Интересное мнение по поводу устаревания советской элиты было нами обнаружено в статье А. Крэстевой. Оказывается, наше бывшее политическое руководство оказалось несостоятельным перед телекамерой,
В Союзе «элита» не говорила и не появлялась. За нее говорили с полос газет, создавая таким образом ореол власти. Как только наши вожди вышли в эфир, коммунизм кончился. В связи с этой точкой зрения можно обратиться к классику теории элиты – Г. Моске. Он тоже ссылался на необходимость «прослойки» между лидером и толпой. «Проходя от учителя к низам, идеи деформируются, очищаясь от непоследовательностей и лжи»23. Тогда роль прослойки выполняли газеты и телеэкран, а также многочисленные идеологи, трактующие каждое слово, произнесенное вождем, в нужном русле.
Таким образом, с развитием СМИ наши вожди перестали нам казаться чем-то сверхъестественным, необыкновенным. Идея человекобога в лице генсека полностью себя исчерпала. Сейчас мы видим по ту сторону экрана людей со своими слабостями и косноязычностью. Появилось больше возможностей оценить того или иного политического деятеля, услышать множество мнений по конкретному предмету. Но нормальной эту ситуацию не назовешь – каждый печатный орган, каждая телекомпания и радиостанция в погоне за сенсацией очень часто искажают факты (не будем утверждать, что они лгут, но приукрашивают, сгущают краски – наверняка). И опять возникает проблема лебедя, рака и щуки. Правда, есть и один большой плюс в этой ситуации – социальный конфликт, о назревании которого мы говорили, до сих пор не произошел только по этой причине: общество расчленено не без помощи СМИ на партии, поэтому нет реальной силы, которая могла бы повести за собой широкие массы. На этом держится сегодняшняя Россия, не объятая гражданской войной, которую нам прочили многие политические деятели и исследователи. Но ситуация накалена до предела, поэтому отрицать такой страшный исход тоже нельзя.
Кстати, дальнейшее развитие ситуации сближения вождя с массами мы можем наблюдать в США. С одной стороны, ореол власти давно потерян, с полос газет и телеэкранов смотрят живые люди, во многом такие же, как и все остальные. Но народ по-прежнему склонен считать, что должностное лицо обязано оправдывать свое избрание на высокий пост безупречностью во всем. Если хоть раз в жизни лидер оступился, то на продолжении его политической карьеры можно ставить жирный крест. Так случилось с Б. Клинтоном, который стал жертвой идеи сверхчеловека. По мнению американцев, президент должен быть беспристрастным и лишенным человеческих чувств представителем Закона, беспристрастным как сама Конституция? Или пример с Б. Н. Ельциным, когда весь мир вынужден был следить за состоянием его здоровья. Ситуация абсолютно ненормальная с точки зрения человека, привыкшего быть человеком, но неизбежная для лидера.
Все уже давно привыкли к пристальному вниманию со стороны прессы к жизни каких бы то ни было знаменитостей. Каждый шаг звезды известен, проанализирован и преподнесен в нужном свете. Часто в погоне за подобным материалом представители СМИ нарушают все нравственные устои – вспомним гибель принцессы Дианы. Но в информационном обществе это неизбежно, поэтому тот, кто имеет доступ к главному ресурсу очень сильно влияет на управление обществом и обстановку. Не случайно представителей прессы называют «четвертой властью».
Несколько иначе обстоит дело с людьми искусства. Имея доступ к сердцам и умам широких слоев населения, они могут сделать гораздо больше, чем многие политики. Поэтому возникла цензура, и так много советских писателей, артистов, были репрессированы. Вопрос о свободе слова в России снова в центре внимания сейчас. Власть пытается взять под контроль все СМИ, и это оправдано – как мы говорили выше, лодка общественного спокойствия слишком раскачана, чтобы переносить все точки зрения и факты, преподносимые различными журналистами. С другой стороны, запретить говорить невозможно, каждый имеет право на собственное мнение и на его высказывание, и с этим тоже нужно считаться. Выход из этой ситуации, на наш взгляд, только один – терпение. Население далеко не так активно, как раньше, реагирует на сенсации, верит не всем телекомпаниям и журналистам. Со временем политический вес будут иметь несколько источников информации, и обстановка стабилизируется.
Со снятием «железного занавеса» стал повсеместным и неизбежным процесс проникновения маргинальной культуры в массы. Элитное искусство обособилось, но сейчас трудно определить его наличие в нашей стране. Артисты либо подстраиваются под примитив американского образца, либо эмигрируют, либо иссякают как личности. Наблюдается и еще одно очень занимательное явление: движение деятелей культуры в политику. И. Кобзон, Ю. Гусман, А. Буратаева – этот ряд можно продолжить многими именами. Люди, имеющие свой взгляд на политику, не зависящие от власти и чужого мнения, ищут более примитивные пути влияния на ситуацию. Ведь любой человек искусства обладает более полной властью над массами, чем самый хороший политик. И если человек не может выразить свои мысли в творении, предпочитая трибуну Госдумы, это говорит не в его пользу. Констатировать можно только вырождение российской культуры, сопровождающую разложение общества как целого.
Сейчас уже не новость и не диковинка выход на большую сцену «зонального» искусства. И не нужно особых знаний и представлений об обществе, чтобы понять, чем это вызвано. Спрос, как известно, порождает предложение, поэтому обилие «зэковых» групп на российской эстраде объясняется огромным к ним интересом со стороны публики. Это говорит только о том, что представители властвующих структур прошли эту практику, а молодежь стремится повторить этот путь. Способы накопления капитала в России, где до перестройки официально не было богатых, преданы огласке еще великим Гоголем: воруют все, всюду и сколько могут. Заметим также, что для осуществления сделки необходимо наличие платежеспособного спроса, поэтому главными заказчиками такой музыки являются представители высших слоев. Вывод о том, кто правит Россией, очевиден.
И все было бы не так страшно, если бы не повальное увлечение молодежи подобными образами. Часто молодые люди просто путают эпохи. В прошлом интерес к тюремной теме существовал, но в underground'е, и объяснить это можно было тем, что лучшая, передовая часть страны, мозговая и культурная элита, прошли ГУЛАГ. Сейчас экономическая элита прошла через тюрьмы, только кто же в этом виноват? Расхожий образ нового русского, не закончившего и средней школы, но имеющего огромные деньги, уже устарел. Но заявление господина Березовского о том, что чист перед законом только тот, кто спал все предыдущие 10 лет, заставляет о многом задуматься при всем личном неуважении к данному субъекту. И получается, что государство само вынудило предприимчивых людей уходить «в тень» – размах этого явления в России просто чудовищен. По разным оценкам, нелегальными являются от 50 до 80% всех финансовых потоков. Таково наше неуважение к закону. Точнее, таков наш закон.
Еще одна причина обращения населения страны к данной области культуры – протест власти. Ведь один из способов избавиться от опасного соперника во власти – посадить его за решетку. И так поступают не только политики – так избавляются и от мешающего конкурента в бизнесе, и просто от врага. Так образуется нелегальная, но сильная элита по ту сторону колючей проволоки. Она, как и другие виды элиты, вносит посильную лепту в управление обществом, ведь выйдя па свободу, подобные авторитеты продолжают находиться на верхушке.
Еще одно следствие засилья тюремной культуры – преступление становится нормой жизни. Страшная статистика нераскрытых заказных убийств, ставшая почти официальной профессия наёмного убийцы – все это черты нового времени.
Соприкасается в определенных точках с культурной элитой элита интеллектуальная. Это особая группа общества, куда входят крупнейшие отечественные ученые, работники высшей школы и т.д. Даже при коммунизме академическая элита имела самостоятельность, поскольку была относительно обособлена от политики. Циркуляция этих людей во все сферы политики и экономики желательна, но не всегда осуществима. Дело в том, что крупнейшие умы нашего века сейчас работают где угодно, но не в России. Здесь они получают необходимое образование, а дальше едут зарабатывать деньги. На одной из дверей ВШОПФ при ИПФ РАН висит красноречивая табличка: «Как платите – так и работаем». Проблема финансирования науки давно повисла в воздухе и неизвестно когда разрешится, а тем временем отечественная наука приходит в упадок. Характерен в этом смысле фильм «Гений» с А. Абдуловым, где главный герой, работая ранее в каком-то «смешном НИИ», ушел в теневой бизнес, стал борцом за правду и нравственность, имея, впрочем, своеобразное представление о справедливости.
Лучшие проекты оказываются погребенными бюрократической системой, лучшие умы либо вынуждены реализовывать свои способности за границей, либо по ту сторону закона. Эти люди не пропадут – интеллект их прокормит, а кто прокормит Россию?
***
По поведению, уровню культуры и интеллекта элиты можно судить о здоровье общества. Судя по проявлениям, Россия больна. Мы давно уже перестали слышать друг друга, отвыкли от солидарности и единства, каждая группа общества живет своей отдельной жизнью. Высшие круги пытаются обособиться, а более низкие – пробить брешь в обороне. Чем все это закончится, покажет время.
Список литературы
М. Вебер. Избранное. Образ общества. М., «Юрист», 1994
А. И. Пригожин. Современная социология организаций. М., «Интерпакс», 1995
В. В. Щербина. Социология организаций: словарь-справочник. М., «Союз»1996
Н. А. Шматко. Становление российского патроната и бюрократический капитал // «Социс», 1995, № 6, стр. 24-36
Л.В. Бабаева, А.Е. Чирикова. Бизнес-элита России: образ мировоззрения и типы поведения // «Социс», 1995, № 4, стр. 129-132