Смекни!
smekni.com

Комплексный анализ исламского экстремизма (стр. 1 из 3)

Реферат: Комплексный анализ исламского экстремизма

На протяжении последних веков исламский мир подвергался воздействию значительных внутренних и внешних кризисных явлений. По сложившейся исторической традиции мусульманское общество в ответ на переживаемые кризисные периоды вырабатывало свою линию действий – возврат к первоосновам ислама.

В 70–80–е годы нашего века на исходе ХIV столетия со дня зарождения исламской религии обращение к исламским корням способствовало возникновению мощного динамичного и широко распространенного движения политизированного ислама, имеющего глобальное политическое, экономическое и военно–стратегическое значение. Процесс усиления политической активности ислама сопровождался идейной и политической дифференциацией среди мусульман и представляющих их политических сил. Появилось трудно определяемое, но реально существующее, понятие «исламский фактор», в рамках которого особое значение приобрели многообразные крайние формы проявления воинствующего ислама – от политического экстремизма до вооруженного насилия и терроризма.

Экстремизм с исламских позиций наблюдался в ходе антишахской революции в Иране, при захвате Большой мечети в Мекке и волнениях в Саудовской Аравии, антиправительственных мятежах в Сирии и Ираке, при покушении на египетского президента А. Садата, в беспорядках и столкновениях с правоохранительными органами в большинстве мусульманских стран. Почти во всех случаях вспышки исламского экстремизма создавали серьезную угрозу для национальной безопасности этих государств. Особую опасность представляет исламский экстремизм для региональной и международной безопасности. Практически все внутренние и региональные вооруженные конфликты на Ближнем и Среднем Востоке после второй мировой войны в той или иной степени сопровождались всплесками исламского экстремизма. Сегодня становится ясно, что исламский экстремизм не только стимулирует масштабы и интенсивность вооруженного насилия, но и крайне затрудняет разблокирование конфликтов и их политическое урегулирование.

Другой особенностью современности стало смыкание исламского экстремизма с международным терроризмом, незаконной торговлей оружием и наркобизнесом. Такие названия и понятия, как «Исламский Джихад», «Хезболлах», экспорт исламской революции стали уже нарицательными именами. Захваты иностранных заложников, террористические акты за пределами мусульманского мира и попытки исламских экстремистских кругов приобрести оружие массового поражения в той или иной форме или виде стали хроническим и кошмарным наваждением для мировой общественности. В последнее десятилетие исламский экстремизм во все более возрастающих масштабах затрагивает интересы национальной безопасности и нашей страны.

Современный исламский экстремизм в воинствующей и пассивной формах представляет собой весьма сложное историческое социально–политическое явление, обладающее рядом характерных черт, таких как:

– широта распространения, почти везде, где есть сколь–нибудь значимые общины мусульман, независимо от их численности, политических ориентаций, экономических условий и культурных традиций, наблюдается волнообразный процесс усиления исламской политической активности. И хотя питательная среда и база исламского экстремизма – промежуточные социальные слои и группы населения, заметно, что этот процесс затрагивает и высшие слои общества, проявляясь в демонстративной приверженности к исламскому образу жизни;

– полицентризм и неоднородность, исламские политические движения не располагают единым руководящим или организационным центром, как правило, даже на уровне отдельных стран. Более того, имеет место соперничество, а нередко и противоборство между соперничающими исламскими экстремистскими структурами различных уровней;

– транснациональный характер, как правило, обращение к исламским корням является ответной реакцией на конкретный локальный кризис или кризисные явления в различной национальной среде. Однако, несмотря на всю очевидную специфику конкретных кризисов, они обладают явным сходством, а посему развивающиеся в их условиях исламские политические движения, не признающие национальных границ, могут быть классифицированы как транснациональный феномен;

– устойчивость, исламский экстремизм обладает поразительной жизнеспособностью в течение всей политической истории ислама, а точнее определенной исторической повторяемостью. Исламизм как бы окрашивает соответствующие кризисные социально–политические процессы и является своеобразной формой их исторической эволюции, обладая высоким потенциалом адаптации, легко приспосабливается к различным социально–политическим условиям.

Процесс исламского возрождения трактуется широко и по–разному: возрождение, пуританизм, фундаментализм, экстремизм, сектантство, фанатизм, исламизм и так далее. Безусловно, все эти термины как–то характеризуют рассматриваемый нами процесс. Это также свидетельствует о сложности и многогранности этого явления. А как сами последователи воинствующего ислама называют себя?

Исламский фундаментализм по–арабски звучит как «усулияисламия» и означает буквально исламские основы, корни и, по–видимому, ближе всего к данному явлению. Это явление подразумевает возврат к первоосновам веры, определение оснований исламской общины («исламской уммы») и исламской законодательной базы государственного правления («шаръийя аль–хукм») на основе шариата. Большинство фундаменталистов обычно называют себя «исламистами» или по–арабски «исламиюн». Власти же называют их, как правило, «фанатиками», «экстремистами», имея в виду исламских радикалов, склонных к использованию насилия. Исламисты считают себя «истинно верующими», отличающимися от остальных мусульман. Зачастую это отличие имеет агрессивную направленность и касается не только немусульман, но и мусульман. Иными словами, всех, кто не разделяет их убеждений, исламисты рассматривают в качестве законных объектов воздействия, которое может варьироваться в весьма широком диапазоне.

Проблема разработки понятийного аппарата такой категории, как исламский экстремизм, является актуальной для многих отечественных и зарубежных исследователей, как с точки зрения классификации современных идейно–политических течений в исламе, так и в плане поиска наиболее удачных определений для таких явлений, как экстремизм и терроризм. В специальной справочной литературе используемые в нашей работе базовые понятия трактуются следующим образом:

– «Экстремизм» – (от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике);

– «Экстремист – человек, придерживающийся крайних мер и действий». В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на кажущуюся простоту дефиниции экстремизма, явление это крайне сложное. К примеру, в 30 из 55 томов Полного собрания сочинений В.И. Ленина так или иначе рассматриваются проблемы политического экстремизма и терроризма;

– «Экстремизм религиозный» – идеология и деятельность крайне фанатичных элементов в религиозных организациях». В качестве примера названы протестантские «ультра» в Ольстере (Сев.Ирландия) и «Братья–мусульмане» на Ближнем и Среднем Востоке;

– «Мусульманский экстремизм» – применение крайних методов в идеологии, политической и общественной практике ряда мусульманских организаций, выходящих, как правило, за рамки существующего в тех или иных странах законодательства и несущих угрозу общественной безопасности». Отмечается, что применение экстремистских методов в средние века практиковали исмаилиты–низариты и некоторые другие течения в исламе.

Экстремизм характерен для целого ряда мусульманских организаций, прежде всего составляющих правое крыло движения «Братья – мусульмане» и других близких к нему по своим воззрениям. Как указано в словаре по исламу, в идейном отношении мусульманский экстремизм нередко смыкается с фундаментализмом, на основе которого, как правило, базируются воззрения экстремистских организаций и общин.

«Мусульманский фундаментализм» – термин, заимствованный из христианства, которым обозначают совокупность течений мусульманской общественной мысли, направленных на укрепление веры в фундаментальные источники ислама, неукоснительное выполнение предписаний Корана и шариата, введение традиционных мусульманских установлений в качестве обязательных норм современной жизни». Отражением мусульманского фундаментализма в политической практике является политика исламизации, проводимая рядом мусульманских государств. На неправительственном уровне мусульманский фундаментализм представлен многочисленными религиозно–политическими организациями, в основном близкими «Братьям–мусульманам» или связанными с исламским режимом в Иране. Для идеологии и политической практики многих фундаменталистских организаций характерен экстремистский подход вплоть до применения методов террора (правое крыло «Братьев–мусульман», некоторые шиитские организации и др.). Автор разделяет точку зрения о том, что современный исламский экстремизм является направлением в рамках исламизма, а последний, в свою очередь, представляет одно из основных течений в сегодняшнем исламе. Поэтому в предлагаемом исследовании в качестве синонимов понятия исламский экстремизм будут использоваться такие термины, как исламизм и фундаментализм. Что же касается получившего в последние десятилетия распространение как в российской, так и зарубежной литературе термина исламский терроризм, то нам представляется, что здесь имеет место излишняя политизация отдельных, хотя и важных, сторон исламского экстремизма. Ведь не секрет, что исламский экстремизм нередко становится предметом недопонимания, заведомых искажений и спекуляций. Нашей задачей является достижение сбалансированного и взвешенного представления об исламском экстремизме. Комплексное историческое исследование исламского экстремизма создает базу для прогнозирования этого феномена в будущем. В методологическом плане исследование исламского экстремизма основано на ряде исходных положений: