Под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Последнее означает, что они осознают свое положение в обществе и посредством власти (в первую очередь государственной) пытаются реализовать свои интересы и цели. Т.е. под субъектами политики понимаются люди и организации, обладающие политической (государственной) властью или стремящиеся к ней.
Признаками субъекта политики являются: способность и возможность принятия политических решений, наличие средств и возможностей реализовать принятые решения, практическое участие в политической деятельности, ответственность за последствия своих политических действий перед руководством, избирателями, политическими союзниками и др.
Субъектами (носителями) политики выступают конкретные личности и социальные группы, партии и политические движения, классы и нации, государства и народы.
Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:
- социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, т.е. власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты) и др.;
- институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО;
- функциональный: армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия.
Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бюрократия - это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она часто использует знание механизмов управления и предоставленные ей полномочия в собственных интересах и способна концентрировать власть в своих руках. Бюрократия выступает субъектом политики в силу того, что на нее возлагается функция проведения каких-либо государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречит ее интересам [8].
Среди субъектов политики принято выделять первичные и вторичные субъекты политики.
Первичные субъекты – это большие социальные группы (профессиональные, региональные, демографические, этнические, конфессиональные и др.) как организованные целостности, объединенные совокупностью интересов и устремлений, как носители социально значимых интересов.
Большие социальные группы (как сообщества, а не как статистические категорий) являются первичными субъектами политики еще и потому, что благодаря своей самоорганизации, внутренней связи, консолидации, создают предпосылки для появления таких же или других политических организаций, общественных институтов, государственных органов. Их интересы создают потенциальное «поле политики», сферу борьбы и сотрудничества, детерминируют функции и границы власти. Без учета интересов различных слоев народа невозможно было бы результативное функционирование политических партий, их стратегий, программ, лидеров, организационных форм, методов их деятельности.
Под вторичными субъектами понимаются те структуры (различные институты, их органы, малые группы, коллективы и личности), которые в своей деятельности реализуют интересы и волю больших социальных групп и играющие существенную роль в политике, насколько способны служить какому-либо классу, группе и пользоваться их поддержкой. Вторичные субъекты являются производными в отношении первичных как в смысле генетическом (появились как реакция на потребности определенных групп), так и функциональном смысле (выполняют служебную и исполнительскую роль в отношении больших общественных групп). В процессе своей деятельности они могут различаться разным уровнем самостоятельности, активности, эффективности деятельности [9].
По мнению большинства современных российских и зарубежных исследователей, главными действующими факторами, или субъектами политики следует признать большие социальные группы – классы, социальные слои, народы, нации и т. д., а также их организации; существенными – все остальные социальные субъекты, если они в своих действиях ссылаются на интересы и ценности больших социальных групп [1].
3.1 Личность как субъект политики
Одним из важных содержательных элементов политики является установление меры политического участия гражданина в подготовке, принятии и реализации политических решений.
Каждому ясно, что социум в целом – основа, а человек – исходная сущность политики. Человек – основной субъект (актор) политики. Простейшее определение человека политического – Homopoliticus – это активная личность, которая посредством исполнения политической роли (ролей) добивается достижения определенных нужных ему целей1.
Человек в состоянии искусно овладевать разными политическими ролями и именно таким образом реализовать свою политическую и одновременно человеческую природу и потенциал. Но это происходит не сразу, а постепенно. Взаимосвязь человека с политической сферой обладает своей динамикой. Он постепенно вовлекается в политические отношения и осваивает их. Процесс становления человека политического проявляется прежде всего в обретении им нужных ролей как своеобразных норм и правил поведения [7].
Процесс «политизации», т.е. введения человека в политику, осуществляется в ходе политической социализации, которая включает 1) политическую адаптацию – интеграцию индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре,2) политическую интериоризацию – включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека и формирование его политического мировоззрения.
Политическая социализация является неотъемлемым слагаемым процесса общей социализации личности. При этом происходят два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых членов. Здесь политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность обеспечить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры личности; формируется ее политическое сознание, «моделируется» политическое поведение, происходит становление личности человека–гражданина.
Проблема личности как «меры всех вещей», в том числе власти и политики, имеет в политической науке, по меньшей мере, три главных аспекта:
а) Личность как особенности человека: его специфические привычки, ценностные ориентации, мотивационно-деятельные установки и т.д. Под этим углом зрения обычно исследуется личность политического лидера (монарха, президента, премьер-министра и т.д.), индивидуальные особенности которого самым непосредственным образом субъективизируют политику, т.е. оказывают довольно существенное влияние на состояние и функционирование этой сферы. Причем это характерно не только для политической культуры Востока с ее традициями сакрализации (обожествления) верховной власти и ее носителей, но и для прагматичной западной демократии.
б) Личность как представитель вполне определенной человеческой общности или группы (социальной, профессиональной, этнической, элитарной, массовой и т.д.), а также как исполнитель той или иной политической роли (избирателя, члена общественной организации, партийного функционера или активиста, репрезентативный» подход к личности как бы растворяет (деперсонифицирует) ее в более крупных социальных формированиях и группах или же в предписанных ей по статусу ролях и функциях. Он не позволяет отразить автономию и активность индивида (его самость) как специфического актора (субъекта) политики.
в) Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой выбора, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами. Это индивидуальность, не сводимая к отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.д.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этой ипостаси человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и пользуется определенными политическими правами и свободами, т.е. выступает одновременно в качестве субъекта и объекта политики [3].
Одним из важнейших условий политической субъектности личности является ее взаимодействие с другими людьми. Трудно представить человека в качестве субъекта политических отношений, если он пытается влиять на политику в одиночку, исключая, конечно, террористическую деятельность и другие насильственные акты. Человек, не обладающий властными функциями и соответствующими правами, сам по себе подлинным субъектом политики быть не может, хотя определенные политические действия с его стороны возможны и бывают не лишены эффекта. В общем и целом политические действия отдельной личности мало результативны. Поэтому люди объединяются в соответствующие организации — партии, союзы, движения и др.[6]
Таким образом, личность как субъект политики имеет реальный политический вес лишь в том случае, если она выражает интеграцию интересов людей, объединенных в социальную общность, которая в свою очередь делегирует собственную политическую волю личности, в результате чего личность превращается в политического лидера. Таким образом, политическая судьба личности во многом определяется деятельностью другого субъекта политики – социальной общности [2].
3.2 Социальная общность как субъект политики