Появление женских религиозных институтов "Ал-худа" связано с возникновением такого нового для Пакистана феномена, как исламский феминизм. Он во многом обусловлен ростом самосознания пакистанских женщин, их стремлением улучшить свое социально-экономическое положение и положить конец процессу феминизации бедности и неграмотности в стране (по индексу гендерного развития Пакистан занимает 102 место среди 135 стран мира)19.
Вполне очевидно, что в пакистанском обществе растет осознание необходимости обновления и реформ по всем направлениям, включая народное просвещение и образование. Реализация программ модернизации выступает в качестве основной предпосылки увеличения экономического, научного, социокультурного и духовного потенциала страны. Такой рост, умножение "человеческого капитала" способны обеспечить стране безопасность, сохранить ее национальную идентичность и самобытность в ходе неминуемо происходящей интеграции в общемировое поликультурное пространство. Последнее формируется на основе современных достижений человеческой цивилизации, и в нем превалируют идеи мира, гармонии и справедливости, составляющие основу планетарной этики.
На это и направлена реализуемая в Пакистане при президенте П.Мушаррафе государственная стратегия "просвещенной умеренности". Большое внимание в ней уделяется реформированию традиционных мусульманских просветительских институтов, их постепенному сближению с современной системой образования с целью создания интегрированной модели обучения и воспитания пакистанских граждан, формирования у них толерантного сознания, культуры мира и ненасилия. В своем интервью российской газете "Завтра" президент Исламской Республики Пакистан П.Мушарраф, в частности, подчеркнул следующее: "Борьба с терроризмом и экстремизмом должна вестись на трех уровнях: глобальном, в рамках исламского мира и в каждой отдельно взятой стране. Необходимо всячески содействовать социально-экономическому развитию исламских стран, улучшать в них систему образования и здравоохранения и поднимать уровень жизни. …Преподавание религии должно вестись для повышения духовности, а не для того, чтобы подпитывать терроризм, создавать ему идеологическую базу. Оно должно способствовать лучшему пониманию сущности мусульманской религии. Мы установили контроль за деятельностью медресе, ввели правила их регистрации. Наша цель состоит в том, чтобы создать условия для исламского возрождения, где нет места ни терроризму, ни экстремизму. Подлинныйисламотрицаетих".
Литература
пакистан терроризм экстремизм традиционализм
1. Tariq Rahman. Madrassas: Religion, Poverty and the Potential for Violence in Pakistan. // IPRI Journal. Winter 2005. Vol.V, № 1. – Islamabad: Islamabad Policy Research Institute, 2005, с. 21, 52.
2. The Future of Pakistan. International Centre for Peace Initiatives. – Mumbai: ISBN, 2002, с. 51.
3. The News. – Islamabad, 04.08.02, с. 2.
4. Newsline. – Karachi. June 2000, с. 82.
5. National Education Pocily (1998–2010) // www.pakistan.gov.pk /education-ministry/highlights/NEP-elementary-edu.jsp.
6. Серенко И.Н. Исламизация женского образования в Пакистане. // Ближний Восток и современность. Сборник статей. Вып. 22. – М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004, с. 277–286.
7. Завтра. М., февраль 2006, № 6 (638), с. 4.