Елена Кряжева, студентка, Факультет экономики, Нижегородский филиал, ГУ Высшая школа экономики
С сотворения мира всегда правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархии и для демократии, для эпох реакционных и для эпох революционных. Из управления меньшинства нет выхода. Вопрос лишь в том, правит ли меньшинство лучшее или худшее. Одно меньшинство сменяется другим. Вот и всё.
(Н. А. Бердяев)
Наверху собираются сливки. И пена тоже.
(А. Блох)
Термин «элита» вошел в обиход не так давно. Точнее, в своем широком значении, он был возрожден чуть более десяти лет назад. В настоящее время мы употребляем его, когда имеем в виду что-то из ряда вон выходящее, лучшее в своем роде; часто определение «элитный» используется в рекламе: элитные джинсы, шубы, даже сантехника. Это понятие имеет двоякое толкование: с одной стороны, элитный – значит лучше других, а с другой стороны, то, что свойственно определенной социальной группе.
Существует немало определений понятия «элита», среди которых выделим два основных:
элита – это все индивиды, добившиеся наивысших результатов в какой-либо сфере деятельности;
Р. Миллс: элита – это люди, чьи позиции позволяют им подняться над окружающими и принимать решения со значимыми последствиями.1
Первое из них, очевидно, американское. Оно базируется исключительно на заслугах конкретной личности, предполагая ряд усилий для достижения этого статуса. Но это не всегда соответствует действительности, так как существует довольно обширная группа людей, не приложивших особых усилий для вхождения в элиту. Мы говорим о так называемых преемственных аристократах, «золотой молодежи», ведь они, очевидно, относятся к этому слою, так как обладают всеми атрибутами: блестящим образованием, материальной обеспеченностью, вхожестью в определенные сферы знакомств, управленческой должностью, наконец. В силу этого обстоятельства первое определение не может быть признано полным, так как отвечает не всем критериям.
Второе больше имеет в виду правящую элиту, о которой мы, собственно, и хотим поразмышлять в этой работе. Но нельзя отрицать, что в группу элиты входит также элита интеллектуальная и культурная, которая часто не принимает решения со значимыми последствиями. Но даже при разговоре о сильных мира сего нельзя забывать выдающихся деятелей науки и искусства, так как часто люди переходят из одного вида элиты в другой, и эта циркуляция есть неотъемлемое условие здоровья общества. Поэтому второе определение также не может быть признано исчерпывающим.
Становится очевидным, что дать однозначное толкование термину «элита» не так-то просто. Даже в социологии под этим словом подразумеваются разные общественные группы, не говоря уже о том, что в политологии и в экономике элитой называются разные формации. Это понятие также изменяется с течением времени и развитием человечества. Для нашего исследования кажется приемлемым следующее определение:
«Элита общества – это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на управление им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации поведенческие стереотипы в обществе, и, в конечном счете, более активно, результативнее, чем все другие слои, участвовать в формировании тенденций развития общества, возникновения а разрушения социальных конфликтов, одновременно обладая большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании собственного положения, в выборе своей групповой ориентации по основным общественным проблемам.»2
Очевидно, что элита оказывает огромное влияние на развитие той или иной общественной формации, поэтому представляется не только интересным, но и необходимым исследование структуры этого слоя, основных поведенческих типов его представителей, предпосылок формирования и движение как внутри, так и общение с внешней средой. Оговоримся сразу, что не имеем цели заниматься детальным рассмотрением элиты как социальной организации, а стремимся вникнуть во взаимодействие ее с обществом.
Подобное исследование сопряжено с рядом трудностей методологического характера. Во-первых, люди у власти, а соответственно и их интересы, и их социально-политический портрет, меняются, поэтому глупо было бы претендовать на точность даваемых оценок. Важно, на наш взгляд, понять основные принципы образования элитного слоя и причины его падения, общие черты, присущие этим людям, и другие особенности, мало зависящие от личностных качеств человека, находящегося на вершине пирамиды власти. Во-вторых, рассчитывать на 100%-ную правдивость информации не приходится, так как далеко не каждый представитель власти согласен открыто рассказать все о своей деятельности и мотивации тех или иных поступков, поэтому часто в работе будут использоваться предположения и следствия, т.е. косвенные факты, но не прямые данные социологических опросов. В-третьих, далеко не все представители правящего сословия знакомы нам в лицо. Мы говорим и гак называемых «серых кардиналах», которые часто стоят за власть имущими. Но, несмотря на их не появление на экранах или трибунах, их влияние часто наблюдается в широких массах общественности. Поэтому сбывать об их существовании тоже нельзя.
Таким образом, определить как понятие элиты в универсальном применении, так и выбрать однозначную методологию исследования нельзя – поэтому в данной работе обратимся к высшему слою общества с вопросом что было, что есть и что должно было быть.
Формирование элиты и её предназначение
В связи с тематикой правящего класса возникает очевидный вопрос: зачем вообще содержать высший слой? Он интересует в основном широкие народные массы, особенно в последнее время. Ответ на него не столь очевиден, но все же подходящее объяснение можно найти. А.И. Пригожин в книге «Современная социология организаций» утверждает, что элита нужна для наиболее продуктивного взаимодействия как внутри организации, так и с внешним миром. Для осуществления каких бы то ни было проектов, общения, контактов необходим представитель от определенного числа людей, иначе диалог не представляется возможным. Поэтому появляется иерархия внутри организации, преследующая цель прежде всего распределить функции между различными группами. Это вариант горизонтального разделения: вертикальное рождается соответственно: различные группы выделяют нескольких представителей для интеграции и коммуникаций; высшие же эшелоны возникают как надстройка над всей системой для взаимодействия с внешней средой. А в силу того, что система уже образовалась указанным способом, то ей необходимо управлять, для наиболее эффективного ее функционирования. Так появляется власть в любом обществе, в любой социальной организации. Так, например, происходило призвание русичами варягов на царство, после которого началось царствование Рюриковичей на Руси, длившееся вплоть до XVII века.
Таким образом, власть в организации возникает в связи с передачей (добровольной или вынужденной) части «суверенитета личности», ее прав, другому – должностному лицу или определенному органу из-за необходимости возникновения посредника в общении между большими группами людей.
С течением времени меняются как лидеры властвующих групп, так и их состав, поэтому появляется необходимость в фиксации определенных правил во избежание личной зависимости большой социальной группы от склада характера членов элиты. Так рождаются конституции и появляются следующие противоречие: с одной стороны, власть безлична, так как представлена законом, а с другой – особенности правящей верхушки сказываются на поведении системы. Эта дилемма тянется на протяжении столетии, склоняя чашу весов между законом и личностью на ту или иную сторону. Соотношение между возможностью отдельной личности управлять по своему усмотрению и силой закона определяет общественный строй – абсолютная монархия и республика – крайние формы, человечество знает и ряд промежуточных; в дальнейшем мы будем рассматривать переход в России от тоталитаризма к существующему строю в связи с изменением в правящих кругах.
Правящие элиты в различные периоды развития человечества сменяли друг друга. Существует два основных вида элит, два способа управления: элита львов и элита лис.
Первый из них основан на признании воинских заслуг какой-либо личности, т.е. кто сильнее, тот и прав. Он характерен для зари цивилизации, когда люди не знали другого способа выяснения отношений, и для военного времени. Такой способ разрешения спора, если к нему прибегает правительство, показывает полную его несостоятельность как властной структуры. Почти любое правление, любая организация начинается именно с силового захвата власти. От этого не уйти: чтобы доказать свое право на должность, ею необходимо завладеть.
К насилию прибегают на перепутье, когда один общественный порядок заменяет другой. Такая ситуация сложилась в 30-е годы в США, когда войны между гангстерскими группами превратились в массовое явление; подобные признаки наблюдаются и в современной России. На наш взгляд, это показатель деградации общества, которая начинается с деградации элит. Уже давно перестало быть секретом наличие так называемой «крыши» в бизнесе и политике на случай силового вмешательства, не говоря о том, что телохранитель является таким же атрибутом серьезного человека, как и костюм от Армани. И если сильные мира сего перестали видеть другие пути разрешения конфликтов, значит, страна катится в пропасть.
Второй путь заключается в обмане одних членов общества другими с целью удержания власти. Как правило, на нем основывается любое государство, имеющее целью создать стабильную систему управления. Дело в том, что управлять обществом невозможно, рассчитав его как математическую модель: «руководители, хорошо владеющие искусством управления, – ценное общественное достояние. Но это искусство почти непередаваемо другим, как и всякое искусство, основанное на таланте. Кроме того, способными к управлению оказываются далеко не все, отчего управление становится похожим на таинство».3 Очевидно, что в правящей верхушке не может долго сохраняться соответствие способностей индивидов занимаемым должностям. Причиной может быть и моральный износ идеологии, и перемены в обществе, и физическое старение правителя, и отрицательные результаты его деятельности. Поэтому, чтобы сохранить за собой право на власть, люди начинают либо принимать соответствующие законы, либо пытаться так повернуть свою предыдущую деятельность перед электоратом, чтобы выглядеть достойно и т.п. Преимущество этого пути перед предыдущим – он основан на интеллекте.