Смекни!
smekni.com

Идеи политики секуляризации в современном Ближнем Востоке (стр. 2 из 2)

По мнению аль-Ахдара, арабским и мусульманским странам не избежать секуляризации: "История учит нас тому, что секуляризация, широко распространяющаяся, не остановится на границе арабо-мусульманского мира. Эта часть не избежит участи всего человечества. История не делает различий, которые позволили бы избегать какой-либо части мира вовлечения во всеобъемлющие процессы в течение долгого времени. Таким образом, мусульманам так же, как и всему человечеству, предстоит принять современность во всем ее многообразии, а значит – принять секуляризацию"6.

Отделение религии от политики, с точки зрения аль-Ахдара, является следствием явлений, имеющих место в современности. Он замечает, что исламисты не в состоянии выявить различия между научной и религиозной логикой, между правами индивидуума и Божьего изволения в отношении человека. Автор настаивает на том, что разделение религиозного и светского является необходимым условием прогресса человеческой цивилизации.

Секуляризация никогда не была широко распространена в арабо-мусульманских странах. Интеллектуал поясняет: "Секуляризация потерпела поражение в арабском мире, т.к. ислам никогда не подвергался той необходимой религиозной трансформации, которой подверглись иудаизм и христианство в Европе. Современная религия – это реформированная религия, которая признает свое отделение от государства и соглашается ограничиться лишь духовной сферой, отдавая мирские дела в ведение государства"7.

Второй причиной неудачи распространения секуляризации, по мнению аль-Ахдара, является "трусость политических лидеров. Ислам не подвергся изменению в Турции, но, несмотря на это, благодаря лидерству Keмаля Ататюрка пришел конец теократии Оттоманской империи, на руинах которой возникло светское государство, которое не стыдится своей идентичности"8.

Аль-Ахдар отвергает обвинение в антирелигиозном характере секуляризации: "Тот, кто говорит о том, что секуляризация антирелигиозна, является невежественным человеком, не знающим определения этого явления, или человеком, имеющим злые намерения. К последнему типу можно отнести многих политических лидеров исламских государств"9. В качестве примера он приводит тот факт, что в светской Франции никто не запрещает строительство мечетей так же, как и в светской Турции, конституция гарантирует право на возведение молельных домов для представителей всех религий.

Ученый не согласен с противниками секуляризации, настаивающими на том, что в светском государстве религия не может развиваться, что отсутствуют возможности для широкого религиозного образования населения. Он указывает, что существующее религиозное образование должно быть реформировано. Правда, при этом не сообщает о том, кто и в соответствии с какими нормами будет проводить реформы в данной области, а также какие сроки приемлемы, с его точки зрения, для осуществления подобной задачи. Говоря об образовании в религиозной сфере, аль-Ахдар поясняет лишь, что "учащийся должен изучать религию с помощью современных наук: сравнительной истории религий, социологии религий, психологии, религиозной антропологии, исследований священных текстов и философии с тем, чтобы развить навык критического мышления в последующих поколениях"10. В качестве примера он приводит систему обучения в тунисском университете аз-Зейтун11, где "студенты на протяжении четырех лет обучения изучают исламскую и современную философию. Те, кто изучает естественные науки, включая медицину, также проходят курс по современной философии"12.

Аль-Афиф аль-Ахдар убежден в том, что подобное реформированное религиозное образование, способное "оказать сопротивление" фанатизму, терроризму и религиозной нетерпимости, является наиболее оптимальным и даже обязательным для государств арабо-мусульманского мира.

При исследовании проблемы секуляризации в государствах данного региона практически всегда сталкиваешься с вопросом, поставленным в той или иной форме различными сторонами, участвующими в дискуссии на данную тему. А именно: "Равнозначно ли принятие секуляризации отходу от ислама?" Аль-Ахдар поясняет, что отход может произойти только по вине автократии и теократии, существующих в мусульманском мире. В то же время обращение к секуляризации означает следование другим элементам, присущим исламу. Под этими элементами автор подразумевает учение муатазилитов и философские школы суфиев и друзов.

Поднимая мусульманское наследие, аль-Ахдар указывает на то, что в нем уже имеются примеры отделения религиозного от светского начал. При этом автор обращается к временам правления праведных халифов, когда было распределение ролей между клерикалами, которые отвечали за религиозные вопросы жизни мусульманского общества, и халифами, занимавшимися мирскими делами. Это распределение не имеет места в ваххабизме, в котором не признается отделение религии от политики, а также в политическом исламе, представителями которого можно назвать организацию "Братья-мусульмане" и их приверженцев.

Аль-Ахдар считает, что активная негативная позиция исламистов в отношении секуляризации основывается на том, что "секуляризация является частью политической модернизации, т.е. того, что, по их мнению, угрожает существованию основ их воззрений"13. Оценивая реалии современной политической ситуации в странах арабского мира, аль-Ахдар полагает, что в ближайшее время "некоторые страны не способны стать светскими. Судя по всему, они не избегут в своем развитии джихадистского и фундаменталистского этапов"14.

По мнению аль-Афифа аль-Ахдара, в будущем секуляризация позволит мирно сосуществовать всем составным частям арабского мира: "Развитие государства в соответствии с принципами секуляризации создает основы для благоприятной общественной жизни как на национальном, так и на глобальном уровнях"15.

Только в мусульманском мире существуют государства, жизнь которых регулируется Божьим законом – шариатом. По мнению многих арабских интеллектуалов, одной из проблем современного арабского мира является исполнение некоторых норм шариата. Речь идет об избиении камнями обвиненного (-ой) в супружеской неверности, отрубании руки у обвиненного в воровстве, убийстве обвиненного в отступничестве и т.п. Подобные меры наказания подозреваемых и обвиненных в определенных видах преступлений вызывают протест среди приверженцев других религий, а также светских мусульман. Аль-Ахдар призывает арабскую интеллигенцию обратиться к международному сообществу, ООН, международным средствам массовой информации с призывом осудить систему телесных наказаний, существующую в странах арабского мира. Надо отметить, что с этим призывом аль-Ахдар обращался еще в 2001 г. в своем интервью телеканалу "Аль-Джазира". После этого его работа в арабоязычной газете "Аль-Хайят" была приостановлена. Аль-Ахдар утверждает, что это произошло в результате прямого приказания владельца газеты Амира Халеда бен Султана.

В своих работах Аль-Ахдар задает наиболее острые вопросы развития современного арабского общества: "Где проходит линия разделения между приверженцем какой-либо религии и гражданином? Как достичь такого понимания гражданства, которое подразумевает лишь приверженность Родине, а не какой-либо доминирующей религии? Как можно добиться того, чтобы в арабо-мусульманских странах дела рассматривались в соответствии с гражданским и международным правом?"16 По его мнению, одним из путей решения проблем является установление светского характера государства, вмешивающегося только тогда, когда действия отдельных индивидуумов или групп лиц в соответствии с их религиозными убеждениями нарушают законы, установленные обществом.

Также необходимо преодолеть безапелляционность воззрения, что ислам – единственная истинная религия в мире. Именно такая позиция, по мнению аль-Ахдара и других исследователей проблемы, порождает неистребимость исламского терроризма и мешает большому числу мусульман, живущих на Западе, принять и усвоить традиции и нормы светского общества. В современном мире ведение межрелигиозного диалога является требованием времени и одной из приоритетных задач для любой конфессии. Ее осуществлению, преодолению религиозной нетерпимости к представителям иных вероисповеданий могут помочь различные научно-практические конференции, теле- и радио- просветительские программы, публикации в СМИ, переводы научных трудов, посвященных истории и развитию других мировых религий – таких, как христианство и иудаизм.

К главным целям секуляризации в арабском мире на современном этапе можно отнести: установление института гражданского общества, при котором женщины и немусульмане получат возможность быть избранными в органы власти. Для того, чтобы процесс не был негативно и болезненно воспринят, это право вначале может быть символическим, а лишь затем приобрести статус фактического права. Второй целью является признание права всех граждан на свободу вероисповедания и свободу совести. Под последней аль-Афиф аль-Ахдар понимает свободу исповедовать какую-либо религию или не исповедовать ее вовсе.

Говоря о секуляризации в странах арабского Востока, нельзя не отметить, что сегодня в ряде этих стран отмечается заметный рост влияния религиозного фактора на жизнь общества. Резкая политическая и религиозная дифференциация не создает здесь гармонии, которая так необходима для решения наиболее актуальных задач современности. И хотя уже есть некоторые подвижки в данном направлении (к примеру, участие женщин в муниципальных выборах в Саудовской Аравии), в настоящее время проблема секуляризации в странах арабо-мусульманского мира является больше предметом исследований арабских и западных интеллектуалов, нежели частью программ общественно-политических партий и движений, способных влиять на положение в регионе. Тем не менее есть надежда, что со временем определенные реалии секуляризации станут неотъемлемой чертой жизни общества на арабском Востоке.

арабский мир секуляризация религия


Литература

1. Джавад Булос. Светское сознание и Средний Восток в свете истории // Секуляризация. Бейрут: Каслик, 1978, с. 78.

2. Омар Маскауи. Отношение к вопросам светского сознания в исламе // Аль-Гадир. Бейрут, 1991, № 6, с. 36.

3. Аль-Джабри М.А. К пересмотру проблем современной арабской мысли // Аль-Марказ ас-сакафий аль-арабий, Дар аль-Байда. Бейрут, 1992, с.114.

4. Кемаль Абд-Латиф. Истолкование и анализ: к уяснению философских корней арабской политической мысли // Аль-Марказ ас-сакафий аль-арабий. Рабат-Бейрут, 1978, с.79.

5. http://www.metransparent.com/texts/lafif_lakhdar_secularism_key_to_full_citizenship.htm