Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияТульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии
Курсовая работа
По дисциплине: "Политическая история России"
на тему:Значение деятельности партии "Народная воля" на изменение политического процесса в России и трансформацию российского политического строя
Выполнила студенткаИванова А.А
Научный руководитель:
к. н, доцент кафедры С и П Юнко М.В
Тула 2011
Оглавление
Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения организации "Народная воля"
1.1 Теория "общинного социализма" как основа идеологии революционного народничества
1.2 "Хождение в народ"
1.3 Зарождение народовольческого терроризма в деятельности партии "Земля и воля"
Глава 2. Деятельность народовольцев
2.1 Программа и цели движения
2.2 Террористическая деятельность "Народной воли"
2.3 Распад "Народной воли"
Глава 3. Результаты деятельности народовольцев
Заключение
Библиография
Введение
Девятнадцатый век сыграл судьбоносную роль для России: Отечественная война, выступление декабристов на Сенатской площади, либеральные реформы Александра Второго, разработка соцально-демократических учений известными мыслителями того времени – все это способствовало переходу нашего государства от абсолютизма к республике, обретению русским человеком своих политических и личных прав. Нельзя не учитывать, что одним из наиболее важных факторов демократических преобразований в России являлась деятельность революционного народничества, которое подтолкнуло государственных деятелей к разработке и осуществлению либеральных реформ.
Актуальность проблемы. "Народная воля" провозгласила в качестве программной цели своей деятельности изменение политического строя путем завоевания политических свобод, но более всего – при помощи проведения практического политического террора. Несмотря на то, что многие политические объединения в качестве протеста действиям государственной власти использовали терроризм, именно идеологи партии "Народная воля" использовали политические убийства с целью изменения политической реальности. Это доказывает необходимость изучить все причинно-следственные связи народовольческой партии с обществом и ее конфликт с государством, т.к. эта организация наиболее активно применяла террористические акты в политической истории России. Подробный анализ возникновения этой партии, её идеологии и принципов поможет нам в настоящем и будущем решить современные проблемы, связанные с терроризмом в нашей стране и в мире как проявлением неудовлетворенности государственной властью или другими аспектами.
Именно по этим причинам объектом моего исследования является партия "Народная воля".
Предметом исследования является деятельность организации, факторы, повлиявшие на возникновение агрессивных форм политической борьбы, а также её влияние на политический процесс в России.
Цель исследования: выяснить значение деятельности партии "Народная воля" на изменение политического процесса в России и трансформацию российского политического строя.
Для реализации поставленной цели необходимо решить рядзадач:
· Проанализировать программу и деятельность народовольцев;
· Выявить, какие действия предпринимала власть под давлением их действий;
· Решить, что в конечном итоге изменилось в политическом процессе России в результате деятельности народовольческой организации.
Научная разработанность данной темы является достаточно высокой. Над ней работал ряд зарубежных и отечественных авторов. Изучением явления терроризма в целом занимались такие ученые, как Б. Крозье, В.В. Витюк, С.А. Эфиров, Дж. Хардман, Н. Неймарк, З. Ивиански и другие. В частности, изучение политического террора в России рассматриваемого мной периода имело место в работах таких отечественных авторов: О.В. Будницкий, С.В. Калинчук, В. Страда, З.В. Перегудова. Собственно изучением партии "Народная воля занимались исследователи С.С. Волк, А. С. Баранов, Поповский М.А.
Глава 1. Предпосылки возникновения организации "Народная воля"
1.1 Теория "общинного социализма" как основа идеологии революционного народничества
Основой идеологии революционного народничества 1870-х гг. была теория "общинного социализма", впервые сформулированная в работах А. И. Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый — справедливый и цивилизованный — мир. В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как "последнего довода угнетенных", предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия.
Радикальная среда конца 1860-х годов породила, в конце концов, первую в России последовательно террористическую организацию, а террористические настроения кристаллизовались в своеобразный "Террористический манифест". Я имею в виду, разумеется, "Народную расправу" и "Катехизис революционера", созданные невероятной энергией и извращенно-последовательной мыслью С. Г. Нечаева.
Терроризм Нечаев считал обязательным атрибутом революционной организации. Он писал: "...Мы потеряли всякую веру в слова; слово для нас имеет значение только, когда за ним чувствуется и непосредственно следует дело. Но далеко не все, что называется делом, есть дело. Например, скромная и чересчур осторожная организация тайных обществ, без всяких внешних, практических проявлений, в наших глазах не более, чем мальчишеская игра, смешная и отвратительная. Фактическими же проявлениями мы называем только ряд действий, разрушающих положительно что-нибудь... мешающее народному освобождению". Далее выяснялось, что и в теории, и на практике эта разрушительность должна была сводиться к убийствам или устрашению отдельных лиц.
Осуществить Нечаеву удалось только один террористический акт – как известно, его жертвой стал не правительственный чиновник или реакционный публицист, а студент И. И. Иванов, выразивший сомнения в некоторых действиях Нечаева. Убийство Иванова стало классическим "теоретическим" убийством. Он, по мнению Нечаева, представлял опасность для "Народной расправы", подрывая авторитет ее руководителя – и был уничтожен в полном соответствии с шестнадцатым параграфом "Катехизиса революционера" – "прежде всего должны быть уничтожены люди, особенно вредные для организации". Дистанция между теорией и практикой оказалась у русских революционеров на удивление короткой.
С. Г. Нечаев призывал к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, "что способствует революции ".
"Нечаевщина" вызвала аллергию у русских революционеров к терроризму и заговорщичеству почти на десять лет. Однако она оказалась отнюдь не случайным и преходящим явлением.
В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения — пропагандистское, бунтарское и заговорщическое. Идеологом пропагандистского направления был П. Л. Лавров. Критически мыслящие личности, по его мнению, возглавляют и направляют исторический процесс. Интеллигенция должна "идти в народ", просвещать его, готовить к будущей революции. М. А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании революции, определял ее предназначение иначе. Революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы "звать к топору".
Идеолог заговорщического направления П. Н. Ткачев не разделял увлечений своих сподвижников: не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно "бунтовать" деревню. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти: "Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Но захват власти, являясь необходимым условием революции, не есть еще революция. Это только ее прелюдия. Революция осуществляется революционным государством". При помощи революционного государства правящая партия будет подавлять свергнутые классы, перевоспитывать консервативное большинство в коммунистическом духе и проводить реформы в области экономических, политических, юридических отношений ("революция сверху"). В числе этих реформ Ткачев называл постепенное преобразование общин в коммуны, обобществление орудий производства, устранение посредничества при обмене, устранение неравенства, уничтожение семьи (основанной на неравенстве), развитие общинного самоуправления, ослабление и упразднение центральных функций государственной власти.
Как мы видим, революционные настроения в русском обществе второй половины XIX века оказались многочисленны и разнообразны. На практике революционно-социалистические настроения вылились в явление под названием "хождение в народ", как один из способов подготовки революции.
1.2 "Хождение в народ"
В 1874 г. началось массовое движение, в котором приняли участие тысячи молодых людей, — "хождение в народ".Молодые люди отправлялись в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя, волостные писаря. Чтобы еще ближе соприкоснуться с народом, многие пошли в чернорабочие, кузнецы, дровосеки. Девушки сдавали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа.