Смекни!
smekni.com

Внешняя политика Королевства Саудовская Аравия (стр. 4 из 6)

В тронной речи короля Абдаллы отмечалось, что за 2006 г. в Саудовской Аравии были осуществлены принципиально важные для страны проекты. Первым в их ряду король назвал «проект реконструкции Главной мечети в Мекке и других святых мест»29. Это естественно, поскольку определяется условиями и обстоятельствами легитимации саудовской власти и созидания саудовского «отечества», включая и достижения в ходе «религиозного диалога» единства различных групп внутрисаудовского ислама. Речь, однако, шла и о «проектах инфраструктурного характера, улучшении медицинского обслуживания, развитии среднего, высшего и технического образования30, создании жилых кварталов для народа». В готовящемся же на будущий финансовый год государственном бюджете предусматривается «выделение значительных средств на реализацию качественного скачка в сфере развития человеческих ресурсов (речь идет, прежде всего, о развитии профессионально-технического образования – Г.К.), а также в области здравоохранения и в социальной сфере, включая пособия сиротам и инвалидам, а также ликвидацию бедности». Развитие этих направлений социальной политики также связано с начинаниями нынешнего саудовского монарха. В опубликованном 26 августа 2006 г. специальном интервью «Аш-Шарк Аль-Аусат» он, в частности, касаясь образования, говорил: «Королевство нуждается в качественном скачке в сфере образования, поскольку образование – основа прогресса во всех сферах жизни».

В своей тронной речи король затронул проблемы саудовской внешней политики. Он подчеркнул: «Я не скрываю, что наш регион переживает опасное время, когда в нем множатся столкновения и последовательно сменяющие друг друга кризисы. В дела региона вмешиваются внешние силы, что и порождает его нестабильность. Это требует от саудовской дипломатии активных действий на региональной и международной арене. Ее действия основаны на диалоге, консультациях, на принципе высказывания "слов разума и мудрости". Ее действия направлены на отражение угроз, рисков и устранение порождающих их причин, на смягчение положения, ликвидацию разрушительных противостояний, решение проблем мирными средствами, а именно этого и требует наша благородная вера, обязывающая наши души и чувства быть ответственными».

Слова короля об «активных действиях» саудовской дипломатии отражают реальность сегодняшней саудовской внешней политики. Она поистине приобрела новое качество – последовательную настойчивость действий, проявляющую себя, в первую очередь, в сфере региональных международных отношений. Эта новизна не может не рассматриваться как производное от развивающихся в стране внутренних реформ, постепенно, но, тем не менее, постоянно расширяющих круг участников принятия внешнеполитического решения. Сегодняшняя саудовская внешняя политика, по словам министра иностранных дел королевства принца Сауда аль-Фейсала, «наступательна, но, одновременно, и умеренна, отражая социально-политиче-скую "консервативную последовательность" происходящих в королевстве изменений». Она стала, по его словам, «еще более прозрачной и взвешенной, уважающей выбор иных государств», направленной на создание условий, «в наибольшей степени благоприятствующих проведению процесса всеобъемлющего развития страны».

За этой характеристикой, как и за словами короля Абдаллы стояли, прежде всего, решения проходившей 28–29 марта 2007 г. в Эр-Рияде XIX-й сессии совета глав государств и правительств стран-членов Лиги арабских государств (ЛАГ), где, как отметил монарх, «королевство содействовало продвижению арабов и мусульман по пути реформ, единству их слова и дела, действуя в трех сферах – на арене Залива, в арабском мире и в мусульманском регионе». Эти действия должны «противостоять опасности бунтов, раскола и межконфессиональной борьбы», в первую очередь «противостоянию между мусульманами, прежде всего шиитами и суннитами», а также «вспышкам религиозных конфликтов в различных регионах мусульманского мира, включая, в частности, Ирак и Ливан». Используя «особое положение королевства в мусульманском мире», саудовская дипломатия действует в целях «исключения внешнего вмешательства во внутренние дела арабских и мусульманских государств», а ее собственная «консервативная последовательность» предполагает следование принципу «равноудаленности королевства от всех конфессий, толков и религиозных групп, из которых состоит арабский и мусульманский мир». Эта дипломатия «призывает к диалогу, взаимопониманию и примирению в любом регионе, где сеется раздор и раскол». Эта дипломатия, заявлял саудовский монарх, проводит курс на «реализацию мира как стратегического выбора, опираясь на всеобъемлющий мирный план, принятый арабскими странами на саммите в Бейруте и подтвержденный последующими встречами в верхах ЛАГ, и, прежде всего, ее последним Эр-Риядским саммитом».

Саудовская Аравия, что вытекало из слов короля Абдаллы, рассматривает себя в качестве ведущего «центра силы» арабо-мусульманского региона еще и потому, что, осуществляя внутренние реформы, она последовательно движется к определению собственного места и роли в глобализирующемся, но призванном быть многополюсным современном мире. Вместе с тем, события, развивающиеся в пределах арабо-мусульман-ского мира, во многом квалифицируются саудовскими правящими кругами в качестве вызова устоям национальной государственности и ее стабильности. Это означает, что внешнеполитическая деятельность королевства в региональном масштабе направлена на ликвидацию существующих там конфликтных ситуаций и недопущение возникновения новых очагов напряженности. В этом, по мнению саудовского истеблишмента, находит свое отражение, как замечал С. аль-Фейсал, вклад королевства в «решение многообразных глобальных проблем, которое может быть успешным лишь в рамках многостороннего сотрудничества, осуществляемого под эгидой Объединенных Наций».

Естественно, что основным направлением саудовской внешнеполитической деятельности регионального уровня должно рассматриваться участие королевства в урегулировании самого арабо-израильского конфликта и его составной части – палестино-израильского противостояния. В этом контексте реанимированная Эр-Риядским саммитом ЛАГ инициатива бейрутской встречи в верхах 2002 г., выдвинутая нынешним саудовским монархом (в то время наследным принцем), должна рассматриваться в качестве несомненного успеха саудовской дипломатии. Текст возобновленной в столице королевства инициативы гласил: «Совет Лиги арабских государств подтверждает приверженность арабского мира справедливому и всеобъемлющему миру в качестве его стратегического выбора. Мирный процесс – всеобъемлющ, он не может быть расколот. Справедливый и всеобъемлющий мир в регионе не может быть осуществлен без ухода всех израильских войск с оккупированных палестинских и арабских территорий, включая сирийские Голанские высоты, к линии, существовавшей до 4 июня 1967 г., а также ухода израильских войск со всех еще оккупируемых территорий юга Ливана, как и без достижения справедливого и согласованного решения проблемы палестинских беженцев на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 194 от 1948 г. Такой мир не станет возможным без ликвидации всех форм поселенческой деятельности и создания независимого и суверенного палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, как об этом гласит "арабская мирная инициатива" и связанные с этой проблемой решения международной законности».

Саудовская дипломатия всегда рассматривала палестинскую проблему в качестве «центрального звена» арабо-израильского противостояния. Это ее качество отмечал в тронной речи и король Абдалла, где он специально подчеркивал, что «палестинская проблема для арабского мира выступает в качестве ключевой». Из этой постановки вопроса вытекала акцентировавшаяся монархом «важность усилий» саудовской дипломатии, содействовавшей достижению Мекканского соглашения между движениями ФАТХ и ХАМАС.

28 января 2007 г. в ситуации углублявшегося кризиса на территории Палестинской Национальной Администрации (ПНА) саудовский монарх обратился с личным посланием к обеим противоборствующим палестинским группировкам с призывом встретиться «лицом к лицу» в Мекке и достичь согласия по разделяющим их вопросам. Обращаясь к руководству ХАМАС и главе ПНА Махмуду Аббасу, король Абдалла подчеркивал: «Правительство и народ Королевства Саудовская Аравия не могут молча, без глубокой печали и боли наблюдать за тем, что в Палестине происходит братоубийственная бойня между теми, кто в равной мере несет ответственность за решение единых (для всех палестинцев – Г.К.) задач». Далее в обращении говорилось: «Руководствуясь нашей верой, нашей принадлежностью к арабской нации, нашими ценностями и моралью, мы не можем бездействовать, когда наши сердца обливаются кровью в связи с событиями на братской земле Палестины, где находится Аль-Акса, на земле Палестины, которую посетил Пророк во время своего вознесения, на земле, бывшей (для мусульман – Г.К.) первой киблой (первоначально мусульмане обращались с молитвой в сторону Иерусалима – Г.К.), на земле Палестины, где находится третья мечеть. Мы не можем быть безучастными, – продолжал саудовский монарх, – к происходящему в Палестине – символе арабской нации, символе ее истории и жертвенности в противостоянии оккупации, где ныне брат убивает брата и проливает его кровь».

«Народ и правительство Королевства Саудовская Аравия, – продолжал далее саудовский монарх, – верит в то, что его роль в отношении палестинской проблемы не маргинальна, а потому мы не можем молчать. Наша роль в отношении этой проблемы связана с нашей историей – мы принимали участие в решении судьбы палестинцев с момента создания саудовского государства». Наконец, король Абдалла подчеркивал: «Я с надеждой … призываю моих палестинских братьев, представителей руководства палестинского народа немедленно положить конец разворачивающейся трагедии. Я призываю всех их, не проводя различия между одной и другой стороной, немедленно встретиться на их братской родине – в Королевстве Саудовская Аравия, под сенью Святого Дома Господа, и самостоятельно, без вмешательства какой-либо другой стороны, обсудить причины разногласий. Только так арабская и исламская нация может решать свои проблемы. Только так можно придти к решению, которое будет угодно Всевышнему. Только так можно удовлетворить чаяния и надежды братского палестинского народа, народов арабской и исламской нации, всех, кто поддерживает наше дело».