Смекни!
smekni.com

Особенности имиджа политика в многонациональном регионе (на примере Красноярского края) (стр. 7 из 14)

Типизации связаны с идеализациями и известным «огрублением» жизненных ситуаций. Она включает в себя наборы клише, шаблонов, навыков, рецептов [53, с. 44]. Поэтому мы и берем за основу построения политического имиджа теорию идеальных типов макса Вебера. Конструирование идеальной модели имиджа или политической ситуации представляется нам инструментом анализа социальной реальности, в которой мы, специалисты по PublicRelations, работаем с построением имиджа нашего клиента.

На основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Идеальный тип есть «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Таким образом, идеальный тип извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема.

2. Типизации связаны с идеализациями и известным «огрублением» жизненных ситуаций. Они включают в себя наборы клише, шаблонов, навыков, рецептов

3. Идеальные типы служат инструментом понимания и интерпретации общественного мнения.

4. Имидж должен проецировать ту задачу, которая удовлетворяет социальным ожиданиям общества на данный момент.

5. Невербальный компонент является важной частью образа политика. Поэтому специалист по политическому PublicRelations должен научить своего клиента некотором методикам невербальной коммуникации, в том числе для того, чтобы сказанные им слова откладывались на подсознании людей.

6. Для того, чтобы со стороны электората политику было оказано доверие, необходимо строить его имидж на реальных личностных качествах, а не на придуманных, т.к. несуществующие качества, приписываемые кандидату, будут легко обнаружены избирателями и вызовут к нему недоверие, что повлечет за собой гибель его политической карьеры.


Глава 2. Особенности работы специалиста по политическому PublicRelations в многонациональном регионе

2.1 Национальные архетипы и их значимость при формировании имиджа

В задачу данного параграфа входит раскрытие значений архетипов для политического PublicRelations, а также анализ основных архетипических предпочтений электората.

Социодинамика культуры, ритмика которой определяется чередованием «левополушарного» и «правополушарного» типов массового сознания, феноменологически проявляется в разного рода идеологических системах. Последние на трансфизическом уровне выражаются в существовании определенных эгрегоров, которые, сформировавшись за счет мыслей и чувств своих приверженцев, играют затем самостоятельную роль [32, с. 119].

С позиций социологии важная особенность инструментальных информационных систем состоит в том, что они возникли на границах между народами и государствами. Иными словами, это были идеологии маргиналов. Если экспрессивные информационные системы передаются в семье детям с раннего возраста, то инструментарные – в основном через «посвященных» учителей. На место сигнальной наследственности, роднящей человека с животными, происходит обучение, немыслимое без записанного текста [33, с. 320].

Эти закономерности взаимодействия инструментарных и экспрессивных элементов проявляются и на социальном уровне. Например, социальным порокам – алкоголизму, курению, наркомании, азартным играм, преступности – больше подвержены мужчины, но у женщин они носят более губительный характер. Все профессии, виды спорта, хобби сначала осваивали мужчины, потом женщины. Об этом свидетельствует соотношение полов среди композиторов и исполнителей, режиссеров и актеров, среди вязальщиков в прошлые века и сейчас [30, с. 44].

Таким образом, в эволюционирующей социальной системе различия между признаками, присущими экспрессивным и инструментальным элементам, показывают направление социальных изменений. Так, различия в ценностных ориентациях и образе жизни мужчин и женщин являются важным индикатором направления эволюции данного социума [30, с. 44-45].

«Важную роль в социальной психике играют архетипы, которые К.Г. Юнг определяет как Анима и Анимус – женское начало в мужчине и мужское в женщине, - пишет профессор В.Г. Немировский. – Сформировавшееся представление об идеальном представителе другого пола накладывает глубокий отпечаток на всю дальнейшую судьбу человека» [28, с. 162].

У каждого человека неповторимая картина мира. Мы только делаем вид, что понимаем друг друга – в процессе общения каждый описывает часть своей картины мира, которая может разительно отличаться от картины собеседника.

Картины мира европейца и бушмена разительно отличаются. Это прекрасно обыграно в фильме «Наверное, боги сошли с ума». Грузовая машина воспринимается бушменом как диковинное крупное животное, которое быстро бегает. Наверняка туземец видит у машины лапы, голову, уши, хвост… [16, с. 24-25].

Если рассмотреть в архетипическом контексте мужские и женские образы, то можно рассмотреть выборный процесс, в частности избирательные кампании основных кандидатов, как процесс соревнования их архетипических образов.

Рассмотрим женские политические образы согласно олицетворяющим их архетипам, проявляющийся, на наш взгляд, в подсознательных ожиданиях избирателей. В 2003 году в Енисейском избирательном округе в качестве основных кандидатов, претендующих на место депутата Государственной Думы, предстали две женщины – Кармазина Р.В. и Сысоева Н.А. Таким образом, можно предположить, что в сознании избирателей в этот период активизировались архетипы и социальные стереотипы относительно этих кандидатов.

Что касается Кармазиной Р.В., то в ее политическую карьеру можно проследить следующим образом: первоначально она имеет статус депутата Законодательного Собрания Красноярского края, затем получает промежуточный статус кандидата в депутаты Государственной Думы, в результате победы на выборах обретает статус депутата Государственной Думы РФ четвертого созыва. Таким образом, ода должность гармонично сменяют другую.

Что касается кандидата в депутаты Сысоевой Н.А., у нее есть официальный статус и должность генерального директора Сибирского производственно-инвестиционного Центра «Капитал», плюс есть претензии на депутатскую должность, в результате чего происходит смысловое «нанизывание» одного статуса на другой. И если в ходе избирательной кампании Кармазиной Р.В. была продекларирована идея смены статуса при условии победы на выборах, то в избирательной кампании Сысоевой Н.А. подобная идея четко не прослеживалась. Подобное упущение можно характеризовать как одну из ошибок кампании кандидата. Поскольку архетипический процесс инициации предполагает явную смену статуса, - инициация, вероятно, была интерпретирована избирателями как несостоявшаяся.

«Поскольку архетипы – это лишь матрицы, которые могут быть наполнены любым содержанием, они амбивалентны, лежат за пределами моральных категорий добра и зла», - пишет профессор Немировский. Важнейшими архетипами он называет «архетип старого мудреца», или «божественного дитя», или «архетип смысла» [26, с. 163].

В избирательных кампаниях обоих кандидатов был эффективно использован образ «профессионала». В кампании Кармазиной он просматривался как раз благодаря актуализации архетипа «мудреца», а за неделю до выборов был дополнен архетипом «матери», что позволило многосторонне представить кандидата избирателям и усилить эмоциональное воздействие. Последний архетип ассоциируется с богатым жизненным опытом, мудростью, любовью, теплом, опекой, решением всех забот, защитой. Образ «профессионала» имеет оттенок некоторой мужественности постольку, поскольку «женщине не место в политике», как подтверждают в том числе и проведенные в нашей дипломной работе исследования.

Социальные стереотипы требуют от женщины определенного поведения, связанного с «ведением домашнего хозяйства». Женщина-руководитель должна быть очень успешной, чтобы доказать свою состоятельность. «Социальные стереотипы и модель ожидаемого поведения, - как пишет Мостовая И.В., - требует от женщины, ищущей общественной самореализации, либо «маскулинизации» - гипертрофированного омужествления, требующего еще и быть «на голову выше» профессионально, поскольку пол как бы несет на себе печать недостатков, либо самообъективирования – сексуальной утилизации» [27, с. 178.].

Вообще «мужская» культура ориентирована на то, что деньги нужно зарабатывать мужчине, а женщине – воспитывать детей. К тому же мужчина должен доминировать в любой ситуации, жить ради работы, стремиться быть лучшим и рационально принимать решения. «Женская» культура ориентирована на то, что различия между полами не влияют на занятие властных позиций, приветствуется солидарность, решения принимаются с опорой на интуицию [55, с. 43].

В отличие от кампании Кармазиной Р.В. в кампании Сысоевой Н.А. не акцентируется внимание на принадлежности к семейной жизни, к материнству. Подчеркиваются, прежде всего, лидерские качества сильной самодостаточной личности, подчеркнутые архетипом «профессионала». Возможно, эти предпосылки и отразились на результатах выборов в 2003 году.

Какие бы сложные и высокие задачи ни стояли перед человеком или группой, все они упираются в характер человеческих отношений, в умение и способности людей жить вместе, разделять какие-то общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций, которыми изобилует наш мир. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знание о человеке [26, с. 5].

Каждому из нас, и специалисту особенно, важно не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых строится семья, студенческая группа, общество, мировое сообщество [26, с. 5].

Люди живут в социуме, обязывающем их придерживаться определенно установленных норм, ценностей, правил. Все это можно объединить понятием «культура», которая «может рассматриваться как общая, универсальная для общества (этноса, нации) система ценностных ориентаций, стереотипов сознания и поведения, форм общения и организации совместной деятельности людней, которые передаются от поколения к поколению» [36, с. 580].