После гибели премьер–министра ситуация, казалось бы, резко изменилась. Трагедия указала на опасность правого экстремизма. Убийство Рабина на первых порах привело к усилению правительственного лагеря мира. Новое правительство возглавил Ш. Перес, который не только не снизил темпа, но форсировал мирный процесс. В конце года израильская армия покинула основные города Западного берега, были возобновлены переговоры с Сирией. Однако обстановка снова стала накаляться с конца февраля – начала марта 1996г. после серии взрывов, совершенных в Израиле группировкой ХАМАС. Правительство Переса потребовало от Арафата принять эффективные меры по искоренению терроризма, установило экономическую блокаду палестинской автономии, а также прервало переговоры с сирийцами (с Ливаном переговоры были прерваны в феврале 1994 г.).
В целях разблокирования мирного процесса и усиления борьбы с международным терроризмом 13 марта 1996 г. в Шарм–эш–Шейхе (Египет) собрался международный «саммит миротворцев», в котором принял участие Б.Н. Ельцин.
5 мая 1996 г. в Табе (Египет) начались переговоры, которые касались вопросов об окончательном статусе территорий, о будущем Иерусалима, проблемы границ, политического статуса, израильских поселений, палестинских беженцев, мер безопасности и американской вовлеченности на следующей стадии переговоров. Эти переговоры должны были завершиться к маю 1999 г. В апреле 1996 г. в ответ на обстрел боевиками ливанской организации «Хезболла» северных районов Израиля его вооруженные силы предприняли военную операцию в Ливане, повлекшую многочисленные жертвы среди мирного населения. В целях нормализации обстановки в регион прибыли министры иностранных дел России, США, Франции, Италии, Ирана. 26 апреля 1996г. было достигнуто «взаимопонимание», в соответствии с которым ливанские вооруженные группировки не должны обстреливать северные районы Израиля, а последний – гражданские объекты в Ливане.
В мае 1996 г. в Израиле проходили выборы премьер–министра, в результате которых с минимальным перевесом (0,5%) победил лидер Ликуда Б. Нетаньяху.
Программа правительства Ликуд по мирному процессу отличалась более жесткими подходами на израильско–палестинском направлении. Было объявлено о намерении «развивать» существующие на территориях израильские поселения, отвергалась возможность создания палестинского государства и территориального компромисса по Иерусалиму. Правительство настаивало в рамках осуществления первой фазы передислокации на уход только с 9% территории Западного берега, хотя палестинцы настаивали на 20%. 17 января 1997 г. был подписан протокол об отводе израильских войск из Хеврона, в свою очередь, палестинская сторона подтвердила готовность соблюдать положения Временного соглашения, касающиеся борьбы с терроризмом, а также «окончательной» отмены антиизраильских положений Палестинской Хартии.
21 марта 1997 г. в Тель–Авиве боевиками ХАМАС был осуществлен крупный теракт. 30 июля и 4 сентября 1997 г. в Иерусалиме палестинские террористы осуществили пять взрывов, в результате которых 22 человека погибло и более 300 получили ранения. Реакцией Израиля стали приостановка контактов с Палестинской национальной автономией, полное «закрытие» Западного берега и сектора Газа, а также отказ проводить второй этап передислокации на Западном берегу, намеченный на 7 сентября 1997 г. Начался переговорный кризис. 14 января 1998 г. правительство Нетаньяху утвердило «концепцию национальных интересов Израиля», в соответствии с которой при любых вариантах окончательного урегулирования с палестинцами за Израилем должно остаться более половины территории Западного берега. В январе 1998 г. в Вашингтоне состоялись встречи Б. Клинтона, Б. Нетаньяху и Я. Арафата. Американцы выдвинули схему проведения второго этапа передислокации путем его дробления на три фазы при синхронизированном выполнении сторонами своих обязательств по отводу войск и обеспечению безопасности. Американцы предложили осуществить передислокацию с 13% Западного берега и палестинцы в принципе на это согласились. Однако израильская сторона настаивала на передаче не более 10% территории и плюс 3% в виде природного заповедника.
23 октября 1998 г. в Уай–Плантейшн (штат Мэриленд, США) был подписан «меморандум о взаимопонимании» между Израилем и палестинской стороной. Это соглашение конкретизирует обязательства Палестинской национальной автономии и правительства Израиля по выполнению Временного соглашения по Западному берегу и сектору Газа от 28 сентября 1995 г., в том числе по осуществлению первого и второго этапов передислокации израильских войск с оккупированных территорий. ПНА контролирует 3% территорий в режиме зоны А (полная палестинская юрисдикция) и 27% – зоны В (полномочия палестинцев в гражданской сфере и частично в сфере безопасности). Дальнейшая передислокация будет состоять в передаче палестинской стороне 13% зоны С по схеме: 1% – в зону А, 12% – в зону В 28. Палестинская сторона отведет 3% территорий, переданных в зону В, под «зеленые зоны» и/или заповедники. Израильская сторона сохранит общий контроль за безопасностью в «зеленых зонах»/заповедниках. В рамках реализации первого и второго этапов передислокации 14.2% зоны В перейдет в зону А. После реализации в течение 12 недель тремя фазами второго этапа передислокации ПНА будет контролировать 18,2% территорий в режиме зоны А и 25,2% – зоны В, то есть всего 43,4% 29.
По третьему этапу передислокации в соответствии с Меморандумом имеется в виду создать палестино–израильский комитет, подотчетный американцам, в компетенцию которого входит определение конкретных параметров этого этапа. Переговоры об окончательном статусе будут возобновлены сначала на уровне экспертов и будут вестись параллельно с выводом израильских войск и выполнением палестинцами своих обязательств по борьбе с терроризмом. В дополнение к двустороннему израильско–палестинскому сотрудничеству в сфере безопасности станет действовать американо–палестинский комитет, который будет собираться дважды в неделю для обсуждения принимаемых мер по уничтожению террористических группировок. Будет создан также трехсторонний американо–палестино–израильский комитет высокого уровня для координации в сфере безопасности и выработки совместных мер по борьбе с террором и террористическими организациями.
Выполнение своих обязательств израильтяне обусловили проведением голосования Национального совета Палестины для подтверждения письма Я. Арафата Б. Клинтону об отмене антиизраильских положений Хартии ООП. В случае одностороннего провозглашения ПНА палестинского государства до достижения соглашения об окончательном статусе израильское правительство оставляет за собой право по своему усмотрению распространить юрисдикцию Израиля на часть Западного берега 30. В Меморандуме подчеркнуто, что стороны немедленно возобновят переговоры об окончательном статусе в ускоренном порядке и приложат целенаправленные усилия для достижения соглашения к 4 мая 1999 г. Переговоры будут вестись под эгидой США.
Ключевым моментом переговорного израильско–палестинского процесса стало согласие палестинцев отнести вопрос об Иерусалиме на заключительный этап переговоров об окончательном статусе. В отличие от оккупированных Западного берега и сектора Газы Восточный Иерусалим был аннексирован правительством Л. Эшкола и стал частью Государства Израиль. До сих пор абсолютное большинство израильтян считает, что его возврат палестинцам невозможен 31. Палестинцы в принципе настаивают на признании Восточного Иерусалима столицей их будущего независимого государства, что неприемлемо для израильской стороны. Израильтяне также отвергают формулу «единый, но разделенный Иерусалим» – две столицы в одном городе. Отвергают они и идею особого статуса города с сохранением арабского и еврейского секторов при столицах Израиля в Тель–Авиве, а Палестины – в одном из городов Западного берега. Палестинцы также выступают против попыток израильтян расширить границы города до «большого Иерусалима», чтобы предложить палестинцам объявить своей столицей один из его пригородов (например, Вифлеем или Рамаллу).Хотя с начала развития мирного процесса выдвигался целый ряд компромиссных вариантов, ни один из них не смог удовлетворить обе стороны.
Коспонсоры Мадридской конференции ясно выразили свои позиции по данному вопросу. США считают, что Иерусалим никогда больше не должен быть разделенным городом и что его окончательный статус следует определить путем переговоров. Американцы не признают «израильской аннексии Восточного Иерусалима или расширения муниципальных границ города».
Позиция России предусматривает недопустимость любых односторонних действий по изменению сложившегося в городе статус–кво. Восточный Иерусалим рассматривается как часть оккупированных в 1967 г. арабских территорий, подпадающей под действия резолюций 242, 338 СБ ООН. Россия не признает его аннексии, а также объявления единого Иерусалима столицей Израиля (принятие кнессетом закона в 1980 г. о провозглашении города «великой и неделимой столицей Израиля»). В целом вопросы урегулирования политического, территориального, административного аспектов иерусалимской проблемы, а также решение статуса Святых мест в этом городе будут, очевидно, занимать ключевое место в переговорах последнего этапа мирного процесса.