· отрасли военно-промышленного комплекса, осуществляющие конверсию производства (создание новых материалов, освоение космического пространства, спутниковая связь, волоконно-оптическая связь, товары потребительского назначения и др.);
· свободные экономические зоны (совместное создание промышленной инфраструктуры, развитие рискобизнеса, организация научно-промышленных парков, технополисов).
Развитие сотрудничества на фондовом рынке может решить и проблему финансовой задолженности России Республике Корея путем передачи имущественных прав на российские предприятия, при условии отработки механизма участия южнокорейских вкладчиков в приватизации объектов на территории России (преимущественно в Дальневосточном региона) с последующим привлечением капитала и технологий в производственную сферу. Наиболее крупным инвесторам, осуществляющим капиталовложения как в предпринимательской, так и в портфельной форме целесообразно оказывать всяческое содействие на государственном уровне на всех этапах реализации инвестиционных программ. Вместе с тем, при рассмотрении инвестиционных проектов необходимо учитывать вопросы экономической безопасности России и интересы отечественных товаропроизводителей.
Одним из приоритетных направлений инвестиционного сотрудничества России с Республикой Корея должно стать научно-техническое сотрудничество. Привлечение южнокорейских инвестиций в эту сферу позволило бы не только сохранить уникальный научно-технические потенциал России, но и заложило бы основу для совместного выхода на мировые рынки с принципиально новой интеллектоемкой продукцией.
Для поднятия на новый уровень сотрудничества в этой сфере представляется целесообразным сконцентрировать усилия на следующих направлениях:
· совместная коммерциализация имеющихся российских научных разработок и технологий на базе институтов Академии наук и отраслевых НИИ;
· организация совместных производств как в России, так и в странах Северо-Восточной Азии и с использованием российских патентов и лицензий;
· создание банка данных по наиболее передовым российским технологиям, в отраслях, представляющих особый интерес для южнокорейских компаний;
· привлечение венчурного капитала и создание рискофондов для финансирования новейших и перспективных научно-технических разработав России;
· использование высвобождающихся в результате конверсии и сокращения военного производства научно-технических мощностей и высококвалифицированных кадров оборонных предприятий для налаживания производства гражданской продукции как промышленного, так и потребительского назначения;
· более активное привлечение различных научных фондов и выделяемых ими грантов для поддержки научных исследований российских ученых в области точных, естественных, общественных и гуманитарных наук;
· создание совместных фондов для финансирования фундаментальных исследований;
· создание на базе российской системы образования, с привлечением ведущих южнокорейских ученых совместных высших учебных заведений для подготовки специалистов в таких областях как маркетинг, менеджмент, финансовые рынки, социальная инфраструктура и др.;
· участие российских ученых в перспективных программах научно-исследовательских работ в Южной Корее;
· перспективной формой научно-технического сотрудничества может стать совместная организация технополисов, в том числе в свободных экономических зонах Дальнего Востока России.
Следует подчеркнуть, что научно-техническое сотрудничество может быть наиболее эффективным при координации усилий в этом направлении как государственного, так и частного сектора. В ближайшие годы возможен рост притока капитала южнокорейских компаний в приобретение облигаций российских государственных займов, которые российское правительство планирует размещать в крупнейших мировых финансовых центрах.
2.2 Товарооборот России и Южной Кореи
Торгово-экономические связи между СССР и Кореей стали осуществляться с конца 1988 г. (до этого торговля велась через фирмы-посредники из третьих стран). Республика Корея заинтересована в получении из России сырья и полуфабрикатов с учетом взаимодополняемости экономических комплексов двух стран. Что касается российских интересов, то с учетом имеющихся у Южной Кореи возможностей она может стать источником крупных капиталовложений в российскую экономику, а также поставщиком на российский рынок, прежде всего, в дальневосточный регион современных техники и технологий. Центральным вопросом всего комплекса торгово-экономических отношений между Российской федерации и Республикой Корея является урегулирование задолженности России по предоставленным СССР южнокорейским кредитам. В январе 1991 г. Республика Корея предоставила СССР кредит в 3 млрд. долларов; использовано 1,5 млрд. долларов. Общая сумма уже российской задолженности (включая новые кредиты и начисленные проценты) оценивается в 1,3 млрд. долларов. 10 июля 1995 г. было подписано Межправительственное соглашение об урегулировании части неоплаченной задолженности Внешэкономбанка СССР (в 450 млн. долларов.) путем поставок в Южную Корею российских сырья, гражданских вертолетов и прочей техники. Соответствующими российскими ведомствами и предприятиями-поставщиками осуществляется работа по реализации этого Соглашения .
Тем не менее удельный вес России в общем товарообороте РК не превышает 1,5%.
Оборот млрд. $ | Экспорт РФ в РК | Импорт РФ из РК | |
2005 г. | 2,8 | 1,8 | 1,4 |
2006 г. | 3,2 | 1,8 | 1,9 |
2007 г. | 3,3 | 1,5 | 1,8 |
2008 г. | 2,1 | 0,9 | 1,1 |
2009 г. | 1,2 | 0,9 | 0,6 |
Анализ таблицы следует разделить на 2 этапа – до 2008 г. и после. Начиная с 2005 внешнеторговый оборот между двумя стран неуклонно возрастал (2005 2,8 млрд. $, в 2007 – 3,3 млрд. $), что было обусловлено ростом экономических показателей в Южной Корее и России. В эти годы экспорт высокотехнологичного оборудования, компьютеров и автомобилей в Россию увеличился в несколько раз, что и отразилось на общей динамике. В это же время Россия продолжала наращивать поставки природного газа, угля и сырой нефти, при этом Корея по этим показателям вышла на 6е место по общему импорту сырья из России[5].
Пагубное влияние на развитие двухсторонней торговли оказал финансовый кризис. Объёмы внешней торговли сократились, по сравнению с до кризисными почти в 3 раза. Стороны рассчитывают на дальнейшее увеличение сотрудничества в сфере торговли и увеличении товарооборота (2010 г. – 2,2 млрд. $).
Российский экспорт в Южную Корею остается преимущественно сырьевым; основной удельный вес в его структуре занимают: нефть и нефтепродукты, алюминий и изделия из него; мясо, морепродукты, металлолом черных металлов, никель и изделия из него.
Импорт из РК состоит, в основном, из готовых изделий; его ведущими статьями являются: машины и механизмы, высокотехнологичное оборудование, компьютеры, морские буровые платформы, бытовая техника, нефтепродукты. Одним из весомых импортных товаров были автомобили, но после повышения таможенных пошлин импорт снизился почти до нуля.[6]
Динамика взаимного товарооборота в последние годы сопровождается нарастанием ряда отрицательных тенденций и проблем (недостаточные пропускные возможности российских дальневосточных портов, высокие транспортные тарифы и нехватка у российских участников торговли валютных средств для обслуживания импорта из Южной Кореи и т.д.). Основной причиной сокращения российского экспорта в Южную Корею и всего товарооборота в последние годы, помимо экономических трудностей в обеих странах, стали тарифные и нетарифные ограничения, введенные корейской стороной по некоторым российским товарам.
Правовой основой считается Российско-Корейская Совместная декларация. Которая призвана способствовать дальнейшему расширению и углублению взаимного торгово-экономического сотрудничества, стимулированию двустороннего конкретного взаимодействия, а также налаживанию многостороннего сотрудничества в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Правительство Южной Кореи, формально заявляя о равных условиях инвестирования для южнокорейских фирм в России по сравнению с третьими странами, на практике продолжает строго контролировать их, сдерживая инвестиционные усилия местных компаний под разными предлогами, в частности, ссылаясь на политическую нестабильность и экономический кризис.
Южнокорейские деловые круги по-прежнему сохраняют скептическое отношение к инвестированию в России, ссылаясь на весьма обременительный налоговый режим, бюрократию, несовершенство законодательной базы в нашей стране. Реализацию крупнейших инвестиционных проектов корейская сторона увязывает с предоставлением ей российской стороной налоговых, таможенных и других льгот, выходящих за рамки действующего в России законодательства.
2.3Торговое взаимодействие России и Южной Кореи
В связи с тем, что Республика Корея стремится в XXI в. войти в число развитых государств, она готова к сотрудничеству во всех отраслях экономики. При этом нежелание японских и западных компаний делиться технологиями со своими корейскими конкурентами подталкивает Корею к налаживанию сотрудничества с Россией, которая представляет собой огромный перспективный рынок для южнокорейских компаний.