2) Весьма важной причиной было – катастрофическое обнищание населения (это обнищание связывали с «властью Кучмы», и особенно с премьер-министром В. Януковичем). Красноречивый факт: до начала «президентской кампании-2004» (то есть на июнь 2004) стипендия студентов ВУЗов составляла 17 грн. (то есть три доллара США); максимальная пенсия по возрасту – 183 грн. (то есть 35 долларов); зарплаты учителей – около 350 грн. Большая часть населения – элементарно недоедала; одевалась лишь в сэконд-хенде; на всех рынках – можно было видеть беспризорников. В то же время, народ запомнил, что в 2000 году (во время правительства Ющенко-Тимошенко) их социальное положение – несколько улучшилось (хотя рост зарплат-пенсий был незначительным). В то же время «пенсионная реформа Януковича, введённая с 1.01.2004» (которая была широко разрекламирована во второй половине 2003 года) – реально дала для 80 % пенсионеров – лишь 3 % добавки к пенсии (4.2 грн; то есть меньше доллара в месяц). «Зарплаты, пенсии, стипендии в Украине-2004» – были в несколько раз ниже, чем в России и Беларуси.
Студенты составляли весьма заметную часть протестующих:
— до 1.07.2004 – размер стипендии в ВУЗах составлял 17 грн.;
— с 1.07.2004 (начало президентских выборов 3.7.2004) повышение стипендий лишь до 25 грн. (4.5 доллара в месяц): «Указом Президента Украины от 17 февраля 2004 N 199/2004 «О мероприятиях по усовершенствованию системы высшего образования Украины» – Кабинету Министров Украины предписано установить с 1 июля 2004 минимальные размеры стипендий для студентов высших учебных заведений III—IV уровней аккредитации – 30 процентов, для студентов высших учебных заведений I-II уровней аккредитации – 25 процентов, для учащихся профессионально-технических учебных заведений – 20 процентов установленного законом прожиточного минимума. Таким образом, официально подтверждается, что студент не может получить даже прожиточный минимум (официальный прожиточный минимум в июне-2004 – составлял около 90 грн.; то есть 16 долларов США в месяц)». «В мои студенческие времена стипендию платили 17 грн 50 коп, потом подняли до 25 грн.»[23, с. 23]
Относительно пенсий, то премьер В. Янукович произвёл «повышение пенсий» лишь за 40 дней до первого тура голосования (с 20.09.2004 была установлена «единовременная доплата до пенсий» на два месяца, с тем чтобы все пенсии составляли не менее 285 грн.; однако дальнейшую выплату этих «надбавок к пенсии» не предусматривал гос. бюджет):
— С приходом «КабМина Тимошенко-2004» эти «доплаты до пенсий» были «включены в гос. бюджет» и увеличены – «В середине 2005 года – «В прошлом году (2004) пенсии увеличились практически вдвое. Если в начале 2004 г. средняя пенсия составляла 180 грн., то на 1 января этого года она достигла 326,5 грн. На сегодня принят закон о том, что минимальная пенсия должна быть на уровне минимального прожиточного минимума для неработающих пенсионеров. Эта сумма на 1 января 2005 составляет 332 грн.»[8]
— «Минимальная пенсия в 2004 г. составляла 50 грн. (14 % общего прожиточного минимума), на конец 2008 г. – 498 грн.»[25, с. 17]
3) Во всех слоях общества сложились протестные настроения :
— На протяжении 2000—2004 – в Украине происходили непрерывные протестные акции (одной из причин их стало «убийство журналиста Гонгадзе»); в которых принимали участие сотни тысяч протестующих.
— Репрессии Кучмы против ряда предпринимателей – подтолкнули к протестам даже часть «крупных бизнесменов» (П. Порошенко, Е. Червоненко).
— Характерно то, что в протестных акциях объединились даже – непримиримые противники: коммунисты, социалисты, национал-демократы.
— Кроме того, задолго до Оранжевой революции – «оппозиция Кучме» сплотилась и выдвинула своего лидера Ющенко (в те времена провластная пресса называла Ющенко «мессийкой», подсмеиваясь над верой оппозиции в «великие дела по освобождению народа, которые должны вскоре произойти»).
Политологи часто любят говорить о том, что «кроме Оранжевого Майдана» был ещё и «синий». Однако, это явная натяжка – ведь «синего Майдана» в смысле «вече народа; движения именно народа» не было.
Да, «синие митинги» были, но не такие многочисленные как «оранжевые»; и не такие продолжительные-стойкие («младший партнёр Януковича» – партия СДПУ(о) вообще любила проводить «митинги для картинки на телевидении» – микромитинг в сто человек на двадцать минут, чтобы только снять репортаж). А «синие палаточные городки» держались лишь в областях Донецкой, Луганской, Харьковской. Даже в Днепропетровске (и далее на запад) – на центральных площадях стояли «оранжевые палаточные городки» (хотя, например, в Днепропетровске – «синего электората» было в два раза больше, чем «оранжевого»).
В Киеве – Янукович провёл лишь один «большой синий митинг» – митинг проходил на привокзальной площади (26.11.2004), и в качестве «митингующих» поездами доставили «шахтёров из Донецкой области» (им оплачивали коммандировочные, жили они в нескольких эшалонах, которые стояли на станциях под Киевом – эти эшалоны 26.11.2004 показал российский телеканал «НТВ»). Вряд ли такого рода «митингующих в виде коммандировочных» – можно считать «Майданом; вече» в полном смысле этого слова. [28]
«Электорат Януковича» не проявлял особой активности, вероятно по той причине, что не ожидал «улучшения жизни» – в случае продолжением порядков Кучмы-Януковича.
Существует мнение, что Оранжевая революция следовала отработанной модели бескровных «цветных переворотов», которая впервые проявилась при свержении режима Слободана Милошевича в Сербии, а впоследствии была использована в ходе Революции роз в Грузии. Согласно этой точке зрения, в этих случаях революционные выступления масс являлись результатом целенаправленной агитационно-пропагандистской кампании и объединения оппозиционных сил в мощный блок. Каждый раз они начинались с объявления оппозицией о фальсификации выборов в пользу кандидатов от власти, непризнания оппозицией победы на выборах кандидата от власти и массовых демонстраций протеста против такого исхода выборов.
Достаточно характерным для такого рода событий является явная патриотическая и националистическая окраска. Примеры этому грузинская Революция роз против Шеварнадзе, Кедровая революция в Ливане против сирийской гегемонии, неудавшаяся Тюльпановая революция в Киргизии, Синяя лавина в Болгарии и др. Для украинской Оранжевой революции таким проявлением стало неприятие кандидата с криминальным прошлым, которым был Янукович.
Активной участницей всех «цветных» революций стала молодёжь. Наиболее известно студенческое движение Отпор, которое своей активностью способствовало приходу к власти в Сербии Воислава Коштуницы. В Грузии студенческое движение называлось «Кмара», на Украине – «Пора!», в Белоруссии – «Зубр» и «Бунт» – правда, больших успехов в борьбе с властью они не добились.
К особенностям революции следует отнести необычайную толерантность участников. Несмотря на горячие дискуссии и словесные перепалки по всей стране, в ходе центральных событий практически не было актов физического насилия, чего не избежали некоторые другие «цветные революции». [7, с. 34]
Польский публицист Мацей Лентовский в 2005 году писал в газете «Rzeczpospolita»: «Сегодня важнейшей задачей нашей восточной политики является укрепление свежей независимости Киева. Следующей будет подготовка почвы для оранжевой революции в Минске. Потому что Россия без Белоруссии – лучше, чем Россия с Белоруссией… Будем делать всё, что в наших силах, чтобы приблизить день, когда оранжевая революция победит и в Москве… Самым эффективным способом убедить Россию в том, что не стоит вести имперскую политику, будет поддержка демократических движений в этой стране и на территории бывшего СССР. И поэтому и новое правительство, и президент должны стимулировать неправительственные организации к тому, чтобы те приглашали в Варшаву российских демократов, налаживали контакты с общественными организациями на Востоке.»
Символом, под которым объединились украинские революционеры, стал оранжевый цвет, который еще до начала активных действий на Площади Независимости стал носиться частью населения в элементах одежды или аксессуарах (перед вторым туром выборов – весь Киев, тысячи деревьев Киева – были увешены «оранжевыми ленточками»). Затем к оранжевому цвету добавилась символика Виктора Ющенко: логотип с подковой счастья, надписи «Так!». Одним из символов революции стал апельсин; сторонники Ющенко дарили их друг другу и противникам.
Широкую известность получило выступление жены Януковича – Людмилы – на митинге в Донецке, её выступление было массово показано по телеканалам Украины, но лишь скомпрометировало Януковича неуклюжей пропагандой (из этого выступления произошли известные словосочетания: «американские валенки», «наколотые апельсины», «тянется рука»): «Дорогие друзья, я из Киева, я могу вам сказать, что там делается. Там просто… оранжевый шабаш! Значит, стоят валеночки рядами, перчатки, шарфики, курточки, палатки с подиумом, матрасики – всё везде американское. Вот. И горы оранжевых апельсин. И это на фоне: «Оранжевое небо» … Понимаете? Вот такое вот. Да. Это просто… Это кошмар. И хочу вам сказать, что эти апельсинки не простые. Эти апельсинки наколотые. Люди берут один апельсин, съели – взяли другой. Вот. И она тянется и тянется – рука…»[28]
Вербальным символом стало слово «Майдан». У украинских политиков всех лагерей стало популярным говорить об «идеалах Майдана»