Смекни!
smekni.com

Типология основных партий и партийных групп Израиля (стр. 2 из 5)

Существует также весьма условное деление израильских партий по этническому признаку. Это партии, защищающие права определенных групп израильского населения. К ним в первую очередь относятся «русские» партии – Исраэль ба-алия (лидер Н.Щаранский, в кнессете 5-го созыва имеет 6 мест) и Наш дом Израиль (А.Либерман, 4 места). Существовали также партии, ориентированные на евреев восточного происхождения – сефардскую часть израильского общества. С некоторыми оговорками, к ним можно отнести партию израильтян марокканского происхождения Гешер (Д.Леви), которая на выборах 1996 года вошла в избирательный список Ликуда, а накануне выборов 1999 года объединилась с Аводой в список Единый Израиль.

Традиционно у «рабочих» партий МАПАЙ-Авода и МАПАМ сохраняется имидж ашкеназийских партий, т.е. состоящих и отражающих в основном интересы израильтян – выходцев из западных стран. Это обстоятельство обычно сопровождается характеристикой партии как более интеллектуальной, теоретичной и, как правило, «более левой». Ликуд же в течение многих лет считалась парией, где очень велико влияние сефардской части израильского общества – т.е. выходцев из стран Востока и Северной Африки. В последние годы большая часть «восточных» избирателей Ликуда отошла к религиозной сефардской партии ШАС и Ликуд становится все более ашкеназийским.

Следует выделить также арабские партии, которые возникли на почве роста национального самосознания ущемленной в правах арабской общины. На такой почве возникли в Израиле арабские партии, партии. В результате последних парламентских выборов в кнессет прошли Единый арабский список – 5 мест (А. Дерауше), Хадаш (М. Баракей, 3 места) и Балад (А. Бишара, 2 места). Социальная база этих партий крайне неоднородна. От того, представители каких групп населения играют решающую роль в партийном руководстве, зависит социально-политическая ориентация партии. В целом все арабские партии выступают за «защиту прав палестинского населения в Израиле» (из программы Арабской демократической партии от 1996 года), за повышение его социального статуса в израильском обществе, а также за привлечение арабских граждан Израиля к процессу принятия решений в стране.

2. Примененное выше деление политических партий на группы и типы по их месту в партийной и политической системах общества – «горизонтальная» типология – не является исчерпывающим. Существенные различия в подходах партий к идеологии и разнообразным аспектам деятельности государства отмечаются не только между основными группами партий – по «горизонтали», но и внутри этих групп – по «вертикали».

Современная партийная система в условиях демократии обычно допускает существование и деятельность в легальных рамках и крайне фланговых политических сил – «ультралевых» – на одном крыле, и неофашистских – на другом. Западная политология базируется на выделении политических сил, доминирующих в конкретном обществе, и классифицирует их в соответствии с традицией, характерной для школы политической мысли и основной системы политических ценностей данной страны. Традиционным для западных политологов является деление ведущих политических сил на «либералов» и «консерваторов», «демократов» и «республиканцев» (американская традиция), «социал-демократов» и т.д. Такое деление является устойчивым и не изменяется на протяжении длительных периодов времени.

«Вертикальные» – в основном социально-идеологические характеристики, особенно применимы к социально ориентированным партиям. Они были основательно разработаны марксисткой политической, социалистической и либеральными школами. Школа социально-экономического подхода к определению типа партий восходит к временам «либеральной эры», когда большинство исследований о партиях стало в основном базироваться на изучении партийных программ. Либеральная традиция впервые ввела понятие о партии как о идеологическом организме и центральную роль отводила партийным доктринам5.

Суть марксистского подхода состоит в выявлении того, кому выгодна политика данной партии, интересы какого класса, каких слоев населения она отражает в идеологии и программе, как партия поступает при решении политических вопросов, затрагивающих жизненные интересы общества. Марксистская концепция, определяющая партии с позиции классового принципа, внесла в традиционный буржуазный подход новые элементы: при классификации партий начали исследоваться их социальная база, классовый состав, жизненный уровень членов партии, отношение партии к вопросам собственности и прочее.

Близкой к марксисткой классификации является широко применяемое и многими западными теоретиками социализма, а также учеными-немарксистами, представителями политических сил левой ориентации, выделение типов партий по характеру их политической идеологии и социальной ориентации.

Как уже отмечалось, многообразие израильских партий отражает все основные политические движения и тенденции, существующие в демократических странах Запада. Однако идейно-политическое разнообразие израильских партий не является зеркальным отражением основных политических течений мира. Израильские политологи, как правило, не прибегают к западной типологической терминологии. Они предпочитают определять партии применительно к понятиям «левые», «правые» и «центр». Подробный анализ идейных установок и программы израильских партий невозможен в рамках данной статьи, но здесь важно подчеркнуть возможности этого подхода к определению типа политических партий.

Основные аспекты идейно-политической базы партий находят отражение в партийных документах – уставе партии, программе, предвыборных платформах и прочих документах. При анализе вышеперечисленных источников выясняется, какие идейно-политические вопросы поставлены партией во главу угла и относятся к приоритетным.

При всем многообразии партийных документов и предвыборных программ израильских партий, анализируя их можно попытаться определить позиции различных партий по следующим наиболее актуальным в израильском обществе вопросам: 1. Оценка политической ситуации в обществе. 2. Предложения в области экономических преобразований. 3. Социальные программы – пути решения социальных проблем. 4. Отношение к проблемам урегулирования арабо-израильского конфликта и пути этого урегулирования.

По данным параметрам можно определить место той или иной партии в политической структуре израильского общества – в рамках сложившихся политических лагерей, что в совокупности израильскими политологами обозначается как «лево-правый политический континуум» Израиля8. Традиционно «лево-правый континуум» отражает, прежде всего, социально экономические определения, где идеи равенства в социально-экономическом и классовом аспекте противопоставлялись неравенству; правительственное регулирование и государственная собственность – частному предпринимательству и т.д.9 Деление на «левых», «правых» и «центр» является весьма условным и в значительной мере отражает расстановку политических сил в данный исторический период. Оно является подвижным, ибо в зависимости от политической ситуации понятие «центра» может смещаться и считавшиеся раннее центристские партии могут становиться более левыми, объединяться с левыми и правыми партиями, а «правые» – входить в центристские и правоцентристские блоки и так далее. Характерно, что для политизированного и идеологизированного общественного сознания в Израиле деление на «левых» и «правых» до сих пор весьма популярно. Исторические условия складывания партийной системы Израиля диктовали важность идейного компонента у всех партий. В этом смысле все израильские партии были «идеологическими». Израильский политический словарь до сих пор изобилует всяческими «измами» и определениями типа фашизм, социализм, ревизионизм и т.д.

В первые десятилетия существования государства существовало четкое деление партий на политические лагеря с точки зрения их различий в социально-политических доктринах, их отношения к социальной действительности. Следует подчеркнуть, что Государство Израиль – демократическая республика, где приняты концепции демократии, народовластия. Именно поэтому в Израиле так сильны социалистические партии. В современном мире социалистических партий насчитывается более 15010. Около 80 из них объединены в Социалистический интернационал (1951 г.). Более 30 его партий являются в настоящее время правящими. Не исключение и Израиль. Это государство в настоящее время возглавляет партия «Единый Израиль», ядром которой является старейшая социалистическая Партия труда Израиля – Авода, член Социалистического интернационала.

К «левому» лагерю в Израиле традиционно относят Аводу и партии, стоящие «левее» нее. Второй – «национальный» или «правый» лагерь, опирающийся на Ликуд. К крайне «левым» партиям причисляли Компартию, которая является наиболее непримиримым противником существующей идеологии сионизма и государственной политики сионистских партий. Доминировавшими в этом лагере были и есть социалистические или «рабочие» партии, нацеленные на постепенные и последовательные реформы в обществе. К такому типу относятся все израильские «рабочие» партии, которые традиционная марксистская типология относит к социал-реформистским партиям. К этому же «лагерю» кроме МАПАЙ-Авода принадлежала возникшая в 1965 году партия Рафи. «Левее» МАПАЙ располагались партии Ахдут Гаавода и МАПАМ. В 1969 году все эти партии объединились в коалицию – Маарах. В «левый», победивший на выборах 1999 года лагерь, в настоящее время кроме Аводы относят «МЕРЕЦ – демократический Израиль» – крупнейшее объединение левых сионистских партий МАПАМ, РАЦ и Шинуй (возник в 1992 году). По результатам выборов 1999 года оно имеет 10 депутатских мест. В него в настоящее время входит также партия «Один народ» (возникла накануне выборов, ее основатель бывший член руководства Аводы А. Перец).