Смекни!
smekni.com

Объект, предмет и функции политологии. Содержание мира политики. Взаимосвязь политологи студент (стр. 3 из 9)


10. Политические идеи Бакунина.

Бакунин верил в нравственное здоровье народа, постоянно готового к бунту, подтверждением чего, по его мнению, служили многовековая борьба с угнетателями, раскольничье движение, национально-освободительные войны. Он совершенно игнорировал организованное и дисциплинированное политическое движение народа, участие в парламентской деятельности, что, по его убеждению, приобщило бы народ к буржуазной государственности. Несмотря на высокую оценку "Манифеста Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, Бакунин напрочь отвергал марксистское положение о диктатуре пролетариата, считая ее разновидностью государственной власти, то есть того же самого аппарата насилия и угнетения, который призвана свергнуть пролетарская революция. Он писал по этому поводу: "Между революционной диктатурой и государственностью вся разница состоит только во внешней обстановке. В сущности же они представляют обе одно и то же управление большинства меньшинством... Поэтому они одинаково реакционерны, имея... результатом... упрочение политических и экономических привилегий управляющего меньшинства и политического и экономического рабства народных масс". Бакунин был против создания массовых политических рабочих партий и прочих объединений, а больше склонялся к мысли о деятельности небольшой, строго законспирированной заговорщической организации, которая и должка была осуществить уничтожение государственного аппарата. Эти взгляды впоследствии привели его к сближению с авантюристом Нечаевым, что значительно подорвало авторитет Бакунина в демократических кругах. Бакунин предполагал уничтожить частную собственность (в том числе и мелкую, в отличие от Прудона). Он ратовал за полный коллективизм в сельском хозяйстве и промышленности. Частная собственность могла быть ликвидирована путем отмены права наследования, - впоследствии она передавалась промышленным и сельскохозяйственным ассоциациям. Эти же ассоциации должны были стать и единственными наследниками имущества умершего члена трудового объединения. Из образовавшегося посредством этого фонда должны были браться средства на воспитание, обучение, социальное обеспечение членов ассоциаций. Бакунин высоко ценил французскую революцию, а её лозунг, гласивший, - что «каждый человек должен иметь материальные и духовные средства для развития всей своей человечности» поставил во главу угла своего учения. Руководствуясь данным принципом, Бакунин предполагал "организовать общество татам образом, чтобы каждый индивид... находил... почти равные средства для развития своих различных способностей". Он хотел создать "такое общество, которое бы поставило всякого индивида... в невозможность эксплуатировать чужую работу". Основные идеи своего учения Бакунин изложил в статье "Наша программа", опубликованной в Женеве в 1868 году. В статье он ратует за полное "умственное, социально-экономическое и политическое освобождение народа". В развернутом комментарии данных тезисов Бакунин выступает против веры в бога и прочих религиозных предрассудков, касаясь социально-экономической свободы, разъясняет сущность эксплуататорского государства. Любое государство, по мысли Бакунина, держится на факте завоевания, на праве наследственной собственности, на семейном праве отца и мужа и на освещении всех этих основ общества религией. Бакунин пропагандирует идею уравнения в правах женщины и мужчины, отмены семейного права и брака (как церковного, так и гражданского), - касается воспитания и образования детей, все заботы о которых, с упразднением семейного права, должны лечь на плечи всего общества. В конце статьи Бакунин высказывает два коренных, основополагающих принципа своей доктрины о том, что земля должна принадлежать только тем, кто ее обрабатывает своими руками, то есть земледельческим общинам, а капиталы и все средства промышленного производства должны принадлежать рабочим ассоциациям. Разрабатывая теорию о дальнейшем устройстве общества, Бакунин предполагал, что на месте упраздненного государства возникнет свободная федерация производителей, ассоциаций, коммун, общин, губерний, а в будущем - всемирное объединение трудящихся. Структура федерации, по мысли Бакунина, должна была строиться и функционировать по принципу: снизу вверх, когда главным звеном в организационной цепочке общества является свободный производитель, а не правительство, как при государственной форме.


11. Политические идеи Вебера

Основной вклад Вебера в изучение политических форм и режимов может быть представлен по трем направлениям. Во-первых, Вебер - автор теории легитимности власти, которая в силу своей универсальности позволяет, по словам В.Моммзена, осмыслить не только современное государство, но, no-существу, "все формы властных отношений" и обществе (58). Легитимность, согласно Веберу, означает признанность власти, ее законность (в неправовом смысле) и выступает в качестве гаранта стабильности имеющихся в обществе структур, процедур, решений и должностных лиц, "независимо от конкретного содержания их действий". Это центральный элемент того явления, которое Вебер называл "политическим господством", подразумевая под этим такой общественный порядок, где приказывают и выполняют приказы. Однако выполнения приказов, по убеждению Вебера, добиваются отнюдь не только применением силы. Более существенно то, что любая власть действует в рамках определенных социально выработанных норм и правил общежития и опирается на эти нормы. Если нормы признаются большинством в обществе и воспринимаются как ценности, можно быть уверенным, что государственная власть имеет под собой достаточно прочные основания. Или иначе говоря, власть обладает легитимной основой для своих действий. Легитимность может быть трех типов - рациональная, традиционная и харизматическая. Соответственно, власть обретает свои полномочия на основе трех различающихся способов - рационально разработанных правил человеческого общежития, сложившихся в обществе традиций и харизмы лидера. Поскольку легитимность выступает для Вебера в качестве внутреннего основания и смысла политического господства, то на ее основе, считал немецкий ученый, могут быть выделены также три главных типа политического господства. Кроме того, легитимность власти может быть рассмотрена в качестве одного из важнейших ее ресурсов, позволяющих ей быть значительно менее скованной в своих действиях. Такая, пусть и относительная "свобода действий" предоставляет власти определенный выбор - "проедать" имеющийся авторитет, реализуя лишь свои собственные, противоречащие общественным интересы или осуществлять социально-экономическое развитие в интересах общества в целом. Вторым важнейшим достижением Вебера была разработка типов политического лидерства, возникающего к условиях стабильных и нестабильных обществ. Основываясь на своей концепции легитимности и политического господства, Вебер соответственно выделял и типы лидерства: рациональный, традиционный и харизматический. Каждому из них был присущ собственный стиль поведения, использования средств управления, каждый опирался на специфический административный персонал и социальные слои. Принципиально важным представляется выделение Вебером лидерства харизматического склада, возникающего в условиях социальной и политической нестабильности. Третье направление деятельности Вебера - анализ социальных оснований политической стабильности и нестабильности. Вебер строил свой анализ, принципиально противопоставляя его марксистскому, в основу которого было положено гипертрофирование роли экономических факторов. И если для Маркса в основе всего лежал экономический интерес, то Вебер само возникновение такого интереса рассматривал лишь как частный случай реализации социальных ценностей. Фундаментально важной для него оказалась категория ценности, а не интереса. Опираясь на эту категорию, социолог разработал значительно более сложную, многовариантную систему социальной стратификации, нежели классовая. В основе этой стратификации - не одно (классовое, или экономическое), а два начала (статус и класс). Индивиды, считал Вебер, стремятся утвердить в обществе свои позиции, укрепить свой социальный статус. В тех случаях, когда такое укрепление связано с реализацией экономических интересов, как в развитых в экономическом отношении обществах, формируются классовые интересы. Однако сознание индивидов может быть и не связано непосредственно с классовыми ценностями. Люди нередко осознают себя как часть не столько классовой, сколько этнической, сословной или религиозной общности.

12. Понятия и типы политических систем. Политическая система как механизм власти

Политическая система общества (ПСО) – это единое целостное образование, элементы которого находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом, то есть реальная ПС всегда динамична и должна рассматриваться как процесс. Именно политический процесс (ПП) отражает действительное взаимодействие субъектов в политике, которая складывается в результате действия различных внутренних и внешних факторов. ПП показывает, как индивиды, институты власти, группы людей со всеми своими особенностями взаимодействуют друг с другом, взаимодействуют с государством, реализуя свои черты и функции. Постоянное изменение всех факторов исключает однозначное определение и предзаданность ПП. Таким образом, ПП – это движение, динамика, эволюция ПС, совокупность действий, иституализированных и неиституализированных субъектов политики по осуществлению своих особых функций в сфере власти. Всё это, в конечном итоге, ведёт к развитию или упадку ПС. ПП делят на:1)Базовые 2)Периферийные 3)Явные 4)Теневые. Базовые ПП характеризуют различные способы включения широких социальных слоёв в отношения с государством. Именно здесь говорят о политическом участии и государственном управлении. Периферийные ПП раскрывают динамику формирования отдельных политических групп на уровне местного самоуправления. Явный ПП имеет место, когда интересы группы систематически выявляются в их публичных высказываниях. Такими процессами можно руководить и управлять. Теневой ПП базируется на деятельности публично неоформленных групп и политических институтов. К ПП можно отнести: