Смекни!
smekni.com

Политическая социализация (стр. 2 из 6)

Важнейшим институтом как первичной, так и вторичной социализации являются средства массовой информации. Электронные СМИ, газеты, журналы, книги оказывают значительное влияние на формирование взглядов и установок людей.

Другими институтам социализации выступают трудовые коллективы, ассоциации по интересам, клубы, церковь. Особенностью социализирующего воздействия этих организаций является избирательность, поскольку членство в них носит добровольный характер.

В современной психологии большинство исследовательских подходов к анализу политической социализации имеет описательный характер, направленный на измерение типа и уровня политических ориентаций. Специалисты, критикующие такие подходы, предлагают перенести акценты на вопрос: каким образом политические ориентации усваиваются индивидом, разрабатывая специальные модели научного анализа?

Модель аккумуляции исходит из предложения о том, что приобретение знаний о политике осуществляется путем накопления познавательных единиц вне логической связи между информацией и психологическими установками, при отсутствии последовательности в самом процессе обучения и каких-либо ограничений, свойственных детям на различных этапах возрастного развития.

Альтернативная модель основана на суждении, согласно которому способность ребенка вырабатывать определенные виды политических ориентаций ограничивается стадиями его когнитивного[9] развития.

Можно провести также различие между прямой и косвенной политической социализацией. Под последней подразумевается усвоение не политических, но соотносящихся с политикой аспектов поведения; сюда входят характеристики личности и ориентации в отношении различных ролей и их взаимодействий, в частности ориентации на авторитарные фигуры. Напротив, опыт прямого обучения представляется явно политическим по своему содержанию.

Одной из форм косвенного обучения принято считать межличностный обмен, в рамках которого формируются ясно выраженные предпочтения, например установка на авторитет. В процессе такого обмена усвоенные образцы других социальных ролей трансформируются в политические роли. Развившиеся в семье, школе, детских коллективах и молодежных ассоциациях, а также в ходе обучения будущей профессии ориентации трансформируются в индивидуальные ожидания, в соответствии с которыми должен вести себя авторитетный лидер в определенной политической системе. Одновременно с этим индивид усваивает правила организации и участия.

Другим видом косвенной политической социализации является распространение (часто спонтанное) ценностей, имеющих общий социальный и общекультурный характер, на политическую систему. Так, заниженное чувство личной ответственности трансформируется в неспособность оценить степень эффективности политических действий.

Существует немало непосредственных способов политической социализации. Главный из них – имитация политических ориентаций и поведения других индивидов, например заимствованная ребенком от родителей идентификация себя с определенной политической партией. Заимствование женой политических предпочтений мужа относится к той же категории.

Второй тип прямого обучения – предвосхищающая социализация. В такого рода процессе индивиды усваивают политические ориентации, поведенческие роли, соответствующие тем будущим ролям, которые они желают исполнять на политической арене. На западе студенты университетов и колледжей, отдающие предпочтение определенным политическим партиям и мечтающие о дальнейшей партийной карьере, могут приобрести начальный опыт политической деятельности в соответствующих молодежных партийных клубах.

Третий тип непосредственной социализации – целенаправленное воздействие системы образования, а также семьи, церкви или социальных групп на формирование определенных политических установок. Чтение в учебных заведениях США специальных курсов по проблемам демократии, американской истории и американского правительства, воспитание школьников и студентов в духе и преданности партийным вождям в СССР и коммунистическом Китае, салютование национальному флагу, пение национального гимна относятся к числу наиболее распространенных воспитательных действий такого типа.

Четвертый тип непосредственного политического образования – целеустремленное или случайное приобретение молодыми людьми политического опыта. Политическая кампания, инциденты с представителями государства – полицейским, парламентарием, судьей на процессе, страховым агентом, служащим благотворительного фонда, работником метро и т.д. – воздействуют на политические ориентации индивида по отношению к режиму, его представителям и ко всему политическому обществу. Непосредственный политический опыт формирует ожидания, ориентации, будущее поведение в соответствии с запланированными ролями.

Какие структуры, образцы, типы поведения наиболее важны в формировании и трансформации политических ориентаций? Ответ на этот вопрос невозможен без привлечения конкретных выводов ученых, представляющих различные направления гуманитарных наук. И все же создание гомогенной[10] научной концепции политической социализации является делом отдаленного будущего. Взаимодействие различных субкультур и традиций внутри различных обществ, находящихся на различных ступенях развития, не позволяет создать какой-либо единой картины. В частности, роль семьи в политической социализации может варьироваться от одного класса к другому. Исследования показывают, что дети из рабочих семей, где родители не проявляют интереса к политике, воспринимают школу как главный источник политической информации. Отношения внутри семьи также могут способствовать созданию различных образов к политике у ребенка (доминирование отца, матриархальный комплекс и т.д.). Например, американский политолог К. Лангтон обнаружил, что мальчики из семей, где нет отца, демонстрируя авторитарное поведение, одновременно проявляют меньший интерес к политике по сравнению с детьми, в семьях которых отношения между отцом и матерью уравновешены. Сочетание пониженного интереса к политике и авторитарного стиля поведения характерно и для рабочих семей, и для семей среднего класса, в которых доминирует мать.[11]

Дети приобретают от родителей определенные базовые ориентации, в частности чувство принадлежности к определенному политическому сообществу. Эти базовые ориентации имеют по большей части эмоциональный характер. Они могут усиливаться или ослабевать в процессе школьного обучения. Непосредственный политический опыт, средства массовой информации, вторичные группы могут способствовать стабилизации или, наоборот, полному изменению первоначальных политических установок. Интересно отметить, что у детей представители различных видов власти вообще вызывают благоприятные впечатления потому, что они ассоциируются с авторитетом отца. Вообще влияние отцовского авторитета способствует формированию у детей положительного образа гражданских властей. Зарождающееся в семье ощущение принадлежности к политическому сообществу постепенно в процессе школьного обучения выстраивается в систему когнитивных (уже основанных на элементарных знаниях) ориентаций. В дальнейшем непосредственный политический опыт, общение в различных организациях и социальных группах способствуют в совокупности более осознанному восприятию политических ролей и их носителей. У детей из низших социальных слоев имеются тенденция более доверительного отношения к власти и ее представителям и гораздо меньшая склонность к политическому цинизму. У взрослых представителей наблюдается обратная тенденция, тогда как взрослые из зажиточных слоев, напротив, демонстрируют более доверительное отношение к правительству. Некоторые исследования показали, однако, что дети из обездоленных семей менее доверяют правительству, чем их сверстники из более обеспеченных общественных слоев.

Семейное влияние на политические предпочтения и партийные идентификации увеличивается в случае, если между родителями существует устойчивое согласие в оценках проводимой той или иной партией политики. Это влияние закрепляется и тогда, когда члены семьи доверительно относятся друг к другу и когда для них характерен общий стиль жизни. Общение со сверстниками может снизить это влияние. Если дети из бедных семей восстают против родительского сверхконтроля, одной из форм протеста служит отвержение традиционной для семьи партийной идентификации. Такой тенденции не наблюдается среди детей, принадлежащих к высшим классам.

В то время как одни исследователи считают семью наиболее важным инструментом социализации, другие полагают, что для формирования партийной приверженности более важна школа. Опросы, проведенные в США среди учащихся начальных школ и старшеклассников, показали, что дети и подростки из низких статусных групп и те, кто обладает более слабым интеллектом, независимо от социального положения, рассматривают учителей как наиболее важный источник собственной социализации.

Проводя различия между гражданским образованием, информирующий детей о природе политических институтов, процессах и правилах игры, и политической индоктринацией,[12] стремящейся приобщить индивида к определенной идеологии, партии или режиму, специалисты подчеркивают, что гражданское образование обладает большим воздействием на детей из низших статусных групп. Однако исследование, проведенное во французской провинции, показало, что там, где материалы формального школьного курса расходятся с семейными ориентациями и другими видами внешкольного политического опыта, попытки социализации оказываются неэффективными. Социализации американских подростков способствует сам ритуал, соблюдаемый в школах, – салютование национальному флагу, пение национального гимна, празднование национальных исторических дат и т.д. Изучение ориентаций старшеклассников и студентов младших курсов также показывает высокую степень совпадения мнений учащихся и учителей, особенно в тех учебных заведениях, в которых широко представлены общепринятые политические взгляды и предпочтения. На основе ориентаций студентов старших курсов американских университетов был сделан вывод о том, что элементы гражданского образования, преподаваемые в высшей школе, оказывают меньшее воздействие на их политические знания и суждения, не уменьшая, но и не увеличивая политического цинизма или гражданской терпимости. В целом же такое образование усиливает социализацию, полученную из других источников.