Свой потенциал классический либерализм исчерпал в 1930-х гг. Разразившейся великий кризис стимулировал утверждение принципа государственного вмешательства в экономику.
В целом усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме — «неолиберализме», или социальном либерализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашается справедливость, а достоинством правительства - ориентация на моральные принципы и ценности. Неолиберализм более терпимо относится к государственному вмешательству в экономику. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедур принятия управленческих решений.
Если ранее демократизм политической жизни определялся преимущественно принципом правления большинства, то неолиберализм выдвинул требование отдать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществлении государственной власти. В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков), традиционное отношение к морали как к частному делу человека ограничивает электоральную базу этих представлений в современных условиях. Наряду с этим именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, стали ориентирами для неоконсерваторов и христианских демократов и даже для социал-демократов
2.2 Консерватизм
Консерватизм (от лат. conservare — охранять, сохранять) — идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.
Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения — вопрос о том, почему английская Э. Берк революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская — выродилась в неслыханную тиранию. Другими видными представителями консерватизма выступают католические богословы Ж. де Местр («Исследование Франции», «Заметки о суверенитете», «О происхождении политических конституций»), Луи де Бональд («Теория политической и религиозной власти») и швейцарский политический деятель и писатель Э. Галлер.
Общие положения, разделявшиеся представителями этого направления в течение XVIII-XIX вв., следующие.
1. Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос (Ж. де Местр: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной»).
2. Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишком сложны и запутанны — и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны; совершенствование же человека может постепенно осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов (Ж. де Местр: «Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий»).
3. Не общество является продуктом деятельности человека, но человек — продуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройки (Л. де Рональд: «Человек существует только посредством общества, и общество творит его для себя»).
4. У консервативных мыслителей, так или иначе, присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Например, у В. Соловьева в качестве такого жизненного начала выступала София — Душа мира, Премудрость Божия.
Предполагалось, что попытка человека вмешаться в естественный эволюционный и органический процесс развития общества может принести только вред (ибо общество — это организм, и его нельзя перестраивать, как машину). Поэтому любые перемены могут быть только частичными и постепенными.
5. Предрассудки и традиции («скрытый коллективный разум», «вековая мудрость народа») имеют преимущество перед отвлеченным философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека («разумом софистов и экономистов»), поскольку подкрепляются опытом поколений и естественно дополняют законы (Ривароль: «Каковы бы ни были суждения или предрассудки, они хороши, поскольку они устойчивы. И поэтому так хорошо дополняют законы»).
6. Права человека — это абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов (т. е. «историческое право»), и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому (органицизм).
7. Законы и конституции по-настоящему эффективны, если опираются на моральные и религиозные нормы (Э. Берк: «Мы знаем, что не сделали никаких открытий, и думаем, что нет никакой необходимости в каких-либо открытиях в морали») и имеют неписаный характер (Ж. де Местр: «Существует немало законов, которым нужно следовать, но которые не нужно записывать»).
8. Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существующих в этой сфере проблем — что опять же подчеркивает важность опоры на опыт и традицию (Ж. де Местр указывает, что «опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям»; Э. Берк признает, что «разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков общим банком и капиталом народов»).
9. Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция — человеком.
Политический консерватизм стал реакцией на чрезмерный радикализм Великой французской революции. И если многие его идеи (органицизм, культ неограниченной монархической власти и клерикализм, неприкосновенность сословных привилегий) были отвергнуты последующим развитием политической мысли, то другие (необходимость уважения к государству и нормам традиционной морали, допущение лишь постепенных и эволюционных изменений общества, критика уравнительной психологии и чрезмерного индивидуализма) нашли свое продолжение в идеологии неоконсерватизма (или либерального консерватизма), ключевыми разработчиками которой стали А. де Токвиль, Р. Актон, Ф. Хайек, К. Поппер, И. Кристол и др.
Сегодня сторонники идеологии консерватизма видят его преимущество в том, что, сохраняя свое идейно-ценностное ядро и принимая различные модификации (либеральный консерватизм, религиозный консерватизм, элитарный консерватизм), он способен интегрировать в себя новые идеи (социальные, технологические и т. д.) и дать ответы на основные вызовы современности:
• ответ на вызов глобального хаоса — через укрепление национальных государств и национально-религиозных традиций, что обеспечит миру подлинную геополитическую многополярность и межцивилизационный диалог;
• ответ на вызов социальной автономии — через укрепление традиционных моральных и религиозных ценностей общества;
• ответ на проблему социальной атомизации — через консолидацию общества на основе общих духовных и нравственных ценностей;
• ответ на проблему политического отчуждения — через создание принципиально новой модели отношений элиты и общества, построенных на принципах служения и ответственности;
• ответ на проблему глобального дефицита ресурсов — через пропаганду идеи индивидуального самоограничения ради удовлетворения духовных потребностей, а также создание более экологичной и социально ориентированной модели экономики.
И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Великобритании), круг приверженцев этой идеологии все больше расширяется в современном мире. Причина здесь в том, что неоконсерватизм дал людям ясную формулу взаимоотношений социально ответственного индивида и политически стабильного государства. Сегодня консерватизм сохраняет и приумножает свое влияние уже не как политическая доктрина, а как интеллектуальное течение.
Принципы и установки консерватизма:
1) преклонение перед традициями и историческим прошлым;
2) государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать мудрость нации;
3) оправдание решительных мер в защиту консервативных ценностей;
4) сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не синхронно;
5) критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему поступать плохо.
Неоконсерватизм — политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития.