Смекни!
smekni.com

История развития политической мысли (стр. 2 из 4)

Критерий оценки Цецерон Сенека
Общая идея Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.
Государство Государство определяет как дело, достояние народа. Государство и право возникают из природы людей, носят божественный характер, основаны на разуме и справедливости.Идеал - аристократическую сенатскую республику. Он считает, что вселенная - это естественная государство со своим естественным правом, признание чего - дело необходимое и разумное. Членами этого государства, по закону природы, есть все люди, независимо от того, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человечества, а лишь для ограниченного круга людей.
Управление (власть) Управление государством – это сочетание науки и искусства, требующее знаний и добродетели, умения их практически применять в интересах общего блага.Для устойчивости государства необходимы смешанные формы власти. Сенека полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, может быть залогом благоденствия государства
Отношение к человеку (обществу) Народ – соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов. Сообщество состоит из разных групп: свободных, достойных людей и презренных (ростовщики, мелкие торговцы и др) Все люди равны и в том смысле, что они – «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы. Люди не в силах изменить мировые отношения, они могут только мужественно переносить предначертания судьбы.
Чьи интересы защищали граждане Богатые слои населения

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА

Политическая мысль в средние века была подвержена большому влиянию религии и церкви. Религия в этот период была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем его культуры. Вся политическая история средневековья характеризуется ожесточенной борьбой между римско-католической церквью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе, поэтому одной из центральных проблем политического знания того времени был вопрос приоритета власти.

В эпоху Возрождения и Реформации политические идеи из профеодальных перешли в анти феодальные, раннебуржуазные, подрывавшие устои старого средневекового мира. В первой половине XVI века начало разворачиваться широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической сути и религиозное по идеологической форме. Ближайшей целю этого движения было изменение доктрин римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройки взаимоотношений церкви и государства. Так же в эту эпоху возникает социализм.

Политическую мысль в Европе удобнее рассматривать разделяя ее на три направления: либеральное (таблица 2.1), церковно-реформаторское (таблица 2.2) и социалистическое (таблица 2.3).

Таблица 2.1 – Либеральная политическая идеология

Критерий оценки Н.Макиавелли
Общая идея Основа политики выгода и сила. Политика автономная сфера человеческой деятельности.
Государство Умеренная республика, сочетающая демократический, аристократический и монархический элементы власти.
Управление (власть) Для контроля допустимы любые средства (пренебрежение моралью), основа власти - хорошие законы и хорошее войско.Правитель должен сочетать в себе черты льва и лисицы.
Отношение к человеку (обществу) Человек наделен могучими творческими возможностями, способен сопротивляться судьбе противопоставляя свою энергию и проницательность.
Чьи интересы защищали высшие слои общества

Таблица 2.2 – Политические воззрения реформаторов церкви

Критерий оценки М.Лютер Ж. Кальвин Т.Мюнцер
Общая идея Спасение в вере и государстве приближающимся к «Царствию Божьему».
Государство Монархия Олигархия,Аристократическая республика Форма демократии- «христианский союз и братство»
Управление (власть) В основе - светская власть монарха, освященная религиозным авторитетомРуководство на основе практической целесообразности Всякая власть – божественнаЗапрет инакомыслия, Управление в рамках доктрины тирании Власть в руках простого народаУправление на основе «общей пользы»,Идеальное общество
Отношение к человеку (обществу) Человек обязан исполнить свое призвание, назначенное богом Человек – бессильное существо, подвластное Богу Человек обладает свободной волей и не является послушным рабом
Чьи интересы защищали Аристократия Духовенство,Нарождающаяся Буржуазия Крестьяне, бедняки

Таблица 2.3 – Политические идеи представителей раннего утопического социализма

Критерий оценки Т. Мор Т. Кампанелла
Общая идея Переход от частной собственности к общественной.
Государство Государственное устройство Утопии характеризует четкая иерархическая система управления, нарушитель которой является преступником и отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов так как существующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать. Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков.В круг обязанностей должностных лиц Города Солнца входит также попечение о досуге, общении и здоровье каждого сословия. Государство вмешивается даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение.
Управление (власть) Государственный строй несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием.Общественное устройство Утопии основано на принципах социализма и справедливости. Более того, в Утопии действует коммунистический принцип - распределение по потребностям. В городе Солнца господствует духовная аристократияСистема публичной власти складывается из трех ветвей.Ветвями власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.Венчает управленческую пирамиду власти верховный правитель — Метафизик, превосходящий всех граждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам.
Отношение к человеку (обществу) Общество является результатом заговора богачей, которые силой, хитростью и обманом подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства.Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку. Установлено равенство мужчины и женщины. Община уравнивает людей. Они одновременно и богатые, и бедные. Богатые потому, что у них есть все, бедные потому, что у них нет своей собственности.
Чьи интересы защищали Бесправных слоев населения Бесправных слоев населения

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

В начале XVII века появляются два направления политической мысли. Первое направление требовало заменить феодально-сословное неравенство юридическим равенством, обосновывало незыблемость частной собственности, требовало защиты личности от феодального произвола. Нарождающаяся буржуазия была недовольна своим приниженным положением, ограничением прав, была заинтересована в ликвидации феодальных отношений и главным образом в превращении феодальной земельной собственности в капиталистическую, чтобы этим расчистить почву для широкого применении я наемного труда крепостных. Второе направление политической мысли выражало устремления того зарождающегося класса, который был предшественником пролетариата.

Рассмотрение идей конкретных представителей эпохи проведем отдельно для разных стран – Англии, Франции и Германии.

Таблица 3.1 – Английская политическая мысль

Критерий оценки Т. Гоббс Дж.Локк
Отношение к общественному договору Для объединения людей необходима политическая власть, которая создаст общественный договор, служащий гарантом соблюдения законов.
Государство Государство рассматривал как грандиозное искусственную формирование - «Левиафан» Конституционная монархия Государство, по Локку, - это не демократия или какая-либо другая форма правления, а любое независимое сообщество.
Управление (власть) Власть должна удовлетворять потребности граждан.И власть должна преодолеть “войну всех против всех”, экстремальные состояния общества.Решительно отвергал концепцию разделения властей. Отстаивал единство верховной власти и неделимость суверенитета, но признавал аспект теории разделения властей как необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления. Власть должна защищать естественные права человека.Разделял власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также вводил принцип сдержек и противовесов.
Отношение к человеку (обществу) Гоббс был уверен, что государство – это и есть общество, а общество – это есть государство, которые стоят над человекомСчитал что человек пребывает во власти эмоций. Межличностные конфликты по принципу «человек человеку волк», реализуется как «война против всех» Суверенитет народа выше суверенитета созданного им государства. Оправдывает восстания с целью возвращения на путь закона и свободы.
Чьи интересы защищали Буржуазия Буржуазии

Таблица 3.2 – Французская политическая мысль