Смекни!
smekni.com

Комплексный анализ исламского экстремизма (стр. 3 из 3)

На уровень активности исламских экстремистов оказывают большое влияние внешние факторы. Безусловно, что исламская революция в Иране, то есть фактор Р.Хомейни, оказал стабилизирующее влияние на исламистов в большинстве мусульманских стран. Известно, что иранское руководство создало целую сеть исламских экстремистских группировок типа «Партии Аллаха», «Исламского Джихада», которые стали одним из главных средств реализации политики экспорта исламской революции на государственном уровне. Однако ирано–иракская война резко ограничила возможности Исламской Республики Иран по экспорту исламской революции в соседние страны. Тупик в мирном ближневосточном процессе также остается одним из важных стимулов к активизации исламистов, поскольку исламистская критика властей за неспособность победить «маленький» Израиль в пяти арабо–израильских войнах по–прежнему популярна среди рядовых мусульман. В этой связи произраильская позиция США и в тоже время сотрудничество американцев с арабскими правителями воспринимаются крайне болезненно. Имеет широкое распространение мысль о том, что США умышленно, в интересах Израиля снижают военные возможности арабов. Более того, нередко исламисты считают, что враждебные им режимы удерживают власть лишь благодаря США, и что именно в этом главное препятствие на пути захвата власти экстремистами.

Отчасти враждебное отношение ко всему иностранному, своего рода антифоринизм, обусловлено болезненным восприятием экономического и культурного влияния Запада. Главная и самая серьезная проблема здесь коренится в устойчивом мнении (близком к практической действительности), что модернизация создает блага лишь для узкой прослойки чиновничьей и торговой элиты, в то время как подавляющее большинство мусульман испытывает постоянное ухудшение своего социально–экономического положения и часто напрямую связывает свою бедность с вредным воздействием Запада и разрушением исламских традиций.

Процесс и результаты эволюции исламского экстремизма во многом зависят от качества интеллектуального и политического руководства исламистских группировок. В этом плане исламисты нередко испытывают серьезные трудности, им не хватает компетентного руководства. За последние десятилетия многие видные лидеры исламистов были арестованы, казнены или погибли в борьбе с властями: Х. Аль–Банна, С. Кутб, С. Сария, Ш. Мустафа (Египет), Дж.Отейба (Саудовская Аравия), М. Хадид (Сирия), Б. Садр (Ирак) и другие. Однако уже в ближайшие годы в недрах непрерывно образующихся подпольных исламистских группировок может сформироваться новое поколение руководителей с незаурядными лидерскими качествами.

Руководство «Братьев–мусульман» в Египте и других мусульманских странах в основном представлено людьми пожилыми, прошедшими через неоднократные аресты и тюремные заключения, они обладают уникальным опытом политической борьбы. Исламистская молодежь может вновь возродить «братство», которое в пике своей активности насчитывало лишь в одном Египте сотни тысяч членов. В настоящее время «Братья–мусульмане» пребывают в несколько аморфном состоянии и предпочитают легальные формы оппозиционной деятельности, однако при этом экстремизм их взглядов остается неизменным.

В целом «Братья–мусульмане» избегают преждевременной конфронтации с властями. В действительности же это мощное исламистское движение тщательно и последовательно готовится к политической борьбе, упорно уклоняясь от плохо подготовленных авантюр с захватом власти, как это было в Сирии в 1980–82 гг. В крупных исламистских группировках прослеживается тенденция к исламизации существующих структур власти путем ненасильственных действий, переходя от одной стадии к другой, как бы изнутри общества. В тоже время постоянно существует большая вероятность того, что насильственные действия какой–либо небольшой экстремистской группировки могут спровоцировать власти на широкомасштабные репрессии, которые затронут и умеренное крыло «Братьев–мусульман», как это имело место в Египте 1981 г. перед убийством А. Садата. Существенно и то, что небольшие экстремистские группировки, так или иначе имеют связи с «Братьями–мусульманами». При оперативной разработке экстремистских структур очень сложно удержаться в рамках деления экстремистов на пассивных и активных. В результате, репрессии почти неизбежно, как свидетельствует опыт, затрагивают огромную массу пассивно симпатизирующих экстремистам. Иными словами, вновь на арену политической жизни в мусульманских странах могут выйти исламистские структуры, даже не подготовив условий по причине спонтанных террористических антиправительственных действий со стороны небольшой и малоизвестной экстремистской группы. А это может «высечь искру» мощных антиправительственных волнений. Что особенно опасно в условиях затяжных военных конфликтов, угли и вспышки которых десятилетиями расцвечивают политическую карту исламского мира.

Вышесказанное позволяет сформулировать ряд общих аспектов, которые могут быть положены в основу комплексного исторического исследования исламского экстремизма. А именно:

– исламский экстремизм представляет собой крайнюю форму исламского фундаментализма, обладающего определенной исторической повторяемостью, но далеко не всегда и необязательно проявляющегося в острых и агрессивных формах;

– социальной базой исламского экстремизма, его периодических всплесков являются различные крупные потрясения и социальные кризисы, при этом, как правило, исламизм выступает как следствие этих процессов, а затем уже как фактор дальнейшего развития ситуации;

– исламский экстремизм обладает социальной базой регенерации и носит транснациональный характер, однако обладая в целом единой идеологией, политическая практика исламского экстремизма прежде всего определяется конкретными условиями деятельности тех или иных исламистских структур;

– конкретные вспышки исламского экстремизма, как правило, имеют внутренние, местные причины, образующие локальную кризисную среду. В тоже время эскалация политической и вооруженной активности зачастую обусловлена воздействием внешних условий и факторов.

ислам экстремизм терроризм международный


Литература

1. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70–х – начало 80–х годов ХХ в.). – М.: Наука.главная редакция восточной литературы издательства, 1986. – Сс. 1З–14, Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – Сс. 126–130.

2. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – С. 8–9; Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). – М.: Наука, 1988. – Сс. 9–10.

З. Dеkmеjiаn R.H. «The Anatomy of Islamie Revival: Legitimacy crisis, Ethic conflict and the search for islamie Alternatives», Middle East journal 34. – Nо. 1. Wintеr 1980. – Сс. 1–3.

4. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1979. – С. 1552; Тепер Е.М. Терроризм – орудие империализма. Беседы о книгах / Под ред. В.В.Чубинского. – М.: Книга, 1983. – С. 2.

5. Атеистический словарь / Абдусамедов А.И. и др. – М.: Политиздат, 1983. – С. 545.

6. Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А.В. и др. – М.: Политиздат, 1988. – С. 157–158.

7. Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А.В.... . – С. 157.

8. Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А.В.... . – С. 157.

9. Коровиков А.В. Указ.соч. – С. 8; Тегин Ю.Л., Филоник А.О. Исламский экстремизм в Египте (70–е годы). В кн. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. – М.: Наука, 1985. – Сс. 4, 191–207.

10. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге ХХI века. – М.: Политиздат, 1989. – С. 4–8; 40; Сычев В.Ф. США и мусульманский мир / Использование «исламского фактора» в империалистической политике Вашингтона на Востоке. – Душанбе: Ирфон, 1989. – Сс. 9–74.

11. ТhеSосiоlоgiсаlQuаrtеrlу. – Vol. 25. – Sрring 1984, – Pp. 223–224; MiddlеЕеstjоurnаl 34. – No. 1 (Wintеr 1980). – Сс. 1–З.

12. Каддафи М. Зеленая книга. В трех частях (Власть народа; Экономика; Социальный аспект третьей мировой теории). Триполи, Б.Г. (На араб.яз.). Серия книг «Зеленое наступление» по пропаганде «третьей мировой теории» М.Каддафи, Триполи. – 1981.

13. Борисов А.Б. роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (ХХ век). – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – Сс. 157–158.

14. ТhеАPS diрlоmаt. Rеdrаwingthеislamicmар. ТhеТhirdislamiс Sоlutiоn. julу 1987. – Vol. 14. – Nо. 1. SP. 4–5.