Реферат
Возникновение политических партий в Судане и эволюция их идеологических платформ
Возникновение партий в Судане относится ко второй половине 40-х годов. В 1945 г. Генеральный конгресс выпускников, являвшийся общесуданской просветительской организацией, из-за внутренних трений, инспирировавшихся и поощрявшихся британскими колонизаторами, раскололся на несколько политических партий и группировок. В их числе были партии Аль-Умма ("Нация") и Аль-Ашикка ("Братья").
Аль-Умма выражала интересы прежде всего феодально-племенной верхушки, компрадорской буржуазии, крупных чиновников, связанных с колониальными властями, и превратилась в политическую организацию самой крупной в Судане мусульманской секты Аль-Ансар. Программа Аль-Уммы носила откровенно антидемократический характер. Она требовала развития Судана только на основе принципов ислама, запрещения участия профсоюзных и студенческих организаций в политической жизни страны. На протяжении всего периода своего существования эта партия почти всегда находилась на переднем крае консервативных сил Судана, неуклонно проводила в жизнь политику подавления национально-патриотических сил страны. К Аль-Умме обычно примыкал суданский филиал межарабской фундаменталистской организации "Братья-мусульмане". В 1966 г. в Аль-Умме произошел фактический раскол на радикальное и консервативное "крылья". В настоящее время она имеет в Судане, по оценочным данным, до 4 млн. сторонников.
Партия Аль-Ашикка в 1952 г. объединилась с несколькими буржуазно-националистическими группировками и стала называться Национально-юнионистской партией (НЮП). В нее входили, главным образом, представители феодально-помещичьих кругов, национальной и компрадорской буржуазии. Кроме того, НЮП оказалась тесно связанной с руководством мусульманской секты Аль-Хатмийя, которая по традиции придерживалась проегипетской ориентации. После прихода в 1964 г. к власти НЮП вместе с другими силами отказалась от лозунга за союз с Египтом и формально встала на антиимпериалистические позиции. Политике НЮП внутри страны было присуще сочетание социальной демагогии по поводу "строительства социализма в соответствии с исламским шариатом" с неуклонной защитой интересов национального капитала, с готовностью идти на компромисс с традиционными феодально-племенными кругами.
Социальная неоднородность как Аль-Уммы, так и НЮП приводила на всем протяжении их существования и по сей день приводит к острой как межпартийной, так и внутрипартийной борьбе за выживание, влияние и, в конечном счете, - за власть. Эта борьба привела, в частности, к тому, что в 1956 г. из НЮП вышли сторонники секты Аль-Хатмийя, образовавшие самостоятельную Народно-Демократическую партию (НДП), которая просуществовала до 1967 г. НДП явилась выразителем интересов антиимпериалистической части национальной буржуазии, интеллигенции и части феодально-племенной верхушки секты Аль-Хатмийя. В программе НДП, принятой в январе 1956 г., утверждалось, что "партия стремится к осуществлению социалистических принципов, не противоречащих духу ислама", который должен быть признан государственной религией.
Во внутренней политике НДП придерживалась курса на осуществление демократической аграрной реформы, национализацию крупных предприятий промышленности, энергетики и транспорта, на образование частно-государственного сектора из средних промышленных предприятий и на сохранение в частной собственности предприятий легкой и пищевой промышленности. НДП выступала за государственный контроль над торговлей и кредитно-финансовой системой.
В декабре 1967 г. НДП объединилась с НЮП в Юнионистско-демократическую партию (ЮДП). В политическом курсе ЮДП возобладали социально-политические тенденции, унаследованные главным образом от политики НЮП. В настоящее время ЮДП имеет в Судане, по некоторым данным, около 5 млн. сторонников. Аль-Умма, НЮП И НДП, получившие с течением времени определение "традиционных" партий, втягивали в сферу своего влияния значительные контингенты крестьян, рабочих и интеллигенции, Несмотря на это, как показала практика, в периоды кризисов традиционные партии выступали против национально-патриотических сил.
В стране действовали и южносуданские политические группировки. Важнейшим среди них был Судано-африканский национальный союз (САНС), созданный в 1963 г. В уставе САНС (1965 г.) политические цели партии были определены следующим образом: борьба за создание федерации между Севером и Югом, обеспечение единства южносуданских провинций как единого района или территории; борьба с трибализмом; сохранение в Южном Судане социальных форм общественной жизни.
После военного переворота 25 мая 1969 г., получившего название "Майской революции", деятельность партий в Судане была запрещена. Традиционные партии ушли в подполье. Ряд их лидеров был арестован, другие эмигрировали.
В 1972 г. в Судане был установлен однопартийный режим. Его руководство приходит к мысли о необходимости создания Суданского Социалистического Союза (ССС), который стал бы единственной разрешенной в стране политической организацией, объединяющей пять главных национальных сил - крестьян, рабочих, солдат, интеллигенцию и национальный капитал. Учредительный съезд ССС состоялся в январе 1972 г. На нем присутствовали 1053 делегата, в основном назначенных властями и представлявших государственные структуры и армию. Съезд утвердил программу и устав Союза. Были сформированы и его руководящие органы: политбюро, центральный комитет, генеральный секретариат. Таким образом на съезде была решена задача формирования организационной структуры ССС от первичных организаций до руководящих органов на всех уровнях. В основу такой структуры были положены принципы "национального единства" в условиях примирения классов. Председателем стал тогдашний президент Судана Дж.М. Нимейри, а генеральным секретарем М.А. Абу Зейд.
судан идеологический политическая партия
Абсолютизация национальных интересов при игнорировании роли и объективных интересов различных классов суданского общества с самого начала создания обрекали ССС на пассивное существование. Разношерстность членов и руководства ССС в плане их социальной принадлежности и политической ориентации всегда таили в себе предпосылки столкновения интересов различных групп и прослоек внутри самой организации. Наконец, с самого начала ССС обрекался на пассивную роль в политическом развитии страны отсутствием четкой и целостной идеологической доктрины, которая служила бы обязательной общей платформой для сплочения всех членов ССС.
В январе-феврале 1974 г. состоялся I-й съезд ССС, который означал начало практического функционирования организации. На съезде в качестве национальной цели была выдвинута программа "главной социальной и экономической проблемы суданского народа" - роста и развития. К началу I-го съезда численность ССС составила 2247 тыс. человек. Однако, несмотря на массовость, во время самой серьезной и опасной для режима "Майской революции" попытки государственного переворота 2 июля 1976 г. ССС продемонстрировал крайнюю недееспособность и не сыграл никакой роли в подавлении мятежа. Неспособность ССС поднять массы на защиту режима в ходе попытки переворота с очевидностью потребовала улучшения качественных характеристик этой партии, т.е. повышения боеспособности и деловитости путем развертывания внутри нее кропотливой организационной и идеологической работы. Суданская верхушка вместо этого сделала упор на объемные показатели, т.е. рост численности рядов ССС, вовлекая в эту организацию почти поголовно все взрослое население страны. На состоявшемся в январе 1977 г. II-ом съезде ССС было объявлено, что число членов организации достигло 3978 тыс. человек.
II-ой съезд лишний раз продемонстрировал, что содержание антиимпериалистических и даже антикапиталистических лозунгов революции 25 мая 1969 г. было окончательно выхолощено (хотя сами лозунги формально еще провозглашались), а существующий в стране режим выражал интересы не трудящихся масс, а национальной буржуазии. Имевшиеся в Судане национально-патриотические силы собирались выступить на этом съезде с собственными инициативами и создать оппозицию традиционалистам. Однако в силу крайней раздробленности национально-патриотических сил, довольно серьезных внутренних противоречий между их различными отрядами, им не удалось выполнить этот замысел. II-ой съезд поддержал кандидатуру Дж.М. Нимейри для переизбрания на пост президента страны на второй пятилетний срок. Это означало, что делегаты съезда, в большинстве своем не избранные на него демократическим путем, а назначенные или специально отобранные, одобрили диктаторские тенденции в правлении Нимейри, к которым он все чаще прибегал в повседневной практике.
Во второй половине 1977 г. в Судане был объявлен официальный курс на так называемое национальное примирение с названными выше партиями и организациями, действовавшими в подполье и за пределами Судана. Эти силы, опирающиеся на поддержку консервативных арабских режимов и, в первую очередь, Саудовской Аравии, требовали роспуска ССС или, по меньшей мере, выведения из его руководства последних сторонников демократических преобразований.
Одной из основных причин недееспособности ССС изначально являлись условия приема и членства в нем. Для значительной, если не сказать основной, части членов ССС нахождение в его рядах не означало приверженность демократическим принципам, провозглашенным "Майской революцией". Сделав в канун II-го съезда упор на массовое, практически поголовное привлечение всех взрослых граждан страны в члены ССС, руководство обрекло организацию на аморфность и неизбежный распад в будущем при возникновении какой-либо критической ситуации. Ведь реальной силой в ССС могли считаться 20 тыс. профессиональных функционеров-аппаратчиков, а не 4 млн. членов. Кроме того, привлечение в ряды ССС выходцев из различных социальных слоев - от рабочих до буржуазии, - заключило в себе потенциальную возможность раскола.