Смекни!
smekni.com

Формы и методы реализации политики экспорта исламской революции Ирана в конце ХХ века (стр. 2 из 3)

Высший совет исламской революции отвечал за разработку генеральной линии для всех отделений «Исламского джихада». Ему подчинялись три региональных и координационный советы. Это прежде всего Высший совет исламской революции в Ираке, в состав которого входили: Мухаммед Бакр Аль–Хаким – председатель, Махди Бакр Аль–Алюм – член, шейх Хади Аль–Хаме Зава – член, Абдуррасул Аль–Ясин – член. Ему непосредственно подчинялась партия «Ад–Даава» («Призыв»), а также другие организации и группировки: «Организация смертников Аль–Хусейн», «Защитники исламской революции», «Организация исламский джихад» со всеми ее отделениями, «Организация исламских революционеров», «Движение исламских революционеров», движение «Партия Аллаха», «Исламское движение за освобождение Иерусалима».

Высший совет исламских организаций Азии возглавляли Ходжат оль ислам Моджмади (руководитель), Аль–Кады Насреддин (член), Мухаммад Расул Эрикан (член). Он направлял деятельность партий и организаций в Турции, Малайзии и Пакистане.

Высший Совет координации осуществлял связь между руководством Ирана и исламскими революционными движениями во всем мире. В состав его президиума входили лидеры и представители различных зарубежных проиранских группировок. Задач у этого совета было немало. Это: организация взаимодействия между различными исламскими движениями по всему миру и исламским руководством в Иране; материально–техническое снабжение, помощь деньгами и оружием; разработка планов боевых операций за рубежом и боевая подготовка; организация боевых операций во взаимодействии с иранской армией в зоне Персидского залива.

Высший совет исламской революции организовывал и проводил периодические курсы боевой и специальной подготовки для членов отделений «Исламского джихада» из различных стран. Для этих целей иранская армия предоставила совету несколько своих учебных лагерей. Сама же организация «Исламский джихад» располагала 10 крупными отделениями в таких странах, как Ливан, Саудовская Аравия, Тунис, Марокко, Египет, Кувейт, Бахрейн, Палестина, Алжир и Судан. Под личным контролем аятоллы Хомейни был создан исламский блок в Тунисе, который после 1982 г. стал называться «Исламский джихад», он вошел в тройку наиболее мощных отделений организации. Однако все попытки его наладить взаимодействие с исламскими фундаменталистскими движениями в Тунисе, направленное на свержение режима Х. Бургибы, потерпели провал. С тех пор «Исламскому джихаду» в Тунисе приходится действовать самостоятельно, без опоры на местные исламские группы, иметь собственные центры подготовки и тайники с оружием, которое доставляется контрабандой из Европы и соседней Ливии.

Суданское отделение «Исламского джихада» одно из самых влиятельных за пределами Ирана. Этому способствовало то обстоятельство, что Тегеран умело использовал гражданскую войну в Судане, бедность и голод среди его населения для глубокого внедрения в общество. Два фактора объявление войны немусульманскому Югу Судана и создание исламских комитетов по оказанию финансовой и материальной помощи суданцам, позволили Ирану завоевать серьезные позиции в этой стране. Суданские исламистские группировки (типа «Братьев–мусульман») в полном согласии взаимодействуют с «Исламским джихадом».

Аналогичное отделение в Саудовской Аравии отличается тем, что в его состав входят только иранцы и приезжие арабы. Оно действует в условиях строжайшей конспирации и напрямую связано со штаб–квартирой в Куме.

В Кувейте отделение «Исламского джихада» состояло преимущественно из иранцев. Это, в основном, группы смертников, которые ожидали приказ из штаб–квартиры в Куме, другие члены сумели проникнуть на высокие посты в правительственных органах и нефтяных компаниях. Оружие они получали по различным каналам, в том числе и через иракскую границу.

В Египте основными центрами активности отделения «Исламского джихада» являлись районы Верхнего Нила. Напомним, что именно египетское отделение причастно к покушению на президента А .Садата. Среди руководителей «Иcламского джихада» известны такие имена, как Маджди Гариб Ахмед, Мухаммед Таза Аль–Бухейри и Фарук Ас–Сеид. Аналогичные отделения имелись в Ливане и на оккупированных Израилем арабских территориях.

Деятельность правящего шиитского духовенства Ирана по экспорту революции, подчиненная долгосрочной программе, включала комплекс специальных мероприятий пропагандистско–информационного и диверсионно–террористического воздействия.

В конце 80–х и начале 90–х годов в качестве приоритетных направлений рассматривались ведение интенсивной пропаганды идей исламской революции и инспирация религиозно–националистических конфликтов среди мусульман в других странах. В этот период многие иранские зарубежные дипломатические представительства стали, по сути, центрами пропаганды. Им в помощь были приданы группы специально подготовленных людей по ведению психологической войны среди мусульман. Обычно такие группы возглавляли кадровые сотрудники корпуса стражей, располагавшие финансовыми и материальными возможностями. На иранские деньги открывались исламские культурные центры, университеты и институты 6. С целью распространения идей Хомейни и внедрения их в сознание мусульман активно использовались различные международные форумы и конференции, совещания и семинары, куда съезжалось мусульманское духовенство со всего мира. Велась интенсивная обработка тех, кто приезжал в Иран получить образование. Чтобы привлечь молодежь из других стран, иранское руководство предоставляло несколько десятков тысяч стипендий.

В пропаганде исламской революции средствам массовой информации уделялось самое пристальное внимание. Иранское иновещание вело передачи почти на 20 иностранных языках, причем их интенсивность и содержание варьировались в зависимости от конкретных условий. Действуя в рамках программы по экспорту революции, средства информации придерживались общепринятых приоритетов: Ирак, Ливан, Афганистан, арабские страны Персидского залива, Закавказье, Средняя Азия и Турция 7. В интересах пропаганды умело использовались и религиозные паломники, действия которых направляло специальное управление. Каждый год оно заблаговременно комплектовало группы паломников, обязательно включая в их состав специалистов по организации политико–массовых акций из числа сотрудников корпуса стражей. Только в святые места Мекки ежегодно отправляются около 2 млн. мусульман почти из 70 исламских стран. В годы ирано–иракской войны для большего эмоционального воздействия на окружающих, а по сути для ведения интииракской пропаганды, в ряды паломников включали инвалидов войны, а также около 10 тыс. человек из семей, чьи близкие погибли на фронте. Обращаясь в одной из своих речей к иранским паломникам, Хомейни призвал их превратить Мекку в «центр совместных действий для устрашения врагов мусульман», подразумевая, естественно, что теми действиями будет руководить Тегеран. Иранский режим активно использовал своих паломников, число которых ежегодно доходило до 150 тыс., для ведения антисаудовской пропаганды и организации выступлений против властей страны 8.

Руководство ИРИ всегда считало хадж к святым местам не только важным религиозным долгом мусульман, но и прекрасной возможностью для обучения тысяч паломников, прибывающих со всего мира, тактике антиправительственной борьбы. Так, в 1986 г. органы безопасности Саудовской Аравии арестовали 113 иранских пасдаров. По утверждению саудовских властей, они были схвачены при попытке доставить в страну контрабандным путем взрывчатку и оружие для последующей передачи иракским паломникам с целью проведения диверсий на нефтепромыслах Ирака. По данным министерства внутренних дел Саудовской Аравии, иранские паломники регулярно ввозят оружие и литературу для распространения среди паломников из других стран, подстрекая их к выступлениям против своих правительств.

Кровавые события 31 июля и в первые дни августа 1987 г. в Мекке, когда иранские паломники спровоцировали беспорядки, приведшие к большим человеческим жертвам, свидетельствовали об активизации подрывной работы иранского руководства против саудитов. По официальным данным, во время инцидентов погибли 402 человека, в том числе 275 иранцев, а 649 были ранены. Впоследствии стало известно, что иранцы скрытно финансировали выезды в Мекку нужных людей из числа иностранцев для установления связей с представителями различных зарубежных исламских экстремистских группировок 9.

Исключительно важная роль отводилась Движению за национальное освобождение мусульманских стран со штаб–квартирой в Куме. За рубежом оно располагало собственной агентурной сетью, действовавшей под прикрытием различных иранских культурных миссий и представительств. Наиболее сильными позициями это движение располагало в Турции, Ливии, Алжире, Пакистане, Ливане и некоторых других странах. Зарубежные его сторонники проходили специальную подготовку в иранских учебных центрах. Причем в программы обучения включалась не только религиозно–политическая подготовка, но и целый набор таких диверсионно–террористических дисциплин, как владение различными видами стрелкового оружия и приемами рукопашного боя, обращение с современными типами взрывчатых веществ, радиодело, вождение автомашин, правила конспирации, методы обращения с заложниками, изучение устройства кабин и салонов распространенных типов гражданских авиалайнеров, отработка методики их захвата. На Движение за национальное освобождение возлагались весьма ответственные задачи, это вербовка в зарубежных странах агентуры, создание оргядер для местных экстремистских структур, внедрение в уже действующие исламские организации, проведение террористических актов с целью политического давления на местные власти или их зарубежных союзников, а при необходимости организация антиправительственных выступлений провокационного характера.