Значительную роль в проведении переговоров между правительством Судана и СНОД взяла на себя ИГАД. Выступив в роли спонсора, ИГАД образовала Постоянный комитет по Судану в 1994 г. и довела переговорный процесс до логического конца.
Договоренности по урегулированию внутрисуданского конфликта стали, таким образом, плодом совместных усилий значительной группы стран, региональных и международных организаций. Но, естественно, без готовности суданских сторон переговоров – правительства Судана и СНОД, без их доброй воли переговоры не имели бы успеха.
Важным аспектом этих переговоров было будущее страны после окончания переходного периода. Останется ли Судан единым государством или разделится на два независимых? Этот вопрос будет оставаться в повестке дня для Судана в течение всех предстоящих шести лет. В подписанных соглашениях второй вариант не исключается.
Официальный Хартум заинтересован в сохранении единства страны.
И это естественно. Вряд ли можно найти в мире руководство какого-либо государства, которое стремилось бы к развалу своей собственной страны, если, конечно, за этим не скрывается какой-то особый умысел. Правда, президент Судана О. аль-Башир подтвердил недавно, что шариатское законодательство по-прежнему будет действовать на всей территории Судана за исключением Южного региона.
Какова же позиция нынешнего руководства СНОД? Знакомство с программой Суданского народно-освободительного движения, выдвинутой еще в период своего создания, позволяет сделать вывод о том, что его руководство никогда не ставило вопрос об отделении Юга от Судана.
Главными требованиями движения были демократизация Судана, создание в Судане светского государства, отказ от насильственного распространения ислама и исламского законодательства на Юге, признание прав народов Южного региона на самоопределение и равноправное проживание в рамках единого Судана. Кроме того, в целях развития экономики Юга южане требовали справедливого разделения средств от эксплуатации природных богатств страны и в первую очередь от добычи нефти, запасы которой обнаружены на территории Южного Судана. Стремление центральных властей Хартума сохранить действие исламского законодательства на всей территории страны, кроме Юга, не может не вызвать роста недовольства неарабских народностей Судана, проживающих на севере, востоке и западе страны и выступающих против засилья ортодоксального ислама. А это – путь к нестабильности в стране.
Выступая перед журналистами, Дж. Гаранг подтвердил, что СНОД всегда выдвигало идею «Нового Судана», свободного от исламского политического сектантства. В таком Судане, говорил Гаранг, менее развитые регионы должны иметь право высказывать свое мнение, осуществлять больший контроль над своими ресурсами, играть большую роль в управлении государством. Лидер СНОД признавал, что вопрос о независимости Юга может возникнуть только в том случае, если Север не выполнит достигнутых договоренностей и идея «Нового Судана» станет недостижимой. Складывается впечатление, что вопрос о проведении референдума через шесть лет является своего рода лакмусовой бумажкой, которая должна подтвердить готовность сторон жить в рамках единого государства и дальше. Это своего рода и гарантия проведения в Судане демократических преобразований, а также проверка способности сторон выполнить в полном объеме достигнутые договоренности о всеобъемлющем мире.
Против раскола Судана выступают страны-члены Африканского Союза и Лиги арабских государств.
Конечно, на пути практической реализации соглашений, подписанных правительством Судана и южно-суданскими повстанцами, встретится еще много трудностей. Порой легче изложить обязательства сторон на бумаге, чем претворить их в жизнь. Конечно, опыт урегулирования конфликта на Юге Судана неизбежно окажет влияние на другие регионы страны. Судан – многонациональная страна. Не исключено, что народности, проживающие на Севере, Западе и Востоке Судана, могут поставить вопрос о применении к ним тех же или почти тех же условий, на которых урегулированы отношения между Югом и Севером. События в Дарфуре – это отголосок южносуданского урегулирования. Негроидное население Дарфура также сформировало свою Суданскую освободительную армию и свое Движение справедливости и равноправия. Они борются за предоставление местному населению широкой автономии в административных, экономических и социальных правах.
Проживающие в Судане нубийцы, говорящие на арабском языке и придерживающиеся ислама, выступают против насильственной арабизации и введения ортодоксального ислама. Хартум испытывает определенные трудности и в отношениях с народностью беджа, проживающей в центральных районах Судана.
Хотелось бы верить, что правительство Судана преодолеет все эти трудности, найдет пути справедливого урегулирования отношений на межэтнической почве. И, конечно, важнейшим испытанием для страны станет выполнение договоренностей между правительством Судана и Суданским народно-освободительным движением Дж. Гаранга.
Когда конференция уже завершилась, через два месяца из Хартума пришло сообщение о том, что Дж. Гаранг, назначенный в июле 2005 г. в соответствии с достигнутыми договоренностями первым вице-президентом Судана и Президентом Южного Судана, 30 августа 2005 г. трагически погиб в авиационной катастрофе. Стало известно, что вертолет, на котором он возвращался из Уганды после встречи с президентом этой страны, во время вынужденной посадки в условиях плохой видимости из-за тумана разбился. Погибли все пассажиры вертолета и члены экипажа. Не упомянуть об этом я посчитал невозможным. Отдавая должное памяти Дж. Гаранга и тем усилиям, которые он прилагал в течение многих лет, добиваясь достижения справедливого урегулирования южносуданской проблемы, выразим надежду, что с его трагическим уходом из жизни начатое благородное дело будет продолжено соратниками Дж. Гаранга и правительством Судана во имя счастья и процветания суданского народа как на Юге, так и на Севере страны, во имя развития и укрепления единого демократического и независимого Судана.
судан конфликт урегулирование
Литература
1. Халид Гузик. Станет ли Судан вторым Ираком? // Арраид, 08.09.2004, с. 6.
2. Судан: справочник. М., 2000, с. 40, 43.
3. Ланда Р.Г. История арабских стран. М., 2005, с. 158; Поляков К.И. История Судана. ХХ век. М., 2005, с. 37.
4. Поляков К.И. История Судана. ХХ век, с. 152.
5. Юнанов Б. Суданный день. // Московские новости. 2004. Выпуск 29.