Новодемократический конституционализм и муниципализация конституционного строя. Одной из ключевых проблем новодемократического конституционализма, в частности, в Украине является муниципальная реформа, прежде всего, конституционная реформа местного самоуправления, целью которой является формирование качественно новой модели местного самоуправления. Ведь лишь реальное и дееспособное местное самоуправление позволит государству стать государством самоуправляющихся громад. По сути, на уровне местного самоуправления в границах низовых территориальных сообществ – территориальных громад – может сформироваться своеобразный локальный конституционализм [22] .
Идея локального конституционализма, несмотря на трудности ее воплощения в украинском обществе, объективно откликается на тенденции конституционной эволюции в современном демократическом мире. Триумфальное шествие принципов субсидиарности, регионализации и децентрализации, которое произошло в период после Второй мировой войны в Европе, породило тенденцию муниципализации конституционной жизни и европейского конституционного пространства.
В старо- и новодемократических странах Европы все больше осознают, что чрезмерный централизм не укрепляет государства, а ведет к неспособности государственного аппарата. Местное самоуправление, регионализация и децентрализация становятся теперь ведущими принципами европейской политики и конституционно-правового регулирования.
Так основная направленность принципа субсидиарности в ХХ в. состояла в преодолении фашистских и коммунистических тенденций, защите автономии личности и права на самоуправление локальных политических единиц – территориальных коллективов, коммун, громад. Субсидиарность организации власти тем самым противопоставлялась тенденциям авторитарной централизации государства. Субсидиарность рассматривалась как предпосылка демократического конституционного устройства, базирующегося на свободе: государство, которое придерживается принципа субсидиарности, гарантирует своим гражданам свободу и независимость; гарантирует местное и региональное самоуправление [23].
Защита свободы через реализацию принципа субсидиарности ныне провозглашается одной из традиционных ценностей европейского конституционализма (Европейская хартия местного самоуправления 1985 г., проект Европейской хартии регионального самоуправления).
С одной стороны, признание и гарантирование широкого круга прав территориальных коллективов в демократических странах создает условия для формирования в них модели так называемого «муниципального государства», а с другой – развитое местное самоуправление видится как «запускающий инструмент» процесса евроинтеграции и конституционализации европейского правового пространства [24]. Муниципализация конституционной жизни и своеобразное «приближение» конституционализма на уровень функционирования свободного человека и его ассоциаций (территориальных громад), прежде всего имея выход на локальный уровень, касается всех процессов трансформации и модификации публичной политической власти в условиях демократизации государства и общества. Свойствами власти в таких условиях является, во-первых, ее «гуманизация», обусловленная, прежде всего, признанием самостоятельным субъектом властных отношений гражданина государства, так и наличием специальных субъектов – территориальных коллективов.
Во-вторых, диверсификация власти, признание равноправным партнером государственной власти – местного самоуправления, – переводит публичную власть преимущественно в сферу частного права, сферу функционирования индивидов – жителей определенных территорий и их ассоциаций, которая преимущественно является свободной от государственно-правового регулирования, в сферу «правосвободного» пространства гражданского общества. Именно в этой сфере возможно свободное проявление и реализация интересов, как самых территориальных коллективов, так и их членов – жителей определенных территорий.
В-третьих, муниципальная власть находит свою правовую регламентацию в рамках конституционного права, которое хотя и является «классической» отраслью публичного права, однако под ее многовекторным влиянием поддается существенной «приватизации» в условиях демократических изменений. Вместе с тем, муниципальная власть не выходит полностью из сферы публичности (свидетельством этому есть ее перманентная многоуровневая нормативно-правовая регламентация), а ее предметы правового регулирования (в том числе конституционно-правового) становятся якобы сопредельными, пронизанными частноправовыми началами [25]. Такая тенденция «приватизации» конституционализма является следствием одной из важнейших особенностей местного самоуправления, которое непосредственно связано с естественным правом и приводит к перманентному «втягиванию» в орбиту конституционно-правового регулирования частноправовых положений в качестве нормативных принципов конституционализма. В основе этого процесса лежит признание верховенства человеческих ценностей и частных интересов над всеми другими, в том числе и публичными интересами.
Заключительные положения. Переход вышестоящих органов государственной власти к практике новодемократического конституционализма стал возможный благодаря их выходу за пределы традиционной модели общественно-политического развития. То есть проблема перехода Украины к данному типу конституционализма – это, прежде всего, проблема цивилизационного выбора, поскольку он связан с инновационной моделью общественно-политического развития, рациональной философией и т.п.
Теоретически новодемократический конституционализм необходим, а практически он еще эффективно не используется ни действующей властью, ни парламентской оппозицией. Такое состояние вещей обусловлено тем, что ни власть, ни оппозиция не готовы и не способны сознательно и целенаправленно стремиться к утверждению новодемократического конституционализма. К тому их подталкивают только реальные общественно-политические события, в частности, случаи противоправного ограничения дискреционной власти Президента Украины, необходимость размежевания исполнительной и судебной власти.
В условиях сохранения основных элементов традиционной модели общественно-политического развития Украины, процесс внедрения новодемократического конституционализма будет довольно продолжительным. Необходимо национальное примирение и признание конституционных правил игры всеми заинтересованными сторонами политического процесса. Ведь главный недостаток старого постсоветского конституционализма – отсутствие четких правил игры на конституционном поле.
Внедрение в Украине новодемократического конституционализма означает довольно радикальное изменение правил этой игры, которые могут быть не по вкусу тем, кто хочет сохранить еще частично существующие старые правила, как более понятные и удобные для них. По сути, речь идет не только об определенных оппозиционных политических силах, для которых изменение правил игры на конституционном поле фактически может означать крах их властных претензий, но и о части провластных политических сил. Речь идет о так называемых традиционалистских политических силах.
Особенность новодемократического конституционализма в том, что он не позволяет сводить счета с политическими оппонентами, как это часто было в условиях постсоветского конституционализма. Именно традиции последнего были источником страха для правящих кругов Украины, которые опасались прихода к власти их политических оппонентов на президентских выборах 2004 г. Тому переход к новодемократическому конституционализму – это гарантия от политических преследований и т.п., если политические оппоненты придерживаются Конституции и законов Украины.
Итак, новодемократический конституционализм необходим Украине и она станет пользоваться его преимуществами, если власть, включая и оппозицию, которая также является частью власти и элементом механизма государства, станет мыслить конституционно, то есть в интересах народа. Тогда эта власть из вещи в себе и для себя, по И. Канту, станет вещью для всех.
Безусловно, новодемократический конституционализм – сложная политико-правовая модель. Ее компоненты позволяют насыщать общество рациональными идеями, делать эти идеи содержанием Основного Закона, превратить их в систему конституционно-правовых институтов, жить в соответствии с ними при демократическом политическом режиме и защищать ценности конституционной демократии.
Поэтому новодемократический конституционализм – это идеал, к которому стремится украинское общество, желая идти по пути социального прогресса. В конечном счете, этот конституционализм означает внедрение системы государственного управления на основании и в соответствии с действующей Конституцией Украины, которая устанавливает определенный баланс и ограничение в отношениях ветвей государственной власти, а также – в отношении государства к гражданам. И этим он создает условия для социального прогресса украинского общества.
Литература
конституционализм политический либеральный новодемократический
1. Droit public. Capacité par L. Dubouis et G. Peiser. Cinquiéme édition. Paris: Dallos, 1976. – P. 4-15. Кстати, эти авторы также выделяют тоталитарный режим марксистской демократии.
2. В науке конституционного права и иных политических дисциплинах используют и другие классификации демократических политических режимов.
3. Кампо В. Український конституціоналізм: європейський вимір // Юридична газета. – 2006. – № 10 (70). – 31 травня. – С. 13.