Происходит смена цивилизационной парадигмы развития, планетарная жизнь становится взаимозависимой, мироцелью. Мировое сообщество вплотную подошло к появлению нового феномена – всемирной цивилизации, охватывающей все человечество. Права человека, являясь отражением и активным рычагом этих процессов, перешли на следующий уровень своего развития – уровень глобализации. Они демонстрируют свою достаточную зрелость для участия в проблемах «глобальной гармонизации» [15] мира, что, бесспорно, находит свое отражение в конституционном праве и воплощение в институтах современного конституционализма.
В связи с этим, необходимо обратить внимание на своеобразную гуманизацию и биологизацию конституционализма. Данные тенденции проявляются в возрастании влияния общегуманитарных ценностей человечества на конституционное право, перенесение центра тяжести на обеспечение естественных прав и свобод человека, провозглашение их высшей ценностью, признание неотчуждаемости и незыблемости его прав и свобод, невозможности их отмены, сужение содержания и объема и т.п.
Одновременно, биологизация конституционной материи проявляется в деятельности современного государства по ограничению отрицательных последствий научно-технического прогресса, в особенности в таких новых областях, как генетика, медицинская биология. По сути, формируется новое научное направление – биоэтика, которая связана с трансплантацией органов человека, изменением пола, искусственным оплодотворением, проблемами абортов и эвтаназии. Данные явления не могут оставаться в стороне контролирующего и регламентирующего (в том числе и на конституционном уровне) государственного вмешательства в данную область.
Воздействие на самые глубинные структуры человеческой организации со стороны биомедицины, вмешательство биомедицинских технологий в геном человека, репродуктивные функции, психику и процессы умирания человека, биологическое копирование путем манипуляций с генами (клонирование), создание так называемых трансгенных животных посредством вживления им человеческих генов и другие фантастические с позиций сегодняшнего дня достижения науки могут иметь далеко идущие последствия для перерождения человека и окружающей его среды. Создается риск генетических, а равно и нравственных и духовных негативных последствий для человечества. Последовательная эволюция в направлении, заданном современными тенденциями жизни, может повлечь итоговую для человека потерю: потерю самого человека. «В «зеркале» цивилизации может однажды вместо привычного образа отразиться обличье совсем другого антропного создания» [16].
Это обуславливает кардинальный пересмотр самой концепции взаимоотношений государства и личности, поскольку вместо приоритета общественных и государственных интересов над частными в их основу положена концепция приоритета интересов личности, их взаимной ответственности. Конституционная практика большинства постсоветских государств на современном этапе в значительной мере сняла противостояния естественно-правового и позитивистского подходов к правам человека на основе конституционного закрепления основных прав и свобод, которое выключает угнетение и насилие государства в отношении личности, отстаивая её автономность и приоритет прав человека относительно государства [17].
Можно выделить и следующее направление развития современного конституционализма. В связи с резким обострением проблемы охраны окружающей естественной среды, глобальными экологическими катастрофами (например, катастрофа на ЧАЭС), которые поставило под угрозу само существования человечества, современные конституции большинства стран в последние годы стали закреплять общие принципы экологической политики. Это привело к «проникновению» в конституционную материю большого массива природоохранительных норм. Это свидетельствует о перманентных тенденциях экологизации конституционализма и конституционного права. Каждый человек сталкивается с природой и окружающей средой в процессе своей жизнедеятельности, выступая при этом в разных ипостасях – как житель города или другого населенного пункта, как трудящийся или должностное лицо, как гражданин государства или член всего мирового сообщества. Как показывают исследования Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья людей на 80 процентов зависит от окружающей среды. Поэтому деятельность государства по ее охране, обеспечению экологической безопасности приобретает особенное значение [18].
Большинство современных конституций закрепляют обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережливо относиться к естественным богатствам. Так Конституция Литовской Республики (1992 г.) закрепляет, что государство проявляет заботу об охране естественной природной среды, животного и растительного мира, отдельных природных объектов и представляющих особую ценность местностей, осуществляет надзор в целях бережного использования, а также восстановления и преумножения природных ресурсов (ст. 54). Конституция Украины провозглашает, что обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы – катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа являются обязанностью государства (ст. 16) [19].
Как видно, обеспечение экологической безопасности как право на здоровую окружающую среду уже получило отражение в системе действующих прав человека. Современные исследования свидетельствуют, что новые глобальные процессы требуют иного уровня «экологизации прав» – их связи с ноосферной, коэволюционной и эколого-гуманистической интерпретацией человеческого общежития. В этой связи человек не должен забывать об ограниченных пределах своего экологического дома, неотвратимых пагубных последствиях, если ограниченные невозобновляемые ресурсы будут исчерпаны и нарушится процесс самовоспроизводства биосферы. Поэтому, пользуясь своими правами и разнообразными институтами конституционно-правового регулирования для удовлетворения разнообразных и все растущих потребностей, человек и человечество должны учитывать экологические императивы, соотносить свою свободу с природно-экологическими ограничениями. В конституционном массиве должно находить свое отражение гармония развития человека и окружающей природной среды. В этом заинтересован в первую очередь сам человек, обеспокоенный своим будущим. Конституционное право и все права человека и наиважнейшее его право – право на жизнь – уже сейчас должны быть аккумулированы с программами стратегической биологической регуляции, стабилизацией окружающей среды, сохранением естественных сообществ, экосистем, биосферы в целом [20].
Поэтому магистральным направлением новодемократического конституционализма может стать институционализация на конституционном уровне других форм живой материи, которые имеют такие же естественные права, как люди – представители пока что господствующей на планете популяции homo sapiens. По нашему глубокому убеждению, в ближайшее время необходимо выходить на разработку и принятие Экологической Конституции Украины.
Молодой украинской демократии необходимо выстроить четкую государственную конституционную политику, которая бы учитывала не только положительные тенденции развития новодемократического конституционализма, а и влияние на механизмы осуществления власти остатков постсоветского конституционализма. В особенности в период конституционных изменений, которые сегодня переживает государство [21]. На этом этапе парламенту даже следовало бы установить определенный набор политических правил конституционного движения украинского общества, например, в виде Декларации о народном суверенитете или в другом политико-правовом акте.
Необходимо возвратить в орбиту новодемократического конституционализма принцип социальной справедливости, закрепив его в качестве одной из фундаментальных основ конституционного строя Украины. Об этом важном общеправовом принципе в Конституции Украины говорится лишь в статье 95, где закреплен принцип справедливого и непредубежденного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами.
Понятно, что это сложная философско-правовая категория, которая в разные исторические эпохи трактуется по-разному. Тем не менее, в любую историческую эпоху игнорирование принципа социальной справедливости приводит к социальным возмущениям и нестабильности в обществе.
Среди проблем становления новодемократического конституционализма в Украине следует отметить правовой нигилизм, сущность которого состоит в возражении способности права регулировать общественные отношения.
Опасность правового нигилизма (в особенности конституционно-правового нигилизма) заключается в том, что он имеет глубокие исторические корни в Украине и без его быстрого преодоления, этот недостаток может набрать угрожающих масштабов для украинской государственности (например, региональный статус русского языка, препятствие деятельности конституционной юстиции, январская отставка правительства, решение местного суда относительно Генерального прокурора Украины и т.п.). Повышать низкий уровень правовой культуры населения, восстанавливать доверие людей к праву, безусловно, необходимо. И здесь надо начинать с личного примера соблюдения Конституции и законов Украины органами публичной власти и их должностными лицами, в частности, и высшими.