Своей главной целью партия считает "построение демократического национального государства, основанного на принципах гуманизма, социальной и национальной справедливости". В программе сказано, что партия выступает "за подлинное политическое, этническое и культурное возрождение казахской нации", "за независимость и единство казахской нации и многонационального народа Казахстана", за "запрет деятельности общественных объединений, проповедующих идеологию человеконенавистничества, фашизма и расизма, против национализма и шовинизма".
В программе особо выделена платформа партии по национальному вопросу, где утверждается: "Все граждане Казахстана равноправны независимо от национальной принадлежности, религиозных и политических убеждений, места проживания. Отвергается всякая дискриминация, проповедь национальной исключительности и национальной розни. НПК против любых попыток использовать казахской народ в качестве орудия насилия против некоренных жителей республики". Далее выражается надежда, что казахский язык станет подлинно государственным языком, языком межэтнического общения, а также уверенность, что чувство патриотизма присуще всем жителям республики. Принципиальным является следующий тезис программы: "Казахстан является для казахского народа Отечеством, единственным местом в мире, где он может жить, развивать свой язык, культуру и государственность". Этот тезис дополняется следующими призывами: "Способствовать всемерному развитию казахского народа - дело не только казаха, но и священный долг всех жителей Казахстана" и "Казахский народ должен заботиться о счастье и благополучии всего населения, составляющего народ Казахстана".
Партия последовательно акцентирует права казахского народа, связанные с созданием своей государственности, с потребностями развития языка, литературы, традиций и культуры в целом, без противопоставления народов друг другу и не за счет других народов и наций.
Демократическая партия Казахстана (ДПК)"Азамат". Создана на учредительном съезде 27 марта на базе одноименного движения, а зарегистрирована в мае 1999 года. В ее рядах состоит около 3,5 тыс. человек. В программных документах, принятых на этом съезде, указано, что партия ставит своей целью "проведение экономических и политических реформ, направленных на повышение благосостояния народа Казахстана, межнациональное согласие, становление гражданского общества и демократического, правового государства, высшим принципом которого является человек, его жизнь, права и свободы", а также защиту интересов и прав всех граждан, независимо от их национальности, социального и имущественного положения, отношения к религии.
Для реализации этой программы "Азамат" намечает ряд первоочередных мер, способных привести к скорейшей демократизации системы государственной власти и управления: реформирование избирательного законодательства и избирательной системы в целом на принципах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); принятие нового закона о местных органах государственной власти и местном самоуправлении; реформирование системы выборов в представительные органы и т.д.
"Азамат" претендует на роль ведущей оппозиционной партии в противовес партиям власти. Она стремится стать такой партией, которая, по словам ее председателя Г. Абильсиитова, "располагая собственной программой переустройства страны и опираясь на волю большинства казахстанцев, была бы готова в соответствующий момент взять на себя ответственность за судьбы страны и сформировать антикризисное правительство".
Что касается собственно межнациональных отношений, то партия выступает против возможной перспективы создания монархического строя в форме мононационального государства, считая этот вариант развития для Казахстана исторически необоснованным и бесперспективным. Г. Абильсиитов утверждает: "Общество расколото по национальному признаку, во властных структурах доминируют представители коренного этноса. нет объединяющей общество государственной (национальной) идеи". Он предупреждает, что сложившаяся ситуация чревата не только межнациональной напряженностью, но способна "расколоть общество по родоплеменным стыкам". Отсутствие взвешенной национальной политики делает эту угрозу вполне реальной, замечает Г. Абильсиитов, хотя ни он сам, ни сопредседатель партии П. Своик не предлагают конструктивных путей в своих докладах и публикациях [17, 55].
Некоторые принципиальные подходы к формулировке основных положений национальной политики содержатся в докладе М. Ауэзова на учредительном съезде партии. Первым тезисом здесь является вывод о многонациональном народе Казахстана как "народе с единой исторической судьбой", о его этнической многосоставности как "фундаментальной и в обозримом будущем неизменной данности". Вторым является положение: "Никто в Казахстане не может находиться в исключительном положении в связи со своей национальной принадлежностью. Это должно стать не только юридической, но и нравственной нормой". Именно в многонациональности состава М. Ауэзов видит "потенциал жизнестойкости и динамизма народа Казахстана". Он настаивает на создании реальных условий для развития всех этносов и возлагает надежды на "пробужденную энергию множества народов, назвавших Казахстан своей Родиной и свой богатейший созидательный опыт отдающих его процветанию". Третьим тезисом служит положение о необходимости "преодолеть. наследие колониального прошлого, всеобщей подмятости тоталитарным строем". Речь идет о стереотипах сознания: "В современном казахском сознании, к примеру, нередки робость, конъюнктурность, соглашательство, нежелание "возиться" с противоречиями, метафизичность и неумение видеть целое в развитии. С другой стороны, русское население Казахстана не спешит освободиться от стереотипов, взращенных российской колониальной системой". "Осколочный имперский снобизм остается в их сознании, и они отгораживают себя от истории и культуры этой земли".М. Ауэзов призывает всех, "кто всерьез и ответственно включается в борьбу за процветающий Казахстан", повернуться лицом к судьбе казахского народа, к его стремлению возродиться и самоутвердиться. М. Ауэзов уверен в том, что "энергия возрождения и способность к самоутверждению заложены в судьбе, природе и жизнедеятельности казахского народа". Это и есть базовое основание, на котором могут сойтись и слиться воедино усилия всего многонационального народа - именно "его (т.е. этого основания) мобилизации и усилению энергией всего многонационального народа партия "Азамат" должна уделить первоочередное внимание".
Коммунистическая партия Казахстана (КПК). Создана в октябре 1991 года. Имеет свои отделения во всех областях республики и объединяет более 55 тыс. человек. Социальная база - работники наемного труда, пенсионеры, представители научно-педагогической интеллигенции, государственные служащие. Программная цель - построение в республике общества свободы и социальной справедливости, основанного на принципах научного социализма.
Партия совершенно не приемлет основ той политической, экономической, культурно-исторической реформы, которая начата в республике. Анализируя сложившуюся в стране ситуацию, она констатирует, что "республика находится в состоянии экономического, политического и социального кризиса" и что "существующая авторитарная система политической власти не способна решить важнейшие жизненные проблемы общества, вывести республику из кризиса".
Важнейшим принципом ее деятельности является пролетарский интернационализм, на основе которого и предполагается решить все вопросы межнациональных отношений. Партия коммунистов выступает за равенство между людьми разных национальностей, "за единство и братство, уважение национального достоинства всех народов многонационального Казахстана, всех народов мира".
Борется за возрождение подлинного народовластия в форме Советов и в качестве последовательных шагов к завоеванию власти предполагает создание мощного политического блока левоцентристских сил, формирование коалиционного правительства, завоевание большинства мест в представительных органах власти. Высшая цель партии - построение коммунистического общественного строя.
Республиканская народная партия Казахстана (РНПК). Создана на учредительном съезде 17 августа 1998 года, зарегистрирована 1 марта 1999 года. Председатель - бывший премьер-министр республики А. Кажегельдин, а руководитель исполнительного комитета (заместитель председателя) - бывший сопредседатель Социалистической партии Г. Алдамжаров. В настоящее время партия объединяет около 7 тыс. человек. На втором съезде, 18 августа 1999 года, выдвинут партийный список кандидатов в депутаты из 8 человек и 20 человек - по одномандатным округам. Однако в канун выборов РНПК объявила бойкот выборов по партийному списку и сняла своих кандидатов, хотя по одномандатным округам продолжали баллотироваться ее самовыдвиженцы (Г. Алдамжаров, А. Косанов и др.). Партия переживает кризисный период, во многом обусловленный вынужденным пребыванием ее председателя вдали от центра политических событий. Скандальный выход из ее рядов Л. Байсеитовой, Б. Мукушева, В. Воронова и других известных политиков потряс ряды партии и остро поставил вопрос о ее единстве.
С самого начала она создана как оппозиционная действующей власти и ставит своей целью "завоевание политической власти как в центре, так и на местах", преобразование политической системы путем "активного участия в парламентских выборах и выборах в местные органы власти". Своим идеалом партия считает "демократическое государство с социально ориентированной рыночной экономикой". По заявлению Г. Алдамжарова, партия выступает против существования режима недемократической личной власти в республике, конституционным путем добивается полного упразднения авторитарного режима и "является единственной политической силой в стране, намеренной провести кардинальную политическую реформу, привести всю систему в соответствие с демократическими стандартами". РНПК объявляет себя "всенародной партией", "партией гражданского мира и согласия", которая ратует за государство, "в котором хорошо и счастливо будут жить все граждане независимо от их этнического происхождения". По вопросам межнациональных отношений выступает "за реальное равноправие в Казахстане всех национальностей, за решение проблем межэтнических отношений посредством принятия законов, и прежде всего закона "Об основах межнациональных отношений в РК". РНПК против деления граждан на "коренных" и "некоренных", утверждая, что "все мы - казахстанцы. Казахстан - наш общий дом".