Содержание
Введение
1.Основные понятия политической идеологии
1.1 Уровни политической идеологии
1.2 Структура и функции идеологии
2. Типы политических идеологий
2.1 Либерализм
2.2 Консерватизм
2.3.Социал-демократическая идеология
Заключение
Список литературы
Введение
ХХ век не случайно называют «веком идеологий». Никогда прежде в истории преобразовательные идеи и теории не оказывали такого огромного влияния на общественное сознание, прежде всего, в сфере политики, приучая воспринимать ее сквозь призму мыслительных стереотипов. Апогея эта тенденция достигла в тоталитарных диктатурах первой половины нашего столетия. Но следует иметь в виду, что тоталитаризм был порожден особенным идеологическим характером современной политики, который впервые проявился в период французской революции. Полтора столетия спустя человечество столкнулось с феноменом тоталитаризма, важнейшим отличительным признаком которого является такая степень идеологизации политики, когда сама идеология превращается в политическую религию по своему всеохватывающему проникновению и милленаристскому обоснованию.
Идеология является своеобразным духовным основанием политики. Своевременно сформулированные идеи, идеологические доктрины позволяют разрабатывать адекватные подходы к оценке социальных процессов, к определению текущих и перспективных целей политики.
Политика и идеология тесно связаны: политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах, идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы. В совокупности они выступают как созидательная сила, мобилизующая людей на реализацию поставленных целей.
1. Основные понятия политической идеологии
Политическая идеология, будучи выражением национальных, классовых, партийных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов, предлагает набор определенных целостных ориентиров.
Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Антуаном Дестют де Траси для обозначения учения об идеях. Со времени появления термина в науке сложилось множество взглядов на явление идеологии.
Во Франции при Наполеоне термин «идеология» приобрел негативный оттенок. «Идеологами» стали называть людей, проповедующих взгляды, оторванные от практических вопросов общественной жизни и реальной политики. Маркс и Энгельс считали, что идеология не отражает действительность адекватно. Они предложили несколько значений термина «идеология», среди которых можно выделить следующее: идеология как метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности. Действительность предстает в идеологии в искаженном, перевернутом виде, поэтому идеология оказывается иллюзорным или «ложным сознанием».
Политическая идеология затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию действия. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление; другие — выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации,
Обобщая сказанное, политическую идеологию можно определить как совокупность по преимуществу систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащую теоретическое (концептуальное) осмысление политической жизни и защищающую ее интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее.
Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Однако ее реальная роль в обществе зависит от того, какое воздействие она оказывает на состояние общественного сознания.
1.1 Уровни политической идеологии
идеология политическая учение
В политической идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.
Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т.е. стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами.
Программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Через политические программы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы невозможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата.
Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К.Мангейма, как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия. Сила той или иной идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках широких слоев населения.
Таким образом, политическая идеология, предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
1.2 Структура и функции идеологии
В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни:
1) Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);
2) Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;
3) Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий.
Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода "замкнутый круг" или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию - та, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге же сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности.
К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:
1) Ориентационную - идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;
2) Мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;
3) Интегративную - она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей;
4) Амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан;
5) Функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников, и т.д.
Известный исследователь проблем человеческого мышления К. Маннгейм, так же как и К. Маркс, понимал идеологию как «совокупность ложных представлений». Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам.
Наиболее важная, по его мнению, функция идеологии выражается в ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. По функциональному признаку Маннгейм выделил собственно идеологию и утопию. Идеология — это «коллективное бессознательное мышление определенных групп, которое скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его». Утопическое мышление характерно для социальных групп, заинтересованных в уничтожении и преобразовании существующего общества. Поэтому они невольно видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание. Такое мышление тоже «не способно правильно диагностировать действительное состояние общества... Их мышление никогда не бывает направлено на диагноз ситуации: оно может служить только руководством к действию».