Эти институты традиционного мусульманского образования наряду с мечетями получают ежегодно, по данным международной группы по изучению кризисов (МГК), религиозные пожертвования из различных фондов, а также от частных лиц на общую сумму в размере 70 млрд. рупий (1,1 млрд. долларов). При этом ежегодная государственная поддержка религиозных институтов через благотворительный налог – закят – составляет только 4,5 млрд. рупий (75 млн. долларов)7.
Помощь США в размере 100 млн. долларов на 2002–2005 годы была направлена на реформирование национальной системы образования Пакистана, включая обновление учебных планов и программ, а также подготовку преподавателей по современным дисциплинам. Она предназначалась для религиозных институтов, расположенных в Синде, Белуджистане, граничащей с Афганистаном полосе племен. Однако на фоне религиозно-благотворительных финансовых потоков выглядела несоразмерно малой8. Она не могла заинтересовать мусульманских улемов, настроенных в своем большинстве антиамерикански и усматривающих в ней попытку осуществления внешней экспансии чуждой для пакистанцев идеологии.
Финансовая независимость основной массы религиозных учебных заведений во многом объясняет стремление улемов избежать внешнего вмешательства во внутренние дела теологических школ, уклониться от ограничения их академической самостоятельности в выборе содержания образования, носящего в целом средневековый, догматичный характер. Имеющийся подчас политизированный оттенок создает почву, как указывалось выше, для культивирования экстремистских настроений среди учащихся. Суровая дисциплина, царящая в религиозных учебных заведениях, полная зависимость и подчиненность учеников своим наставникам приводят порой, по сообщениям пакистанской прессы, к проявлениям со стороны последних физического и сексуального насилия по отношению к подопечным, нарушению прав ребенка в этих школах закрытого типа9.
Вместе с тем нельзя отрицать, что ряд крупных и известных медресе Пакистана, сохраняя традиции религиозного просвещения, пытаются строить учебно-воспитательный процесс с привлечением новых образовательных методик и информационных технологий. Так, медресе "АнджуманФаиз-ул Ислам", расположенное в г. Равалпинди (провинция Пенджаб), предоставляет учащимся помимо религиозного образования и общеобразовательную подготовку. Богатая библиотека медресе имеет не только религиозную литературу на арабском и урду, но и лучшие художественные произведения мировой классики на английском языке. Теоретические занятия по химии сочетаются с практической подготовкой учащихся по данному предмету. В специально оборудованной химической лаборатории они проводят необходимые опыты и доступные им исследования. В медресе обучается, находясь на полном бесплатном пансионе, около 700 детей-сирот. Практикуется совместное обучение мальчиков и девочек до 5 класса10.
Большой популярностью не только среди пакистанцев, но и у иностранцев пользуется другая теологическая семинария "ДжамияБинория", находящаяся в г. Карачи (провинция Синд). Она была основана в 1983 г. улемами Деобандской школы богословия. Насчитывает до 7 тыс. учащихся в возрасте от 8 до 20 лет и старше, в том числе около 900 иностранных студентов из 28 стран мира, включая США, Канаду, Францию, Великобританию, Малайзию, Бангладеш, Афганистан, государства Центральной Азии, Африки, а также ряда арабских стран. В медресе имеется специальное женское отделение, на котором обучаются до 800 учениц в возрасте от 12 до 20 лет11.
"ДжамияБинория" занимает большую территорию, представляющую собой студенческий городок с развитой инфраструктурой: учебными и административными корпусами, мечетью, поликлиникой, общежитиями на 3 тыс. мест для иногородних студентов и иностранцев, супермаркетом и магазином по доступным ценам, столовыми и двумя ресторанами. Студенческая жизнь организована в строгом соответствии с нормами и установками ислама: изоляция полов в быту и учебе, обязательное соблюдение ритуальной практики (ежедневной пятикратной молитвы, поста и т.д.). Выходным днем в учебном заведении является пятница12.
Медресе обладает значительной научно-технической базой, оснащено современными компьютерами, мониторинговой системой видеонаблюдения, имеет свой сайт в "Интернете" (www.binoria.org), электронные средства связи, с помощью которых муфтии медресе консультируют всех желающих по различным вопросам частного, либо общественного характера, дают советы и рекомендации на основе мусульманского права.
Значительное обновление учебных планов и программ медресе было осуществлено в 1999 г., когда в нем было создано отделение международного образования, где в течение двух лет студенты изучают такие предметы, как английский язык, основы компьютерных знаний, общую историю и историю ислама, а также финансы. На базе медресе создается и медицинский колледж. Языком обучения в "ДжамияБинория" является арабский.
Выпускники медресе, закончившие полный десятилетний курс обучения, получают диплом по исламиату, приравненный к степени магистра. Он позволяет продолжить обучение на степень доктора наук по данной специализации в любом университете страны. К докторской степени в области мусульманского права приравнивается и диплом муфтия (знатока Шариата), который можно получить после двух лет дополнительного обучения в медресе. Выпускники "ДжамияБинория" могут также служить имамами мечетей. Особенно престижным считается получение места имама в зарубежных исламских центрах и мечетях, открывающихся в США и странах Европы, где ежемесячный доход служителя культа составляет до 4 тыс. долларов13.
Можно предположить, что процессы глобализации будут способствовать постепенному отходу исламских фундаменталистов от экстремистского крыла улемов, продвижению ислама по пути умеренности и демократии при условии успешной реализации стратегии "просвещенной умеренности" по всем направлениям, включая осуществление давно назревшей реформы традиционной мусульманской системы просвещения, представленной начальными школами при мечетях (мактабами) и религиозными учебными заведениями полного цикла (медресе или дар ул-улумами).
Начальные школы при мечетях (мактабы) структурно вошли в национальную систему образования Пакистана. Они выполняют роль учебных заведений неформального типа. Срок обучения обычно не превышает 3 лет. Имам мечети чаще всего является и единственным учителем мактаба. Школы содержатся за счет государства и частично – за счет местной общины. Учебный план включает помимо изучения Корана овладение элементарными навыками чтения, письма и счета. В своей массе мактабы располагаются в сельской местности и труднодоступных районах страны, где система общеобразовательных школ отсутствует или недостаточно развита. Количество этих религиозных школ государством планируется увеличить с 40 тыс. в 2002–03 учебном году до 57 тыс. мактабов к 2010 г.14Предусматривается обновление учебных программ и назначение в каждую школу по меньшей мере одного квалифицированного педагога с целью повышения качества образования.
Религиозные учебные заведения полного цикла представлены теологическими семинариями (медресе), а также медресе повышенного типа – духовными академиями (дар улулум). Традиционно являются частными религиозно-просветительскими институтами. Содержатся на частные религиозные пожертвования (вакф) и частично за счет государственных отчислений от сборов религиозного налога (закят). Как правило, имеют отделения начального, среднего и высшего религиозного образования. В медресе обычно принимаются учащиеся в возрасте от 7–8 лет и старше. Язык обучения – урду и отчасти арабский. Главные формы обучения – лекция, диспут и работа с книгой, заучивание наизусть текста Корана. Основу обучения составляет изучение таких предметов, как юриспруденция (фикх), теология (калам), история (тафсир), хадисоведение, этика, логика, риторика, арабская грамматика и синтаксис15. Главной учебной дисциплиной в медресе является мусульманское право (фикх). Оно определяет принадлежность религиозного учебного заведения к той или иной богословской школе (мазхабу). Наибольшее распространение имеет ханифитская школа суннитского права.
Наметилась тенденция включения в учебные планы медресе и предметов общеобразовательного цикла. К началу 2004 г. около 340 религиозных семинарий обновили содержание образования. В соответствии с государственным Планом действий в области образования на 2001–2006 годы планируется интегрировать 8 тыс. медресе в современную систему образования. С этой целью предметы естественнонаучного цикла, а также математика, пакистановедение, английский язык вводятся на отделении начального обучения в 4 тыс. медресе и среднего – в 3 тыс. теологических семинариях. На отделении высшего и среднего образования учащимся в 1 тыс. медресе предлагается освоить такие дисциплины, как английский язык, экономика, пакистановедение и информатика. Общее количество преподавателей-контрактников соответствующей квалификации должно составить 32 тыс. педагогов с ежемесячной оплатой труда в размере 3000–5000 рупий в зависимости отих квалификации16. На реформирование медресе государством в целом выделяется 255 млн. долларов17.
Следует также упомянуть и о созданной в последнее десятилетие сети институтов исламского образования "Ал-худа" с центром в Исламабаде. Они осуществляют религиозно-просветительскую деятельность в основном среди пакистанских женщин, проживающих в городах. Главные формы обучения: лекции, диспуты, работа над религиозной литературой, в первую очередь изучение Корана и Сунны. Коран, хадисология, арабский язык составляют основу обучения. Для работающих женщин занятия проводятся в вечернее время. Используются также дистанционные формы обучения: телевидение, радио, "Интернет". Количество слушательниц превышает 3 тыс. женщин18.