Ибрагими, если до апреля 1999 г. в Алжире действовали два основных политических лагеря – «терминаторов» (так в АНДР называют сторонников борьбы с исламизмом вплоть до его полного искоренения – В.К.) и «примирителей», то сейчас к ним добавилась третья сила – «руки терминаторов в перчатках примирителей».
Одно из главных требований партии «Вафа» – проведение досрочных парламентских выборов и выборов в местные органы власти. Другие требования – освобождение лидеров ИФС А. Мадани и А. Бельхаджа, снятие ограничений на политическую деятельность для ранее освобожденных представителей руководства ИФС, отмена чрезвычайного положения, решение проблемы так называемых пропавших без вести лиц, восстановление на рабочих местах людей, уволенных из-за их политических убеждений. Как утверждал А.Т. Ибрагими, эти требования являются предварительным условием любой попытки национального примирения13.
Дабы «расшифровать» эти требования, представляется необходимым напомнить, что в 1992 г. алжирские власти приговорили к разным срокам тюремного заключения А. Мадани и А. Бельхаджа и еще пятерых представителей высшего руководства ИФС. Однако позднее все, кроме А. Мадани и А. Бельхаджа, были постепенно условно освобождены. Идя на этот шаг, алжирское руководство рассчитывало, что освобожденные станут связующим звеном, с помощью которого ему удастся договориться с радикальными исламистскими группировками о прекращении вооруженной борьбы. Что касается А. Мадани и А. Бельхаджа, то для первого из них в 1997 г. мера пресечения была смягчена до уровня домашнего ареста, второй все это время (за исключением непродолжительного периода нахождения поддомашним арестом) находился в военной тюрьме г. Блида.
Чрезвычайное положение было введено алжирскими властями в 1992 г. в семи центральных провинциях страны, где наиболее активно действовали исламистские бандформирования.
Международные правозащитные организации с подачи алжирских исламистов неоднократно поднимали проблему без вести пропавших лиц. К этой категории относятся, по разным данным, от 3 до 5 тыс. человек. Исламисты неоднократно обвиняли алжирские власти во внесудебных расправах над сторонниками исламизма, откуда и возникла проблема. Дабы решить ее, официальные власти создали специальные структуры на уровне провинций. При этом сразу же выяснилось, что многие из числа так называемых пропавших на самом деле оказались в исламистских бандформированиях. Это было в очередной раз подтверждено в январе 2000 г., когда начался процесс сдачи боевиков ИАС.
Что касается увольнений сторонников исламистского проекта в Алжире, то эта мера коснулась прежде всего лиц, стоявших на позициях ИФС и работавших в сфере образования.
В конце февраля 2000 г. стало известно, что Министерство внутренних дел Алжира не зарегистрировало партию «Вафа». Об этом было объявлено 27 февраля в ходе пресс-конференции, организованной руководством партии. Примечательно, что эту партию алжирская газета «Матэн», сообщившая об этом, прямо назвала «нео-ИФС». Несколькими днями ранее та же газета со ссылкой на парламентские источники, близкие к окружению президента, утверждала, что «примыкающие к центрам принятия решений противники исламизма склонили власти к отказу на запрос о регистрации партии».
В ответ на молчание властей партия «Вафа» пригрозила продолжить публичную деятельность, несмотря на отсутствие разрешающего документа. Выступивший на пресс-конференции представитель по печати партии и «правая рука» А.Т. Ибрагими Мохаммед Сайд утверждал, что отказ властей зарегистрировать его организацию вызван «страхом подъема реальной оппозиции», поскольку «Вафа» «представляет исламское течение, укоренившееся в [алжирском] обществе». М. Саид ни разу не назвал А. Бутефлику президентом Алжира, всякий раз указывая, что он – «назначенный глава государства». По мнению представителя партии «Вафа», эта организация легализована «по факту».
Действительно, по оценке алжирских аналитиков, «Вафа» сразу после рождения стала одной из ведущих оппозиционных сил страны.
Молчание властей сразу дало возможность исламистам из этой организации начать перепалку по поводу интерпретации закона, разрешающего деятельность партий, поскольку в нем ничего не говорится, законна та или иная партия или нет, если власти сами не удосужились принять однозначное решение на этот счет в течение 60 дней. При чем руководство партии «Вафа» пригрозило, что если она не будет легализована, амнистированные властями в начале 2000 г. и оказавшиеся на свободе боевики ИАС смогут соорганизоваться в менее респектабельную политическую организацию.
Неделю спустя после истечения 60-дневного срока, отводившегося на рассмотрение запроса о легализации, «Вафа» без каких-либо проблем со стороны властей провела первую сессию Национального совета. В коммюнике по итогам сессии действия властей, хранивших молчание по поводу запроса о регистрации, были расценены как «попытка морального убийства политической организации, являющейся носительницей идеи политической альтернативы того, как необходимо выходить из кризиса»17. Давая оценку общей ситуации в стране, неоисламисты констатировали, что «решение чувствительных вопросов безопасности, соблюдения прав человека и демократической практики, урегулирования экономического и социального кризисов осложняется закрытием политической арены, эскалацией насилия, усилением цензуры и произвола, непрекращающимися покушениями на национальные ценности». Тем самым они в очередной раз поставили на одну доску действия радикальных исламистских группировок и властей.
В целом пока затруднительно однозначно сказать, насколько жизнеспособными окажутся новые исламистские партии. Тем более, что у них в любой момент может появиться мощный конкурент. Им может стать старый ИФС, но в какой-либо новой «упаковке». К этому варианту развития событий уже готовы несколько участников Маджлисаш-Шура (Консультативного совета) ИФС, находящихся на свободе в Алжире. Не оставили идею возрождения ИФС и его зарубежные структуры, ставящие в качестве условия нормализации обстановки в стране реабилитацию этой исламистской партии. Одна из них – Координационный совет ИФС за рубежом – базируется в Европе. Его участники во главе с Ахмедом Зауи в апреле 1998 г. откололись от Исполнительной инстанции ИФС за рубежом. Последняя находится в Германии, и возглавляет ее Рабах Кебир.
Если Исполнительная инстанция готова, чтобы возродить ИФС под новым названием, то Координационный совет настаивает на полной реабилитации ИФС. Так, в распространенном 13 сентября 1999 г. коммюнике № 13 Координационный совет ИФС за рубежом утверждал, что действия избранного 16 апреля 1999 г. главы АНДР направлены на восстановление позиций политиков «эпохи 30-летнего монопольного правления» Фронта национального освобождения (ФНО). Авторы документа считали невозможным достижение внутреннего мира без «безусловного освобождения шейхов Аббаса Мадани и Али Бельхаджа и реабилитации запрещенной партии».
фундаменталистская партия алжир
Список источников и литературы
1. Liberation. Casablanka. 01.04.2010.
2. APC. Alger. 21.01.1999.
3. La Tribune. Alger. 02.04.1999.
4. Эль-Ватан. Алжир. 05.07.1999.
5. LaTribune. 29.01.2010.
6. Le Matin. 28.02.2011.
7. Arabies. P., janvier 2000.