Путь назад маловероятен для современной России. Однако, по какому пути пойдет дальше страна - это вопрос, по которому еще не определились в России политики и общество. После 11 сентября 2001 года выбор одного из двух возможных вариантов развития России стал более отчетливым. По крайней мере, в сфере внешней политики - это европейский путь. Это интеграция в европейские институты, интеграция в мировые экономические, политические институты, это союз с западными государствами.
Но, с другой стороны, в сфере внутренней политики пока существуют тенденции консервативного пути. И если первый выбор, европейский путь можно назвать выбором в пользу демократии и гражданского общества, то второй путь характеризуется понятием «управляемая демократия». Под ней подразумеваются манипулируемые средства массовой информации, манипулируемая политическая система, манипулируемые выборы, т.е. имитация демократических институтов. Так решения парламента предопределены с высокой долей вероятности исполнительной властью. При проведении выборов властью активно используется административный ресурс. Средства массовой информации, зачастую, не дают объективной оценки происходящих политических событий. Поэтому опасность такой имитационной или управляемой демократии сохраняется с достаточно высокой долей вероятности.
Если в условиях демократии права человека являются основой существования гражданского общества, то в условиях управляемой демократии – они ценностью не являются. В век информационных технологий конкуренцию может выдержать только тот, кто свободен в принятии решений, кто имеет полную информацию. Поэтому от того, какой путь будет избран - европейский или путь управляемой демократии - зависит будущее России.
В ситуации, когда у всех одинаковые естественные права, но нет арбитра, не может быть справедливости. То есть человек оказывается судьей в своем собственном деле. А в таком случае конфликт может быть разрешен только силовым, несправедливым образом. Поэтому без государства реализовать естественные права невозможно.
В обозначенном аспекте у государства две функции. С одной стороны, необходимо очертить границы осуществления права, которые всем известны и одинаковы для всех. А это можно сделать только законом, тем самым позитивным законом, устанавливаемым законодателем. С другой стороны, необходимость рассудить, т.е. возможность в случае конфликта апеллировать к третьей стороне, к судье, а не быть судьей в своем собственном деле.
Права человека – это то, что мы в данный момент считаем важным, с точки зрения человеческого достоинства. Эти параметры подвижны, изменчивы. В рамках конституционализма имеются реальные механизмы, которые позволяют в этом плане влиять на власть.
С точки зрения О.Ю. Малиновой существует непреложная истина: мы обладаем всеми правами человека, которые сами осознаем. Если общество плохо осознает эти права, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать, и не могут развиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества.
На одном из форумов при обсуждении тем прав человека А.Ю. Сунгуровым были сформулированы вопросы, ответы на которые не являются очевидными, но без понимания которых невозможно решение проблем прав человека в России:
1. Можно ли говорить о том, что «права человека» едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?
2. Если едины, то как это согласуется с представлениями Ш. Монтескье «О духе законов»? И не является ли такой подход европоцентристским, подходом: «Мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья». Не является ли это трансформацией колонизаторского подхода, когда мы говорим о развивающихся странах?
3. Если едины эти понятия, то тогда оправданы гуманитарные интервенции. Но опыт Косово показывает сомнительную эффективность такого подхода.
4. Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарно-тоталитаристских режимов?
5. Возможно, имеет смысл говорить о применимости понятия «права человека » лишь к конкретному историческому времени, но кто его точно может определить для конкретных регионов или социальных групп?
6. Не используется ли иногда концепция единых прав человека для прикрытия экспансионистских действий, совершаемых исходя из геополитических интересов отдельных стран? Как вообще соотносятся представления геополитики и концепция соблюдения прав человека?
7. Как соотносятся между собой понятия «право», «закон» и понятие «прав человека», не имеем ли мы здесь терминологическую путаницу, когда одно слово относится к разным понятиям? Как сочетается соотношение индивидуальных прав человека и коллективных с правами человека, обозначенными в Европейской декларации по правам человека?
Нередко можно встретить утверждение, что «правовое государство» - это термин с избыточной смысловой достаточностью. Ведь во всяком государстве есть законы, то есть система права, и значит, неправового государства по определению не существует. Верно ли это?
Принцип правового государства провозглашен в Конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, США и др. Впервые наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г., где сказано, что:"... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью".Трудно умалять философско-правовую и юридическую значимость принципов правового государства, которые нашли воплощение в важнейших международно-правовых актах — Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о правах и свободах человека. Ключевым положением прав и свобод человека являетсяп. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, согласно которойкаждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности и т. д..Данный принцип развит вп. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека:«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».
Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин — состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития, позволяющем разумно перераспределять средства и ресурсы, сохраняя свободу рыночных отношений и предпринимательства.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. В правовом государстве обеспечивается верховенство права и реализуются:
-права и свободы человека;
-всеобщее равенство перед законом;
-принцип разделения властей;
-разрешение конфликтов через справедливый суд.
Я считаю, что утверждение о том, что «правовое государство» - это термин с избыточной смысловой достаточностью, является верным. Так как, полное достижение принципов правового государства является идеалом, который труднодостижим, но к которому нужно стремиться. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а также вСША,Канаде,Австралии,Япониии некоторых других. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере. По конституции РФ является правовым государством, однако некоторые утверждают, что на практике этот принцип воплощен не полностью. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровнеНигераиТого (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи), причём в последние годы этот показатель падал. В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран: Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др., из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла.
право свобода человек гражданин
Список использованной литературы:
1. А.Е. Русецкий. Учебник. Права человека и гражданина, 2002г.;
2. Н.А. Баранов. Учебник. Политические отношения и политический процесс в современной России, 2003 г.;
3. О.В. Мосин. Учебник для студентов Вузов. Политико-правовые идеи и концепции правового государства,2007 г;
4. http: // www. ebdb. ru