Смекни!
smekni.com

Власть (стр. 1 из 3)

Теренс Болл

БОЛЛ Теренс, профессор политических наук университета штата Миннесота, США. Глава из книги Blackwell Companion to Political Theory", 1993 г., предложена автором для публикации в "Полисе".

"Власть" — слово, которое слышишь повсюду. Мы часто пользуемся им, не особенно задумываясь над его смыслом. Однако при ближайшем рассмотрении содержание этого понятия оказывается особенно проблематичным. В данной работе моей целью было выявить и прояснить, если не разрешить, сложные проблемы, связанные с использованием этого термина, проблемы реальные или воображаемые, которые возникают в тех или иных политических ситуациях. Вначале я кратко коснусь основных концептуальных подходов к содержанию понятия "власть". Несмотря на все их различия, они тем не менее обладают несколькими общими стержневыми чертами, — и на этот счет существует общее согласие. Затем чуть более подробно представлю противоположные точки зрения на значение понятия "власть". Я хотел бы также дать оценку сильным и слабым сторонам серьезного, пользующегося влиянием аналитического подхода к теме Стивена Лукса — с тем, чтобы иметь возможность сформулировать приемлемую для всех концепцию власти. Утверждение о том, что понятие "власть" является "сущностно оспариваемым", будет подвергнуто критике в заключении.

Власть: содержание понятия

При рассмотрении существующих ныне концепций власти прежде всего бросается в глаза их многочисленность и разнообразие. Для Томаса Гоббса, например, власть — это средство достичь Блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью (1). Спустя два века Александр Гамильтон задал риторический вопрос: "Что есть власть, как не способность или дар что-либо совершить?" (2). В начале нынешнего века Макс Вебер определял власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других (3). В середине века Г. Лассуэлл и А. Каплан рассматривали применение власти как акты, воздействующие на кого-то или предопределяющие другие действия (4). Р. Даль считал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы (5).

В то же время Х. Арендт полагала, что власть вовсе не принадлежит одному отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно: "Власть, — писала она, — означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми. Власть не является собственностью одного индивида — она принадлежит группе до тех пор, пока эта группа действует согласованно" (6). С. Лукс, отвергая это суждение как "своеобразную идиосинкразию" автора по отношению к власти, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на В (7, с. 26, 59). Все же, как полагает П. Моррисс, власть — не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение (кого-то или чего-то) (8, с. 29—32). О том же говорит и А. Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок вещей (9, с. 14).

Как видим, концепции власти многообразны и отличаются друг от друга. Столь высокая степень различия привела некоторых современных политологов к выводу: по поводу содержания понятия власти не существует единого мнения; оно является "сущностно оспариваемым". Я постараюсь доказать ниже, что это не так; здесь же отмечу лишь, что несмотря на различия в деталях и оттенках, существующие концепции власти обладают тем не менее общими фундаментальными чертами. Прежде чем мы перейдем к ним, зададимся вопросом: почему в нашем моральном и политическом лексиконе присутствует концепция власти? Иначе говоря, какое значение имеет для нас сама идея власти и представления о ней?

Эти вопросы подводят нас к очевидному факту, которым, однако, нередко пренебрегают: политологи или политики вкладывают в этот термин понятие о действии. Современные теоретики Луке (7), Коннолли (10), Исаак (11) вводят в рассматриваемую нами концепцию тему ответственности. По словам Исаака, чтобы определить источники власти в обществе, следует установить возможности и пределы внешнего воздействия на всех нас... То есть нужно выявить ее моральную ответственность (11, с. 5). Иными словами, без понятия власти мы лишены способности судить о действиях политиков, равно как и возможности обвинять их или доверять им.

Но почему это так? Да просто потому, что власть включает в себя понятие о "способности" и "возможности" (12; 8, с. 481). А обладание властью равносильно тому, что от кого-то или от чего-то зависят результаты или последствия совершенных действий, которые повлияют на существование и/или интересы людей и обстоятельств. Например, мощное землетрясение или шторм могут послужить причиной серьезных разрушений. Но они, в отличие от политических потрясений, происходят стихийно, хотя и затрагивают интересы людей; явления природы существуют, но в них нет "намерения", они случайны и о них нельзя судить в категориях моральной ответственности.

Совсем иное дело — политические деятели или группы. Они, в отличие от бурь и землетрясений, обладают целым набором специфических человеческих сил или возможностей: убеждать, приводить доводы, рефлексировать, общаться, предвидеть результаты действий и мер (хотя бы некоторые), оценивать последствия и изменять поведение в зависимости от такой оценки. В этом и состоит уникальность "власти" в человеческом обществе: концепция власти рассматривается сточки зрения морали. Именно эти человеческие возможности и силы становятся основой того, что мы придаем моральный и политический смысл понятию власти.

Лукс и его критики

Обратимся теперь к противоречивым, но получившим в последнее время большое распространение взглядам С. Лукса на этот предмет (7).

В своей книге "Власть: взгляд радикала" Луке подвергает критике концепции власти, распространенные среди американских политологов "плюралистического" направления (т. н. "одномерная" теория, рассматриваемая Далем) (5) и их противников ("двухмерная" теория Бахраха и Баратца) (13). Эта книга послужила прелюдией к его собственной "трехмерной" теории, оказавшейся плодотворной в последующих исследованиях (14). Несмотря на различия, все три теории обладают общим ядром. Луке отмечает, что в основе идеи власти лежит весьма простая посылка: один индивид каким-то образом воздействует на другого (7, с. 26). Однако не всякое воздействие можно считать применением власти. Мы ежедневно оказываем на кого-нибудь множество видов воздействия, но далеко не все из них можно отнести к проявлению власти. Луке полагает, что власть — не просто обыденное, а морально значимое или нетривиальное действие. Но по какому критерию можно различать тривиальное действие от нетривиального? Луке отвечает: проявить свою власть по отношению к кому-то — значит затронуть его интересы, а точнее говоря, пойти против его воли, покуситься на его автономность.

Критики сразу же обвинили Лукса в том, что, по его определению, власть равносильна причинению вреда (здесь "вред" понимается как покушение на автономность личности). В таком случае нам пришлось бы исключить множество примеров, когда власть применяется для того, чтобы убедить — или побудить действовать — во имя блага, хотя, как признает Луке, благая цель в свою очередь требует жертв и причиняет вред (7, с. 32—33). Учителя и врачи, например, в процессе обучения и лечения тоже — по-своему — применяют по отношению к ученикам и пациентам свою власть и причиняют им неприятные ощущения.

Какое-то действие можно назвать проявлением власти, если оно побуждает человека (людей) делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле, причем направленность этого действия не обязательно предполагает причинение вреда кому-нибудь в дальнейшем. Конечно, Луке прав, приводя примеры с обратным результатом: когда применяющий власть выигрывает, а объекту ее применения причиняется вред. Рабовладельцы или субъекты эксплуатации, безусловно, применяют власть, но данный случай не может быть парадигмой; здесь понятие власти слишком узко. Подобные рассуждения и противоречия на первый взгляд не кажутся существенными: у Лукса одно мнение, у его противников — другое, и они несовместимы. Но некоторые факторы заслуживают внимания.

Критики Лукса в большинстве своем вовсе не утверждают, что их мнения и луксовские определения власти разделяет непроходимая пропасть, а указывают на несоответствия или противоречия в его собственной концепции, которые становятся иными при попытках найти ей подтверждение в обычных, реальных и несложных, ситуациях (см., например, 15; 16; 8). Да и сам Луке не считает, что критикуемые им концепции власти неверны сами по себе, но что они слишком узки и не включают в себя такие действия и отношения, которые мы относим к понятию власти. Таким образом, тезис о фундаментальной несводимости имеющихся концепций власти не подтверждается; существующие концепции сопоставимы, и противоречия в подходах к понятию власти можно разрешить, по крайней мере, в принципе.

Один из способов разрешения вопроса — попытаться определить различие между двумя ситуациями: когда кто-то обладает властью для того, чтобы что-то совершить или воздействовать на кого-то, или кто-то имеет "власть над" другим. Последний случай Луке приводит в подтверждение своего тезиса о том, что выражения типа: "власть убеждать" или "власть для блага другого" не могут быть включены в понятие "власти" (7, с. 32—33). Но ведь под политикой понимается далеко не только и главным образом не принуждение или господство — т. е. не "власть над", — а власть, которой пользуются для убеждения или разубеждения, или для того, чтобы обеспечить чьи-либо преимущества. Тогда анализ самого Лукса слишком ограничен и узок, поскольку не включает в себя некоторые существенные и определяющие элементы политической жизни. Как отмечает Арендт, "стоит только перестать сводить общественную жизнь лишь к господству кого-то над кем-то (т. е. к "власти над"), как живая жизнь предстанет перед нами во всем своем подлинном многообразии" (6).